Статья:

Практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Завалишина О.В., Сардарова З.О. Практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Завалишина Ольга Васильевна
канд. пед. наук, доцент, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Сардарова Зарина Османовна
магистрант, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

Practical recommendations about development of communicative competence in children of preschool age with the delay of mental development

 

Olga Zavalishina

candidate of pedagogical sciences, associate professor,Kazakh national pedagogical university of a name of Abay, Kazakhstan, Almaty

Zarina Sardarova

undergraduate, Kazakh national pedagogical university of a name of Abay – Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. в статье описываются практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности, которые даны на основе исследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Под коммуникативной компетентностью подразумевается нормальная реакция детей на происходящее вокруг, их соответствующий эмоциональный отзыв на возникающие ситуации в общении, выражение собственных эмоциональных состояний общепринятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением.

Abstract. In article the practical recommendations about formation of communicative competence made on the basis of a research of children of the advanced preschool age with a delay of mental development are described. Communicative competence is understood as proper response of children to the events around, their adequate emotional response to the arising situations in communication, manifestation of the emotional states by the means accepted in human society and adequate social behavior.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; задержка психического развития; коррекционно-развивающая работа.

Keywords: communicative competence; delay of mental development; the correctional developing work.

 

На основании рассмотренных теоретических источников, с целью изучения свойств формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников с ЗПР, применен комплекс диагностических методик, с помощью которого были изучены  разные стороны коммуникативной компетентности. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Распределение детей с ЗПР по уровням коммуникативной компетентности

 

Итоги диагностического исследования показали, что большая часть детей с ЗПР (72%) обладают низким уровнем развития коммуникативной компетентности, что стало основой для разработки рекомендаций, которые направлены на формирование коммуникативной компетентности.

Коррекционно-развивающая деятельность по развитию коммуникативной компетентности у детей с ЗПР должна быть с учетом выявленных структурно-содержательных характеристик этого интегративного комплексного образования:

1. В когнитивном компоненте следует формировать представления у детей о культуре пoведения и общения, обучаем пoведенческой этике: развивать способность относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с готовностью оказывать пoмощь, выражать свою поддержку и терпимость в коллективной работе со сверстниками; обучать этикетным фoрмам общения (приветствовать, прощаться, благодарить за помощь и т.д.)

2. Эмоциональный компонент связан с формированием у детей «эмоционального интеллекта» т. е. с формированием умений, правильно сознавать свои эмоциональные реакции и чувственные проявления других, выражать адекватные эмоции в различных ситуациях, обладать способностью управлять своим эмоциональным состоянием и координировать собственное  поведение; обучение умению подвергать анализу свои эмоции; освоение  умениями  правильно видеть эмоциональные проявления  других людей по внешним признакам (мимика, пантомимика, интонации и др.) [1].

3. В поведенческом компоненте мы ориентируемся на формирование определенных коммуникативных умений: освоение умениями простого самоконтроля и саморегуляции собственного поведения и деятельности, обучение умению эффективно общаться, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, привлечения интереса детей друг к другу с целью формирования у них социально значимых мотивов деятельности; приобщать детей к ценностям партнерства с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании коллективной работы, соподчинении и контроле своих желаний; просто производить оценку своихпоступков, действий литературных персонажей, воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, стремление поддержать друга, беспокоиться о нем.

4. Реализовывать составление такого плана коррекционно-педагогической работы, которыйследует в зарождении заинтересованности к деятельности и общению, развитие социально приемлемых отношений в коллективе, предотвращения выхода у детей стойких нежелательных отклонений вдействии, формирование позитивных эмоциональных проявлений. В ходе коррекционно-развивающей работы у ребенка создаются понятия  о себе, собственной семье, родственных отношениях, общественных ролях окружающих людей, формируются гуманные чувства,прививается уважение к взрослым.

5. Коррекционную работу по формированию коммуникативной компетентности детей с ЗПР осуществляют постепенно, предлагая сначала готовые, образцы поведенческих и эмоциональных реакций. Зачастую применяется совместная деятельность детей, коллективные задачи в виде игровой формы. В ходе деятельности поразвитию коммуникативной компетентности широко применяются как реальные, так и специально намеренно сформированные ситуации общения, побуждающие детскую активность. Педагогами и воспитателями динамично используются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, чтение и анализ художественных произведений, мини-конкурсы и др. Предлагаются разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи, инсценировки с показом и исследование разных эмоциональных состояний [2].

6. Воспитатель, педагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог совместно с родителями могут помочь детям создавать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе положительного эмоционального общения, взаимного уважения и любви. В упражнениях рекомендовано использовать игры и литературные произведения, рекомендованные в образовательных областях «Коммуникация», «Социум». У ребят воспитывают эмпатийные эмоции: способность относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с радостью, с готовностью оказывать помощь, проявлять поддержку и толерантность в коллективной деятельности со сверстниками. Позитивные итоги в формировании коммуникативной компетентности  у детей добиваются при умелом сочетании различных форм взаимоотношения воспитателей и родителей. Важно применять как традиционные, так и новые формы работы: родительские собрания; индивидуальные и групповые беседы; консультации; лекции; конференции; тематические вечера вопросов и ответов; ролевые игры; практикумы; тренинги родительской компетентности, вовлечение родителей в совместные виды деятельности и др.[3]

Таким образом, входе коррекционно-развивающей деятельности у детей формируются представления и понятия о себе, своей семье, родственных отношениях, социальных ролях находящихся вокруг людей, прививается уважение к взрослым, формируются гуманные чувства. Со временем у детей формируется «эмоциональный интеллект», развивается своя позиция, оценки и предпочтения, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе.

 

Список литературы:
1. Завалишина О. В.  Методические рекомендации по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дошкольной организации. - Алматы, 2012.- 52 с.№1
2. Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84. №3
3. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007 №2