Статья:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кетрова А.А., Стефановская Е.О. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(70). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Кетрова Алла Александровна
преподаватель высшей квалификационной категории, Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Стефановская Елена Олеговна
преподаватель первой квалификационной категории, Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий, РФ, г. Красноярск

 

TRANSFORMATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: NEW DIGITAL TECHNOLOGIES

 

Alla Ketrova

Teacher of the highest qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk

Elena Stefanovskaya

Teacher of the first qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы к образованию в it-сфере: использование нейросетей для подготовки конкурентноспособных специалистов, их преимущества перед case-средствами, а также необходимость применения в образовательном процессе.  

Abstract. New approaches to education in the IT field: the use of neural networks to train competitive specialists, their advantages over case-based tools, the need for application in the educational process are considered in the article.

 

Ключевые слова: образование, нейросети, нейронные сети, ПО, программные средства, преподаватель, методы образования.

Keywords: education, neural networks, neural networks, software, software tools, teacher, educational methods.

 

Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, цифровизация и упрощенный доступ к информации – реальность сегодняшнего дня. Технологии стремительно развиваются, знания быстро устаревают. Это не может не отразиться на состоянии профессионального образования.

Рассматривая состояние образования в IT-сфере, нужно отметить, что изменились студенты. Они обладают базовыми характеристиками своего поколения:

  • с детства знакомы с интернетом и цифровыми технологиями;
  • легко ориентируются в большом потоке информации;
  • предпочитают использовать готовые решения;
  • запоминают только нужную информацию, имеющую для них практическую значимость;
  • демонстрируют поверхностность суждений и слабую способность к системному восприятию информации.

С другой стороны, изменяются реалии нашего времени и требования заказчиков к проектам, создаваемым в IT-сфере:

  • ускоряются все процессы: заказчик хочет максимально сократить время разработки программного продукта;
  • снижаются требования к индивидуализации проектов: сайты, мобильные приложения и другое ПО, решающее однотипные задачи, в основе своей унифицированы и имеют совсем небольшие отличия. Заказчик в большинстве случаев не настаивает на разработке каких-то уникальных интерфейсов или функций;
  • жизнь стремительно изменяется, и, следовательно, необходимо быстро адаптироваться к новым условиям, задачам, технологиям;
  • специалист IT-сфере должен быть готов использовать в своей работе новые цифровые инструменты уже сегодня.

Изменились студенты, претерпевают изменения профессиональной задачи и условия работы IT-специалистов, постоянно обновляются профессиональные инструменты. Очевидно, должна измениться и профессиональная подготовка будущих специалистов, и роль преподавателя в системе профессионального образования.

Проведя серию круглых столов среди студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, аккумулировали информацию о том, какими основными качествами с точки зрения студентов должен обладать преподаватель.

Ниже приведены четыре основных качества преподавателя, наиболее часто встречающихся в ответах студентов:

  1. Знание дисциплины. Этот параметр был важен всегда. Несмотря на доступность информации, преподаватель остаётся главным её носителем. Однако изменяются подходы к передаче данных. Современные студенты не готовы воспринимать большие объёмы абстрактных для них теоретических сведений;
  2. Практическая направленность обучения.  При изобилии и доступности информации нет необходимости в ее запоминании в форме жестких формулировок. Важнее научиться делать то, что описывается в теории, так как свой собственный практический опыт лучше запоминается;
  3. Преподаватель – современник своих учеников. Он разбирается в современных технологиях, является носителем актуальной информации и стремится передать её студентам. Преподаватель говорит на одном языке со своими студентами;
  4. Преподаватель – профессионал.  Он не только рассказывает, как должно быть, но и может в любой момент продемонстрировать профессиональные навыки, используя при этом актуальные и эффективные цифровые инструменты, в том числе и нейросети.

Современное образование, а тем более в it-сфере, уже немыслимо без использования нейросетей. Нейронные сети обладают рядом неоспоримых преимуществ.

Первое – это, конечно же, скорость. Те рутинные действия, которые ранее необходимо было повторять специалисту постоянно, нейросети выполняют в автоматизированном режиме. И это дает исполнителю возможность потратить освобожденное время на решение более сложных задач, которые требуют новых путей решения и/или индивидуального творческого подхода. Отсюда вытекает второе преимущество – оптимизация времени на решение поставленной задачи.

В-третьих, с появлением нейросетей выполнение практически любой задачи становится подобным конструктору. Рассмотрим на примере создания рекламного баннера.

Баннер может содержать текстовую составляющую рекламы и визуальную составляющую (логотип компании как элемент айдентики и визуальный ассоциативный ряд, воздействующий на человека). Логотипы можно создать с помощью графических нейросетей типа Kandinsky, Easy-Peasy.AI, Lexica, Midjourney и других. Причем для этого достаточно только ввести промпт, выбрать стиль и результат будет на экране. Если ранее логотипы, созданные с помощью нейросетей, нуждались в дополнительной пост-обработке, то сейчас уже графические нейросети стали более четко отрабатывать набор инструкций. Например, в Midjourney, начиная с версии 5.2, из нескольких сгенерированных изображений можно даже выбрать, насколько сильно новая версия должна отличаться от исходного изображения, т.е. прямо в нейросети ее же «руками» и довести изображение до желаемого результата. Визуальный ряд для баннера, презентующий потенциальному покупателю продукт или услугу, точно по такой же схеме можно сформировать с помощью нейросети-помощника.

С текстом нейросети давно справляются успешно: Yandex GPT, GigaChat, Claude.ai, ChatGPT – способны вести разговоры на разные темы, генерировать творческий контент, суммировать тексты, осуществлять поиск информации и выполнять другие различные задачи. Нейросети могут обрабатывать как информацию из прикрепленных файлов, предоставленных заказчиком рекламного баннера, так и сгенерировать несколько своих различных вариантов продающих текстов.

Задача дизайнера заключается только в том, чтобы скомпоновать полученные элементы в единое целое. И то, если он обладает большим желанием потратить на это свое свободное время. Потому что уже существуют нейросети, которые успешно справляются с версткой рекламных проспектов, газет, журналов, книг и другой печатной продукции. Получается, что за человеком остается только функция контроля и вмешательства при необходимости.

Еще одним преимуществом использования нейросетей в образовании – стандартизация решений за счет сокращения распространенных ошибок и соблюдения единства требований. Это особо ценное качество, когда речь идет про разработку интерфейсов программных продуктов. Например, не надо экспериментировать с расположением кнопки «Корзина» на сайте маркетплейса: есть четко определенные стандарты usability сайта и UX-дизайна. И нейросети этому хорошо обучены. Лучше старания разработчиков нужно направить на реализацию сложного функционала, а не на расположение кнопок, выбор их формы, цветовой гаммы, написания кода для вызова стандартных функций и т.п. При этом качество программного продукта не снизится, а, скорое всего, даже наоборот.

Нейросети можно (и нужно!) использовать в образовании. Они позволяют:

  • учитывать индивидуальные потребности и особенности обучающихся и на основе этих данных формировать индивидуальные траектории обучения;  
  • автоматизировать процесс оценивания работ обучающихся без доли субъективизма;
  • сделать образование доступным для различных категорий учащихся и тех, кто проживает в отдаленных регионах, где, как правило, часто бывает нехватка квалифицированных педагогических кадров;
  • подготовить конкурентноспособных специалистов согласно требованиям работодателей;
  • развить нетривиальное мышление для решения поставленных задач (шаблонно мыслить может и нейросеть) и повысить мотивацию на достижение успеха в своей отрасли;
  • автоматизировать внутренние рутинные процессы образовательного учреждения, которые требуют больших временных затрат, такие как составление расписания занятий, работа со сводными данными, подготовка справок для обучающихся и т.п.

Начать можно с постепенного внедрения нейросетей в образовательный процесс. Сначала использовать их для решения конкретных задач по выбранной дисциплине, далее их применять уже в собственных исследованиях и разработке курсовых и дипломных проектов. Надо научить обучающихся правильно пользоваться нейросетями, а не запрещать их использование.

Нейросеть – это удобный профессиональный инструмент, который помогает специалисту быстро и эффективно решать поставленные задачи.

 

Список литературы:
1. Кетрова, А. А. Нейронные сети как эффективный инструмент в руках дизайнера / А. А. Кетрова // Научный форум: Инновационная наука: сборник статей по материалам LVIII международной научно-практической конференции, Москва, 27 марта 2023 года. Том 3 (58). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2023. – С. 37-40. 
2. Кетрова, А. А. Цифровая трансформация системы дополнительного образования: новые возможности / А. А. Кетрова // Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XXI-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и Году педагога и наставника, Бийск, 25 мая 2023 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2023. – С. 485-488. 
3. Кетрова А.А., Стефановская Е.О. Применение нейронных сетей в образовательном процессе: возможности для улучшения качества подготовки специалистов // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXVII Междунар. науч.-практ. конф. — № 12(67). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
4. Пестерева О.А. Особенности обучения поколения Z: проблемы и пути решения. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2023.
5. Образовательная онлайн-платформа Skillbox [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/ (дата обращения: 13.03.24).
6. Образовательная онлайн-платформа «Интернет-технологии.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.internet-technologies.ru/ (дата обращения: 11.03.24).
7. Образовательная онлайн-платформа ООО «Нетология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://netology.ru/  (дата обращения: 13.03.24).