Статья:

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 134 «НОТКА» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Касимова И.Д., Минаева О.И. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 134 «НОТКА» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(65). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 134 «НОТКА» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Касимова Ирина Дмитриевна
старший воспитатель, МДОУ «ЦРР – д/с № 134 «Нотка» г. Магнитогорска, РФ, г. Магнитогорск
Минаева Оксана Игоревна
заведующий, МДОУ «ЦРР – д/с № 134 «Нотка» г. Магнитогорска, РФ, г. Магнитогорск

 

FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING INNOVATIVE ACTIVITIES AT THE MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION «CHILD DEVELOPMENT CENTER - KINDERGARTEN № 134 «NOTKA» OF THE CITY OF MAGNITOGORSK

 

Irina Kasimova

Senior teacher, MDOU «TsRR - d/s № 134 «Notka» Magnitogorsk, Russia, Magnitogorsk

Oksana Minaeva

manager, MDOU «TsRR - d/s № 134 «Notka» Magnitogorsk, Russia, Magnitogorsk

 

Аннотация. В статье авторы делятся опытом  управленческого сопровождения создания и внедрения специальной системы музыкального развития детей с нарушениями речи в условиях комбинированной группы ДОУ.

Abstract.  In the article, the authors share their experience in management support for the creation and implementation of a special system for the musical development of children with speech impairments in a combined group of preschool educational institutions.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, механизмы управления качеством инклюзивного образования в ДОУ, музыкальная деятельность.

Keywords: inclusive education, mechanisms for managing the quality of inclusive education in preschool educational institutions, musical activities.

 

Инклюзивное образование в России становится массовой практикой. Каждая образовательная организация совершает свой путь к инклюзии. Иногда он начинается с прихода в организацию одного «особенного» ребенка, и вслед за этим вся организация трансформируется и меняется. Другая организация планомерно готовится к инклюзии, учитывая всю нормативно-правовую базу, хотя в ней нет ни одного «особенного» ребёнка. Но в любом случае изменения, которые претерпевают образовательные организации, касаются всего, чем они живут, – людей, отношений, традиций. Не обошло инклюзивное образование и наше дошкольное образовательное учреждение.

Импульсом к развитию данного направления стало получение в 2019 году субсидии на создание условий для получения детьми дошкольного возраста с ОВЗ качественного образования и коррекции развития по государственной программе Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» и открытие групп комбинированной направленности, которые посещают здоровые дети и дети с речевыми нарушениями.

За время работы с детьми в условиях комбинированных групп ДОУ, по итогам мониторинга качества дошкольного образования и регионального мониторинга оценки качества дошкольного образования «Мониторинг ФГОС ДО» нами был выявлен ряд проблем:

1. Несмотря на прохождение курсов повышения квалификации, педагоги оказались не готовы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (низкая мотивация, недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень подготовки по вопросам работы с детьми с ОВЗ, недостаточная психолого-педагогическая компетентность, неготовность работать в условиях комбинированной группы).

2. Необходимость обеспечения постоянного обновления РППС с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей).

3. Трудности социально-психологической адаптации детей, особенно детей с ОВЗ, и их семей к условиям комбинированной группы ДОУ и социуму.

4. Низкая культура инклюзии в обществе, выражающаяся в непонимании и нетерпимому отношению к детям с ОВЗ, неоднозначное отношение родителей и низкая осведомленность родителей о принципах инклюзивного образования.

5. Недостаточная информированность родителей (законных представителей) об условиях и устройстве образовательного процесса в комбинированных группах ДОУ.

6. Низкая эффективность во взаимодействии воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов и специалистов ДОУ и социальной среды – взаимодействие по необходимости, а в ситуации реализации инклюзивного образования требуется установление партнерских отношений для решения проблемы адаптации и более успешного развития детей. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность для детей и для взрослых (родители, педагоги, специалисты различных квалификаций). Чем больше партнеров будет у ДОУ, тем с большей вероятностью процесс интеграции ребенка в социум пройдет успешно.

Все вышесказанное, как итог, приводит к снижению качества инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении и указывает на недостаточность разработки механизмов управления качеством инклюзивного образования в ДОУ.

Для полной интеграции инклюзии и решения выявленных проблем наше учреждение стало региональной инновационной площадкой по направлению «Проектное управление инклюзивным образованием в ДОУ», выбрав тему проекта «Управление качеством инклюзивного образования детей дошкольного возраста с разными видами речевых нарушений в условиях комбинированной группы дошкольной образовательной организации» (на примере музыкального развития)». Инициирование данного проекта стало закономерным событием в нашем учреждении, опираясь на исторические, теоретические, социальные и практические предпосылки.

Общеизвестный факт, что исторически музыка всегда была не только искусством, но и средством врачевания и коррекции, развития и воспитания личности ребенка с нарушениями речи и активным его включением в культурно образовательный социум. О лечебной силе музыки свидетельствуют древнейшие источники. Ещё Пифагор и Аристотель считали, что музыка способствует восстановлению гармонии в теле человека, нарушенной вследствие болезни.

Вопросами влияния музыки на организм человека занимались В.М.Бехтерев, И.М. Сеченов, Г.П. Шипулин и др. Исследования, посвящённые разработке и совершенствованию комплексной системы воздействия на детей с общим недоразвитием речи проводили Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, Ю.Ф. Гаркуша, Б.М. Гриншпун, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Н.Н. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие.

Социальными предпосылками стали отток детей с нарушениями речи в специализированные дошкольные образовательные учреждения, запрос родителей на открытие соответствующих групп, повышение имиджа учреждения.

Практические предпосылки связаны с многолетним опытом работы «Нотки» в реализации инновационных проектов, связанных с музыкальным развитием детей дошкольного возраста (инициирование и организация городского хорового фестиваля для дошкольников с 2015г., деятельность в проблемно – творческих группах Управленческого клуба руководителей ДОУ города, статус городского Ресурсного центра по работе с одаренными детьми в ДОУ с 2017г., деятельность в качестве пилотной площадки научно-исследовательского центра прогнозирования развития творческих способностей и детской одаренности при Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, деятельность в качестве Ресурсной опорной площадки городского Ресурсного центра по развитию хорового пения в образовательных учреждениях с 2019г.).

Такой разнообразный опыт деятельности позволяет нам устанавливать партнерские связи с другими дошкольными организациями и передавать имеющиеся наработки в соответствующей области.

Необходимо также отметить, что в МДОУ «ЦРР – д/с № 134 «Нотка» г. Магнитогорска сложилась особая система психолого-педагогического сопровождения детей, основанная на взаимодействии всех специалистов МДОУ, родителей, а также учреждений образования и культуры Магнитогорска, что во многом определяет выбор форм и методов работы с дошкольниками. Данная система имеет целью наиболее эффективное развитие потенциала детей, обеспечение возможности наиболее полной реализации способностей каждого ребенка.

Организация образовательного процесса в ДОУ строится на принципе преемственности. Интерес представляет и опыт взаимодействия ДОУ с социальными партнерами, в частности, с Магнитогорской государственной консерваторией им. М.И. Глинки в вопросах музыкального развития детей. МДОУ «ЦРР – д/с № 134«Нотка» г. Магнитогорска уже много лет (с 1994 года) является первой ступенью в структуре непрерывного музыкального развития и, как следствие, непрерывного музыкального образования, в том числе профессионального.

Определенные в ходе SWOT-анализа сильные (позитивный имидж учреждения; накопленный опыт по изучению, апробации и внедрению инноваций; наличие высококвалифицированных педагогов, имеющих соответствующий опыт, специальное образование, РППС, включающая в себя специально оборудованные помещения (концертный зал, хоровой класс с особой акустикой, музей музыкальных инструментов), и размещенные в каждой группе ДОУ фортепиано) и слабые стороны (недостаточная информированность родителей об условиях и об устройстве образовательного процесса в комбинированных группах ДОУ; недостаточная готовность некоторых педагогов к работе с детьми с ОВЗ; необходимость обеспечения постоянного обновления РППС с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей)) нашего учреждения дали возможность определить не только её конкурентные преимущества, но и параметры, которые необходимо оптимизировать и совершенствовать, и в частности, механизмы управления качеством инклюзивного образования в ДОО с учётом новых реалий. Это в свою очередь стало основанием для стратегических изменений в управлении качеством инклюзивного образования в ДОУ.

Концепт (идея) нашего проекта заключается в управленческом сопровождении создания и внедрения специальной системы музыкального развития детей с нарушениями речи в условиях комбинированной группы ДОУ.

В основу создаваемой системы заложен потенциал музыки и музыкального развития ребенка – музыка выступает средством развития и коррекции речи, средством общения, взаимодействия, совместной деятельности участников образовательных отношений и адаптации воспитанников и их родителей (законных представителей) в социуме.

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация.

Музыкальные занятия благотворно воздействуют на эмоциональную сферу воспитанника, тем самым ребёнок становится готовым к более сложным для него занятиям.

Исходя из данных положений, система музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы включает в себя:

  • блок музыкального развития, состоящий из: вариативных программ музыкально-художественной направленности, которые проецируются на все образовательные области, и специальных музыкально-теоретических дисциплин (вокал, музыкальная грамота, слушание музыки и др.);
  • команду специалистов дошкольного образовательного учреждения, включая музыкальных руководителей. Музыкальное воздействие является сквозным, интегральным элементом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач;
  • наличие высококвалифицированных педагогов, имеющих соответствующий опыт, специальное образование (высшее музыкальное).
  • развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая погрузить детей в атмосферу музыки, удовлетворить их потребность в живом звучании и музыкальных впечатлениях, а также сделать музыку неотъемлемой частью жизни детей в детском саду, средством общения и познания мира.

Важной составляющей системы музыкального развития детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы в дошкольном образовательном учреждении выступает активизация образовательного потенциала родителей (законных представителей) воспитанников.

Родители как полноценные участники образовательных отношений становятся партнерами и непременными участниками жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Взаимодействие с родителями строится на принципах включенности семьи в деятельность ДОО, преемственности и единства требований ДОО и семьи, соблюдения единого стиля воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении, сохранении и развитии лучших воспитательных традиций, формировании активного и ответственного родительского сообщества.

Нельзя не отметить значимость сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства как одного из механизмов повышения качества дошкольного образования (МаГК им. М.И. Глинки, учреждения культуры и искусства, дошкольные образовательные учреждения, МУ «ЦППМСП» г. Магнитогорска и др.).

В основе предлагаемой нами системы имеются элементы трансформации образовательного процесса ДОУ, необходимые для успешной социализации детей дошкольного возраста с разными образовательными потребностями, эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений (воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов) и адаптации воспитанников и их семей в социуме через привлечение социальных партнеров:

  • внедрение в практику образовательного процесса музыкально-образовательных проектов (музыкально-театральная постановка и мюзикл в сотворчестве с родителями) обеспечивает преодоление барьеров во взаимодействии родителей (законных представителей) комбинированной группы, создает ситуацию успеха для всех детей;
  • реализация программы сетевых социокультурных и образовательных событий с организациями-партнерами, включающая в себя детские концерты, совместные номера для выступлений на разных площадках города, участие студентов МаГК им. М.И. Глинки в мероприятиях ДОУ т.д.
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, оборудование специальных помещений: концертный зал, хоровой класс с особой акустикой и хоровым станком, музей музыкальных инструментов, размещение фортепиано (и других музыкальных инструментов) в каждую групповую ячейку ДОУ;
  • формирование профессионально-общественного сообщества, состоящего из руководящих, педагогических работников и специалистов ДОУ, родителей (законных представителей), представителей организаций-партнеров, необходимое для обсуждения различных вопросов, возникающих в ходе реализации инклюзивного образования в ДОУ, и способствующее повышению инклюзивной культуры;
  • развитие сетевого профессионально-педагогического сообщества, позволяющего обеспечить непрерывное повышение квалификации, в том числе участие в качестве слушателей в курсах повышения квалификации или стажировочной площадки по вопросам инклюзивного образования и повышения его качества, что позволит перейти на индивидуальные образовательные маршруты педагога.

Особенностью данной системы является её универсальность. Предлагаемый инновационный проект позволяет, используя собственные ресурсы ДОУ и социальных партнеров, повысить качество инклюзивного образования в условиях любого ДОУ, обогатить практику инклюзивного образования и повысить его качество в системе образования.

Инновационность предлагаемой системы заключается в трансформации образовательного процесса ДОУ, в котором музыкальное воздействие является сквозным, интегральным элементом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач. В основу создаваемой системы заложен потенциал музыки и музыкального развития ребенка – музыка выступает средством развития и коррекции речи, средством общения, взаимодействия, совместной деятельности участников образовательных отношений. В отличие от традиционной практики, в разработанной системе органично сочетаются:

- вариативные программы музыкально-художественной направленности, которые проецируются на все образовательные области и интегрируются с коррекционно-развивающими.

- специальные музыкально-теоретические дисциплины по следующим направлениям – вокал, музыкальная грамота, слушание музыки, которые дифференцированы с учетом структуры дефекта и уровня речевого, когнитивного, сенсомоторного и музыкального развития детей.

Хотим отметить, что важной составляющей данной системы выступает активизация образовательного потенциала родителей воспитанников и других социальных институтов, таких как Магнитогорская Консерватория имени Глинки, Магнитогорское концертное объединение, Центр эстетического развития «Камертон», Центр психологического сопровождения города Магнитогорска.

Для эффективной реализации всех этапов инновационной деятельности разработан и реализуется комплекс организационно-методических, нормативно-ориентирующих, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирующих, информационно-коммуникативных групп условий. Все эти условия взаимосвязаны и позволяют структурировать процесс реализации проекта.

В качестве результатов инновационного проекта, предлагаемых для распространения и внедрения в массовую практику, можно выделить:

1) методические рекомендации по внесению изменений в локальные нормативные документы ДОУ (Положение о творческой группе, Положение о ВСОКО, Программа развития и др.), необходимые для реализации практики внедрения инклюзии;

2) описание апробированной системы музыкального развития детей дошкольного возраста с разными речевыми особенностями в условиях комбинированной группы ДОУ;

3) описание диагностического инструментария для оценки качества инклюзивного образования в ДОУ;

3) проведение вебинаров / очных семинаров по вопросам практики реализации инклюзии в ДОУ;

4) научные статьи по теме проекта;

5) проведение стажировок по вопросам практики реализации инклюзии в ДОУ;

6) размещение созданной продукции на сайте ДОУ и сайтах партнеров учреждения.

Прогнозируя эффекты разработанной системы инновационного проекта, мы конкретизировали критерии ожидаемых результатов в отношении воспитанников, где мы ожидаем высокий уровень освоения программ.

Уверены, что реализация проекта позволит выйти на качественно новый уровень взаимодействия с родителями, а также повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования и мотивацию к инновационной деятельности, что является важным условием для реализации проекта и конкурентоспособности учреждения в будущем.

 

Список литературы:
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. 
2. Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование. – 2011. 
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса ДОУ: методич. пособие / Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2007. 
5. Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи: дисс. … канд. пед. наук./ Ю.Ф.Гаркуша. – СПб., 1983. – 280 с.
6. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. М. : Центр «Школьная книга», 2010.
7. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ : пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2004.
8. Орлова Е. М. Экспериментальные исследования влияния музыки на человека в творчестве В. М. Бехтерева /Естественно-научный подход в современной психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – С. 439–444.
9. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. / О.П.Радынова. – М., 1997. – 400 с.
10. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А.Н. Троян – М.: ТЦ Сфера – 2005. – 124 с.