Статья:

AGILE-ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Конференция: LX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Смирнов К.А., Хмарина Н.А. AGILE-ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(60). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 14-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

AGILE-ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Смирнов Кирилл Андреевич
магистрант, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет РФ, г. Москва
Хмарина Надежда Александровна
магистрант, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет РФ, г. Москва

 

AGILE APPROACH TO PEDAGOGICAL DESIGN

 

Kirill Smirnov

Undergraduate, State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

Nadezhda Khmarina

Undergraduate, State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность классического метода управления Agile и анализируются его возможности для педагогического дизайна различных образовательных активностей.

Abstract. This article discusses the issue of comparing the classical method of agile management and its adaptation to modern domestic educational practice.
 

Ключевые слова: agile; гибкое управление; образование; педагогический процесс; педагогический дизайн; проектный подход; адаптивность; риски.

Keywords: agile; flexible management; education; pedagogical process; instructional design; project approach; adaptability; risks.

 

В современном проектном управлении термин «Agile» становится все более популярным и привлекает к себе внимание предпринимателей, начинающих бизнесменов, консультантов и экспертов. В общеобразовательных организациях Agile-методология пока остается своеобразным «белым пятном». Множество публикаций в бизнес-литературе на тему применения Agile в производстве, его инновационность и популяризация в профессиональных предпринимательских сообществах повышают интерес к этой теме. В то же время дефицит статей и методических разработок по адаптации подхода Agile в образовательной среде ставят перед педагогами-исследователями и практиками перспективную  творческую задачу поиска путей применения технологий гибкого проектного управления в образовании.

Agile (в переводе с английского – «гибкий», «проворный») как подход в управлении проектами зародился в сфере информационных технологий на основе концепции бережливого производства в начале нулевых и применялся изначально для разработки программного обеспечения. Постепенно методология Agile стала распространяться на другие области человеческой деятельности ввиду своей быстрой применимости, адаптивности и понятной структуры.

Суть Agile-подхода сформулирована в Agile-манифесте и конкретизирована в 12 принципах Agile. Для сферы образования содержание методологии Agile было адаптировано фондом eduScrum и голландскими педагогами десять лет назад. Мы сравним постулаты классического Agile-подхода [2] и Agile в образовании [1], зафиксированные в манифесте, с целью прояснения их сущности, понимания перспектив внедрения, путей применения, рисков и сложностей в педагогической практике в целом и в педагогическом дизайне в частности.

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов (постулат в образовательном Agile формулируется идентично). Agile постулирует внимание к человеку и взаимодействие между людьми как основу подхода. При этом разработчики классического Agile уводят на второй план понятие процесса, которое, по сути, является ключевым для педагогики и образования. Здесь кроется основное противоречие между Agile-подходом и законами педагогической науки и практики. По В.А. Сластенину, объект педагогики – это явления действительности, обуславливающие развитие человека исключительно в процессе деятельности. Основная сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии педагога и ученика [4, с.76]. Именно педагогическое взаимодействие является одним из важнейших механизмов построения качественного образовательного процесса. Для образовательного Agile понятие «процесс» должно быть не менее важно, чем люди, в этом процессе взаимодействующие. Именно поэтому мы считаем, что между «люди и взаимодействие» и «процессы и инструменты» необходимо ставить знак равенства.

Работающее программное обеспечение важнее исчерпывающей документации vs Значимое обучение важнее измерения обучения.

В настоящее время мы можем наблюдать повышение интереса к различным видам мониторинга и диагностики уровня знаний обучающихся. В международном контуре это исследования PISA, TIIMS, PIRLS, на всероссийском – экзамены в форме ЕГЭ/ОГЭ, ВПР, РДР. Генеральные цели российского образования декларируются с учетом результатов именно этих показателей. Однако количественные результаты обучения сами по себе не означают качественных результатов, уровней успешности/неуспешности развития личности обучающегося. Agile-подход в образовании акцентирует внимание на необходимости выстраивания процесса значимого, личностного, актуального для школьников обучения, где диагностика – не самоцель, а один из необходимых инструментов обратной связи.

Сотрудничество с заказчиком важнее согласования контракта vs Сотрудничество с заинтересованными сторонами важнее сложных переговоров.

Заинтересованных сторон в школьном образовании три: ученики, родители, сама школа как социальный институт. Все три стороны должны находиться в тесном и эффективном сотрудничестве, где главная цель – максимальное развитие личности ребенка посредством создания всех необходимых условий. При этом трехстороннее сотрудничество есть важнейшая компонента образовательного процесса, куда на равных условиях вовлечены и взрослые, и дети. Сотрудничество в Agile – это прежде всего командная работа, партнерство и договоренности между всеми участниками процесса. Очевидно, что Agile не предлагает в этом пункте ничего для образования инновационного. В отечественном образовании подобные принципы реализовывались и предлагались, к примеру, авторами педагогики сотрудничества. Труды Ш.А. Амонашвили, Е.П. Ильина, С.Л. Соловейчика, В.Ф. Шаталова и др. актуализируют идею личностной ориентации педагогического процесса на основе гуманистических ценностей, где сотрудничество, выстраивание отношений между участниками – главный фактор достижения высоких результатов обучения и воспитания.

Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану (постулат п в образовательном Agile формулируется идентично).

Agile-подход провозглашает гибкость (адаптивность к быстро меняющимся условиям) как одну из главных особенностей своей методологии и важнейшую – для человека и организации XXI века. Система образования призвана помочь сегодняшнему школьнику научиться реагировать на все изменения и быть готовым вносить в свои первоначальные планы коррективы, анализируя свое движение по образовательному, карьерному и жизненному пути, не бояться менять стратегические ориентиры. При этом стоит отметить двойственную позицию школы. С одной стороны, она жестко структурирована, регламентирована и контролируема. С другой – она насыщена самыми разнообразными взаимоотношениями, неопределенностью, творчеством, представляет собой сложную систему, а, следовательно, должна быть гибкой (склонной к адаптивности). Именно в гибкости разработчики Agile видят успех любого проекта – будь то запуск на рынок нового IT-оборудования, апробация новой методики или управление организацией. Адаптивный, гибкий подход поможет скорректировать цель, сам процесс подготовки, финал проекта или его последующую итерацию.

Не отрицая важности того, что справа, мы больше ценим то, что слева. В приоритете Agile – люди и взаимоотношения между ними, осознанность, гибкость управления, качественный результат через качественный процесс.

Безусловно, приведенные выше постулаты Agile нельзя рассматривать как организационно-управленческую панацею от всех проблем. Прямой перенос методов гибкого управления на образовательную сферу может являться слабо эффективным, а где-то иметь отрицательный эффект. Именно поэтому, считаем, методология Agile в образовании требует более глубокого теоретического осмысления и апробации с анализом и рефлексией.

Как мы видим, Agile-подход предлагает образовательной практике относительно новый взгляд на само построение педагогического процесса, инициирование и разработку новых образовательных продуктов. Почему относительно? Потому что методология Agile содержательно вполне соотносится с существующими в российском образовании подходами – компетентностным, личностно-ориентированным, проектным, т.к. в центр структуры ставит людей и отношения между ними, взаимодействие и процесс. Образовательный Agile позволяет трансформировать существующее управление процессами и результатами в образовательной организации в сторону гибкости, а значит, сделать его более адаптивным к постоянно изменяющимся условиям среды и новым вызовам.

В связи с этим интересны перспективы использования Agile в образовании. На наш взгляд, он может применяться при построении основных общеобразовательных программ, программах дополнительного образования и внеурочной деятельности. Agile как метод может быть полезен при создании и апробации новых образовательных проектов (особенно для организаций, ставящих своей целью сделать качественный прорыв в своем развитии), И, конечно, особый интерес Agile представляет для педагогов, учителей, применяющих в своей работе технологии проектного обучения, обучения предпринимательству в прототипе стартапа и т.д.

Гибкий подход уже стал применяться в образовательных практиках. В частности, в педагогическом дизайне онлайн-обучения. Agile является основной для разработки дистанционных курсов. В последнее десятилетие рынок онлайн-обучения (сконцентрированный в частном секторе) заметно вырос, основные эксперименты в области педагогического дизайна сейчас сосредоточены именно там. Разработчики платформы Lektorium выделяют несколько моделей педагогического дизайна [3], среди которых для нас представляет предметный интерес модель ALD (Agile Learning Design) и модель SAM (Successive Approximation Model). В ALD-модели отмечаются успешно работающие в онлайн-обучении элементы, такие как: диалоговая подача материала, применение стандартных инструментов для быстрого и эффективного выполнения задач, стимулирование обучающегося и активное использование его интереса, создание интерактивных баз данных со всеми справочными материалами, систематическая оценка процесса обучения и потребностей ученика на каждом этапе, концентрация на самом процессе обучения и материале, а не на планировании. То есть ALD-модель позволяет выстраивать гибкую, адаптированную под индивидуальные запросы обучающегося, систему онлайн-обучения – «от заказчика – к его результату».

SAM-модель разработана на основе принципа последовательного приближения. Основополагающим является цикл «проектирование — прототип — оценка». Итерация проходит несколько раз на каждом этапе, на каждом проекте, на каждом этапе «сборки», пока он не будет отвечать всем заданным критериям. Каждый цикл начинается с этапа сбора необходимой информации. Каждый из этапов разработки (проектирование, создание, апробация) разделен на части, в рамках которых действует тот же итеративный принцип. Эта модель применяется при разработке онлайн-курсов, отдельных модулей курсов, помогает разрабатывать итоговые квалификационные работы обучающихся.

Существуют и определенные риски адаптации методологии Agile к отечественной образовательной действительности. Одним из рисков становится сама система образования, которая продолжает работать в традиционном формате (четкое следование плану, объемы документации, стандартные методы управления и пр.). Agile же предполагает философию проектного подхода, где сотрудничество, гибкость и умение быстро ориентироваться в любой ситуации являются важными условиями достижения результата.

Отсутствие четкого планирования и целеполагания как раз может затруднить внедрение Agile, т.к. для построения эффективного педагогического процесса и цель, и план являются важными составляющими результата. Agile не игнорирует цель, а предполагает, что она уже задана самими разработчиками проекта/продукта. Agile не игнорирует планирование, но этот инструмент оказывается «вшитым» в общую канву процесса разработки продукта.

Таким образом, Аgile-подход является не просто модным трендом, но и представляет собой инструмент для педагогического дизайна, позволяя быстро реагировать на изменяющиеся условия среды, адаптировать свои цели, планы и методики в зависимости от этих условий.

 

Список литературы:
1. Гульчевская Н. Е. Agile в образовании. [Электронный ресурс]. – URL:
 http://agileineducation.ru/agile-v-obrazovanii (дата обращения: 06.03.2022).
2. Коул Р., Скотчер Э. Блистательный Agile. Гибкое управление с помощью Agile, Scrum и Kanban. – СПб.: Питер, 2019. – 304 с.
3. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн. [Электронный ресурс]. – URL: https://kursostroenie.lektorium.tv/pedagogicheskii-dizain-roc (дата обращения: 28.03.202).
4. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 608 с.