Статья:

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Королькова И.Е. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(61). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Королькова Илона Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №15, магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

SYSTEM OF CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATION AND SPEECH ACTIVITY OF CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT

 

Ilona Korolkova

Teacher speech therapist, MBDOU kindergarten No. 15, Undergraduate, Belgorod State National research university, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР. А также определены основные условия, направления, формы и содержание коррекционно-педагогической работы.

Abstract. This article presents a system of correctional and pedagogical work on the formation of communicative and speech activity of preschoolers with OHP. And also the main conditions, directions, forms and content of correctional and pedagogical work are determined.

 

Ключевые слова: коммуникативно-речевая деятельность; общение; общее недоразвитие речи, коррекционно-педагогическая работа.

Keywords: communicative speech activity; communication; general underdevelopment of speech, correctional and pedagogical work.

 

В последнее время увеличивается количество детей, которые имеют недостатки речевого развития. Поэтому проблема коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи очень актуальна сегодня. Несмотря на значительный интерес и многие исследования, она недостаточно изучена и разработана: отсутствуют обоснованные методы, приемы, средства, которые способствуют формированию коммуникативно-речевой деятельности у детей с ОНР.

При проектировании системы коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы ориентировались на принципы работы, выделенные в исследовании О.В. Сафоновой [3]:

- принцип комплексного подхода заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками в ходе активного взаимодействия участников образовательных отношений. Занятия педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя включают задачи на формирование коммуникативных навыков, оказывают коррекционное воздействие на весь комплекс речевых нарушений;

- принцип деятельностного подхода предполагает, что процесс формирования полноценной коммуникативно-речевой деятельности строится с учетом ведущей – игровой деятельности. В игре создаются ситуации, которые обогащают знания детей об окружающем мире. Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития ориентации ребенка в различных ситуациях;

- принцип систематичности и последовательности подразумевает расширение, закрепление знаний и умений, а также формирование новых навыков в соответствии с речевыми, коммуникативными и возрастными особенностями детей с ОНР.

Особенности коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР позволили выделить следующие направления коррекционно-педагогической работы [2]:

- формирование умения ориентироваться в ситуации общения;

- формирование умения организовывать процесс общения;

- формирование умения эмоционального восприятия партнера.

Учитывая возрастные особенности, мы предполагаем, что основные формы работы развития коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР включают [1]:

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры-драматизации;

- проблемные ситуации;

- игровые упражнения;

- комментированное чтение;

Содержание коррекционно-педагогической работы, представленное в таблице 1. Данное содержание коррекционно-педагогической работы, направленное на формирование коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассчитано на три месяца: январь, февраль и март. В каждом месяце реализуются выделенные нами направления и формы работы.

Таблица 1.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию  коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ЯНВАРЬ

Направления работы

Формы работы

Формирование умения ориентироваться в ситуации общения

 

 

Дидактическая игра «Радио»

Цель: мотивировать детей на общение со сверстниками.

 

Игровое упражнение «Кого не хватает?»

Цель: развитие мотивации на взаимодействие, навыков групповой работы

 

Игра-драматизация «На мостике»

Цель: развивать  стремление помогать и поддерживать товарищей   по общению.

 

Формирование умения организовывать процесс общения

 

Дидактическая игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

 

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

 

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Цель:            развивать умение вступать в контакт.

 

Игра «Тропинка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Формирование умения эмоционального восприятия партнера

 

Игра «Три подружки»

Цели: Развить умение проявлять чуткость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

 

Дидактическая игра с масками

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

ФЕВРАЛЬ

 

Формирование умения ориентироваться в ситуации общения

 

 

Дидактическая игра «Сороконожка»

 Цель: развивать стремление детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

 

Проблемная ситуация «Слепец и поводырь»

Цель: развивать стремление помогать и поддерживать товарищей по общению

 

Игровое упражнение «Самый лучший»

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Формирование умения организовывать процесс общения

 

Игра–драматизация «Угощение»

Цель: повышать уровень знаний общения с окружающими

 

Дидактическая игра «Сломанный телефон».

Цель: научить детей   с вниманием относиться      к  словам других людей.

 

Дидактическая игра «Эхо»

Цель: развитие у детей способности подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета

 

Сюжетно-ролевая игра «Интервью с  артистами цирка»

Цель: развитие умения организовывать общение.

Формирование умения эмоционального восприятия партнера

 

Игра «Смешилки»

Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей положительно воздействовать на настроение других людей.

 

Игра «Дождик и ромашки»

Цель:           помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей чуткости, научить поднимать настроение другим людям.

МАРТ

 

Формирование умения ориентироваться в ситуации общения

 

 

Игра-драматизация «Подарок на всех»

 Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, развивать у детей чувство коллективизма.

 

Игровое упражнение «Диалог-шутка»

Цель:  развить умение осознавать  и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Формирование умения организовывать процесс общения

 

Сюжетно-ролевая игра «Непослушные дети»

Цель:  развивать умение                  решать конфликтные ситуации.

 

Дидактическая игра «Скажи по- разному»

Цель: развить умения друг друга чувствовать, дифференцировать слуховое восприятие.

 

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в гости»

Цель: повышать уровень     знаний речевого этикета в общении                  с окружающими.

 

Дидактическая игра «Доброе слово»                   

Цель: сближение группы,   развитие доброжелательного отношения детей друг к другу.

Формирование умения эмоционального восприятия партнера

 

Игровое упражнение«Рисуем эмоции пальцами».

Цель: выражение осознания своего эмоционального состояния

 

Сюжетно-ролевая игра «Прием  у доктора Пилюлькина»

Цели: Развить умение проявлять чуткость, отзывчивость,           сопереживание, учить помогать и поддерживать товарищей, формировать умение применять свои индивидуальные способности  в решении совместных задач, учить выполнять различные роли.

 

Использование игр и упражнений, указанных в календарном планировании, представленном выше, поможет логопеду реализовать задачи по формированию коммуникативно-речевой деятельности, а воспитателю закреплять умения и навыки коммуникативно-речевой деятельности  на занятиях по развитию речи, а также во всех режимных моментах пребывания ребенка в дошкольной организации.

 

Список литературы:
1. Артамонова С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды: дис.  канд. пед. наук / С.В. Артамонова. - М., 2009. - 196 с.
2. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2015 – 78 с.
3. Сафонова О.В. К вопросу об активизации речевой дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы психического развития и психокоррекции детей и подростков: Межвузовский сборник статей аспирантов. — Пенза, 2002. — 68-73 с.