Статья:

Формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценивающей деятельности

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Бабенко А.Л. Формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценивающей деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценивающей деятельности

Бабенко Андрей Леонидович
канд. пед. наук, Центральноукраинский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченка, Украина, г. Кропивницкий

 

Анотация. Автор представляет результаты экспериментальной работы по формированию готовности у будущих учителей начальных классов готовности к самооценивающей деятельности как составляющей оценочной деятельности.  Содержательной основой для организации систематической самооценивающей деятельности будущих учителей начальных классов определенные дисциплины педагогического цикла.  В процессе экспериментальной работы апробирована система учебно-педагогических ситуаций, внедрение которых происходило методом их анализа, определения педагогических задач, решение их в процессе диалогического взаимодействия.  Учебно-педагогические ситуации рассматриваются как реальные ситуации, заимствованные из опыта преподавателя, студента, из литературных источников, свидетельств очевидцев, представленные студентам для анализа, определения ключевых проблемных вопросов, формулировка идей относительно возможного решения таких и аналогичных вопросов. Проанализированы результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы. При анализе любых учебно-педагогических ситуаций студенты мотивируются к постоянной самооценки, у них формируются рефлексивные умения, поскольку процесс анализа учебно-педагогических ситуаций всегда завершается этапом рефлексии.

Abstract The author presents the results of the experimental work on the formation of readiness for future primary school teachers of readiness for self-evaluation as a component of evaluation activity. The substantive basis for organizing the systematic self-assessment of future primary school teachers is defined educational disciplines of the pedagogical cycle. In the course of the experimental work, a system of educational and pedagogical situations was tested. Educational and pedagogical situations are considered as real situations, borrowed from the experience of the teacher, student, from literary sources, eyewitness accounts, presented to students for analysis, identification of key problematic issues, formulation of ideas on possible solutions to such and similar issues. The results of the ascertaining and forming stages of the experimental work are analyzed. During the analysis of any educational-pedagogical situations students are motivated to constant self-esteem, they form reflective skills, since the process of analysis of educational-pedagogical situations always ends with the stage of reflection.

 

Ключевые слова: оценочная деятельность; самооценка деятельности; учителя начальной школы; младшие школьники; учебно-педагогические ситуации.

Keywords:  assessment activities; self-assessment activities; elementary school teachers; junior students; educational and pedagogical situations.

 

Вступление. В современной педагогике делается акцент на самооценку, как эффективный метод формирования профессионала, который способен критически относиться не только к другим, но и к себе, своей деятельности, ее результатов. Психологи И. Бех, И. Кон, А. Леонтьев, С.Рубинштейн, Спирин и др.  подчеркивают важность самооценки в жизнедеятельности и развития каждой личности. В частности, А. Леонтьев подчеркивает, что самооценка является существенным условием, которая обеспечивает возможность индивида стать личностью [1]. Значимым в нашем исследовании совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов является положение С. Рубинштейна о том, что в основе самооценки лежат ценности, которые определяют на внутриличностные уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности [4].

Готовность к самооценивающей деятельности важна для учителя, который всегда оценивает воспитанников, должен быть готов к формированию оценочных умений у воспитанников, а это возможно лишь при условии наличия знаний о сути и содержания оценки, методов оценки и собственного опыта оценки своей деятельности и поведения.  Т. Бережинская, А. Веровской, В. Гуменюк, С. Калаур, А. Калиниченко, Л. Кравец, Л. Кутепова, А. Кучерявый, Л. Орехова исследуют различные аспекты подготовки учителей к оценочной и самооцинювальнои деятельности. Однако, больше внимания обращается на подготовку учителей к оценке учебных достижений учащихся, формирование оценочных суждений школьников в процессе учебной деятельности. Мы считаем, что недостаточно ограничиваться только учебной деятельностью, а больше внимания обращать на подготовку педагогов к оценке личности школьника, его поведения и деятельности во всех сферах жизнедеятельности.

Результати исследования. Самооценивающая деятельность учителя начальных классов является частью его оценочной деятельности. Готовность будущих учителей начальных классов мы определяем как целостное устойчивое образование, которое включает: мотивационно-ценностный компонент, характеризующийся наличием положительных мотивов и осознанную потребность к оценке деятельности учащихся и обеспечивает ценностную интерпретацию знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного  отношение воспитанников;  когнитивный компонент, который предусматривает овладение знаниями о цели и пути осуществления оценочной деятельности, развитие познавательных процессов учителя, обеспечивающих оптимальное осуществления оценки деятельности младших школьников;  операционно-деятельностный компонент, включающий умения, которые обеспечивают эффективную организацию оценки деятельности воспитанников, формирования оценочных умений у учащихся, организации взаимодействия педагога и воспитанников в процессе осуществления оценочной деятельности;  рефлексивный компонент, который представлен умениями учителя осуществлять самоанализ и самооценку собственной оценочной деятельности, наличием потребностей в самосовершенствовании. Готовность будущих учителей начальных классов к самооценки предполагает умение проведения анализа оценочной деятельности, выявление ошибок и затруднений в процессе оценки деятельности воспитанников, проведение корректировки собственной деятельности. Она позволяет мысленно анализировать собственные действия, рассматривать средства и способы, которые используются, с точки зрения соответствия их цели и задач образования, обучения и воспитания младших школьников. Содержательной основой для организации систематической самооцинювающей деятельности будущих учителей начальных классов в нашем опыте есть учебные дисциплины педагогического цикла. Содержание каждой учебной темы позволяет формировать знания по осуществлению самооценки результативности всех видов деятельности учителя: учебной, образовательной, воспитательной. Успешность формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценивающей деятельности во многом зависит от методов обучения, используемых в процессе профессионального образования.

В процессе экспериментальной работы мы апробировали систему учебно-педагогических ситуаций, внедрение которых происходило методом их анализа, определения педагогических задач, решение их в процессе диалогического взаимодействия. Учебно-педагогические ситуации рассматриваем как реальные ситуации, заимствованные из опыта преподавателя, студеная, из литературных источников, свидетельств очевидцев, представленные студентам для анализа, определения ключевых проблемных вопросов, формулировка идей относительно возможного решения таких и аналогичных вопросов. При анализе любых учебно-педагогических ситуаций студенты мотивируются к постоянной самооценке, у них формируются рефлексивные умения, поскольку процесс анализа учебно-педагогических ситуаций мы всегда завершаем этапом рефлексии.

Результативность внедрения системы учебно-педагогических ситуаций с целью формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценке определялась с помощью таких методов: анкетирование, опросника А. Карпова «Диагностика уровня развития рефлексивности» [2], модифицированной методики «Диспозиционная характеристика саморазвития личности» (С. Кузикова, Б. Кузикова [3]), тест учебно-педагогических ситуаций и решения педагогических задач, наблюдение за деятельностью студентов в ходе выполнения практических задач на занятиях по учебным дисциплинам «дидактика» и «Теория воспитания».

В ходе констатирующего этапа исследования студенты второго и третьего курса отмечали, что в практических ситуациях на занятиях, когда стоит задача осуществить самооценку своей деятельности, определить ее положительные стороны и недостатки, им Не хватает опыта высказывания оценочных суждений. Преподаватели также отмечали по результатам наблюдения на занятиях, в процессе оценки как деятельности своих коллег по группе, так и своей собственной учебной деятельности, студенты, как правило, дают неадекватную оценку, а не выделяя существенные признаки уровня знаний, их оценочные суждения есть несколько упрощенном. Большинство студентов не проявляло рефлексивного поведения, а не способны занимать аналитическую позицию в отношении к себе и профессиональной деятельности. Они некритически оценивают различные стороны своей личности и деятельности, имеют эпизодическую готовность к превращению и совершенству своей оценочной деятельности. Такие результаты обусловлены направленностью деятельности на занятиях на овладение студентами конкретными знаниями и недостаточностью времени, направленного на самоанализ и самооценку деятельности студентами. Опрос студентов выпускного курса указало на определенные положительные моменты подготовки будущих учителей начальных классов к оценочной деятельности, среди которых отмечаем такую: стимулом к формированию такой готовности является работа преподавателей цикла психолого-педагогических дисциплин по созданию условий для самооценки познавательной сферы, качества знаний, различных сторон  личности студента. Студенты - выпускники убеждены, что самооценки качества учебной деятельности дает возможность пережить опыт, который необходим для оценки знаний учащихся. В целом в ходе констатирующего эксперимента нами выявлено, что только 6,5% студентов (5 студентов из 156 респондентов, студентов второго курса специальности «Начальное образование») имеют достаточный уровень готовности к самооцинювальнои деятельности, 53,2% (41 студент) - средний  уровень, 31 студент (40,3%) - низкий.  Хотя большинство респондентов осознают зависимость между особенностями личностных механизмов восприятия, понимания, анализа, оценки и особенностей оценки других участников образовательного процесса, нуждаются в совершенствовании знаний и умений по оценке собственной личности и деятельности, влиятельные адекватной самооценки на результативность профессиональной педагогической деятельности.

Формирующий эксперимент был направлен на внедрение системы работы с использованием учебно-педагогических ситуаций, пронизывает изучения цикла педагогических дисциплин, с целью как ознакомление студентов с особенностями самооценивающей деятельности, так и развития рефлексивного поведения и качеств личности, способной оптимально осуществлять оценочную деятельность.

Эффективность внедрения разработанной системы учебно-педагогических ситуаций с целью формирования у будущих учителей готовности к самооценивающей деятельности определялась по ее динамике процентом студентов, перешедших из низшего уровня на более высокий уровень сформированности по сравнению студентов экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе произошло увеличение количества студентов из достаточным уровнем готовности к самооценке на 45,1% (в контрольной группе - на 22,2%); уменьшение количества с низким уровнем на 19,8% (в контрольной группе - на 20,8%).

Анализ контрольных срезов показал, что в процессе применения диалогического взаимодействия, включение студентов в деловые игры с опорой на учебно-педагогические ситуации, сосредоточивали внимание не только на овладении информацией о роли видов, способов оценки и самооценки, но и на развитии интеллектуальных умений студентов , меняется к лучшему мотивация будущих специалистов к деятельности, направленной на формирование готовности к самооценивающей деятельности как составляющими оценочной деятельности, обеспечивается переход от внешней мотивации к внутренней положительной установке.

Выводы. Самооценивающая деятельность будущих учителей начальных классов является основой для формирования готовности к оценочной деятельности как компонента профессионального мастерства. Эффективным методом формирования готовности будущих учителей начальных классов к самооценивающей деятельности является метод анализа учебно-педагогических ситуаций, решение педагогических задач, которые проявляются в них, который используется в процессе общепедагогической подготовки. Разработана и апробирована нами система учебно-педагогических ситуаций с учетом функций самооценки способствовала формированию адекватной самооценки будущих специалистов, побудила к профессиональному самосовершенствованию.

 

Список литературы:
1. Леонтьев А. Н. Деятельность.  Сознание.  Личность.  - М .: Политиздат, 1975. - 304 с.
2. Карпов А. В. рефлексивности как психическое свойство и методики ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал.  - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
3. Кузикова С. Б. Конструирование методики исследования саморазвития личности / С. Б. Кузикова, Б. А. Кузикова // Вестник НТУУ «КПИ».  - Серия: Философия.  Психология.  Педагогика.  - Выпуск 2. - 2010. - С. 102-112.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  - СПб .: Питер, 2002. - 720 с.