Статья:

Развитие фитнеса для студентов педагогического вуза имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Крошакова В.А., Стойчева С.С. Развитие фитнеса для студентов педагогического вуза имеющих отклонения в состоянии здоровья. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 70-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие фитнеса для студентов педагогического вуза имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Крошакова Виктория Александровна
студент, Ишимский педагогический институт П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», РФ, г. Ишим
Стойчева Светлана Сергеевна
студент, Ишимский педагогический институт П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», РФ, г. Ишим

 

Аннотация. Статья освещает проблему содержания и организации занятий физической культурой для студентов специальной медицинской группы педагогического вуза. В статье представлены потенциальные возможности фитнеса как эффективного средства оздоровления и развития у молодёжи, обучающейся в вузе, положительного отношения к занятия физической культурой и здоровому образу жизни в целом.

Ключевые слова: пилатес; методики оздоровления; дыхание; сколиоз; гибкость; инновационные технологии.

 

Физическая культура бесспорно является областью занятости большого количества людей. Она считается одним из важных  факторов  установки на активную жизненную позицию. Рядом исследований выявлено, что у студентов, чьи занятия физкультурой и спортом  имеют определённую структуру, и тех, кто проявляет в этих видах деятельности высокую активность, устанавливается определённая структура режима дня, они уверены в себе, жизненный тонус на высоком уровне, так же имеет место развитие «престижных» установок. Такие студенты более коммуникабельны, готовы к партнёрству, рады признанию социумом, легче воспринимают критику в свой адрес, они  более стрессоустойчивы и сдержанны, оптимистичны и энергичны, настойчивы и решительны, умеют проявить лидерские качества. Студенты этой группы более ответственны, сконцентрированы на деле, добросовестны. В напряжённой, кропотливой командной работе чаще достигают успеха, они свободно контактируют внутри коллектива, им свойственны находчивость и высокий уровень самоконтроля. Но нельзя забывать о том, что не у всех студентов имеется первая группа здоровья и должная физическая подготовка.  Практически каждый вуз страны имеет группу студентов с некоторыми отклонениями в здоровье. Занятия физической культурой в таких группах проходят отдельно от основной группы, по программе, специально адаптированной под студентов.  Такая программа решает не только учебно-педагогические задачи, но и задачи физического плана. Можно сказать, что занятия в подобных группах осуществляют функцию по восстановлению ресурсов организма и являются первой ступенью в адаптации к двигательным режимам, которые соответствуют современным требованиям. Следует отметить, что студенты специальной медицинской группы нуждаются не только в  организации наиболее подходящего двигательного режима за счёт применения различных техник, комплексов упражнений и оздоровительных методик, но и в формировании у них потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.  Специальной медицинской группе  важно доказать необходимость поиска и максимально эффективного применения многообразия способов оздоровления организма. Сегодня используется  множество техник и методик, применяемых на занятиях для студентов медицинской группы. В данной статье мы подробно разберём одну из них - фитнес. Фитнес в понимании современных преподавателей физической культуры  - это не только разнообразные упражнения для физического развития и  актуальные формы двигательной деятельности, но и индивидуальные  методики оздоровления различных авторов, а так же  программы, включающие в себя инновационные технологии. Основа фитнес-тренировок-  оздоровление, а ведущий принцип- «нагрузки ради здоровья». Согласно данному утверждению, можно подтвердить тот факт, что включение занятий фитнесом в систему преподавания физкультуры в педагогических вузах необходимо в качестве одного из направлений физической подготовки. Для студентов Вузов свойственна работа, связанная с напряжением внимания, зрения, интенсивной умственной деятельностью, но не слишком активной подвижностью. А студентам, которые имеют какие-либо ограничения в состоянии здоровья, в частности — студенты специальной медицинской группы, в большей степени подвержены последствиям напряженности образовательного процесса. Современное образование упускает такой важный момент как психологический аспект в занятиях физической культурой в вузах. Суть заключается в том, что формирование представлений о своём теле и о процессах внутри него можно начать уже на занятиях физической культуры, в частности, на занятиях по фитнесу. Если учитывать тот факт, что основную часть учебного времени студенты находятся в душных, непроветриваемых кабинетах, сидя, как правило, в неправильном положении, то очевидный вывод напрашивается сам собой- все эти факторы способствуют ухудшению состояния здоровья студентов. Мышцы, не получая должной нагрузки, становятся слабыми, и процесс их атрофирования начинается сам собой, мышцы теряют свою  эластичность и работоспособность. Всё это приводит к тому, что функциональные возможности человека снижаются, появляются различного вида отклонения в здоровье, в худшем случае- заболевания.  Сегодня мы наблюдаем превышение данного показателя на 35%.  Всё это говорит о том, что состояние здоровья молодёжи ухудшилось в разы. И всё это из-за банального отсутствия необходимых физических нагрузок, в том числе и на занятиях физической культурой. Одновременно с осуществлением целого ряда задач по физическому воспитанию в вузах, необходимо акцентировать внимание на на обучающе-информационной стороне занятий. Такой подход не только требует высококвалифицированного  преподавательского состава, но и дает реальную возможность поднять статус занятий физической культурой в вузе, что, несомненно, позволит выйти на позитивные изменения мотивации студентов к таким занятиям. Проводя занятия физической культуры у студентов специальной медицинской группы, преподаватели часто используют упражнения системы Д.Пилатеса, которые представляют собой спокойные плавные движения. Такие движения способствуют растяжению, укреплению нервно-мышечной системы и помогают достичь слаженной работы всего тела. Стоит упомянуть, что в таких упражнениях помимо крупных мышц задействованы внутренние мышечные слои, которые служат опорой для позвоночника и суставов. От того в каком состоянии находятся мелкие глубокие мышцы зависит, как развивается тело и то, каким прочным будет результат. По сравнению с другими видами занятий, в пилатесе количественные показатели не являются важными. Здесь студент должен понимать, какая работа происходит в его организме, когда он делает то или иное движение. Такая программа подходит каждому студенту и не имеет противопоказаний, чего нельзя сказать о других направлениях физической культуры. Перед началом занятий необходимо освоить основные принципы пилатеса. Без этого нельзя достичь действительно хороших результатов. Дыхание в занятиях пилатесом играет важную роль. Мышцы работают лучше, если в них поступает как можно больше кислорода, от этого зависит то, какого эффекта от занятий вы достигните. Поэтому дыхание должно быть максимально глубоким и ровным, и студенту необходимо за этим следить. Люди, регулярно занимающиеся пилатесом, наблюдают заметное улучшение состояния дыхательной системы, от чего так же зависит уровень их концентрации, контроля своих движений. Все упражнения разработаны на научной основе и включают в себя три фазы: растяжение мышц, их укрепление и снова растяжение. Часто встречаемые заболевания среди студентов, составляющих специальную медицинскую группу, это функциональное нарушение осанки и сколиоз. В этом случае, преподаватель вместе со студентами ищет решение, как минимум, трёх задач: мобилизация позвоночника, его коррекция и стабильный результат коррекции. Одно из часто применяемых упражнений по фитнесу это упражнение с фитболом. При формировании осанки и коррекции её отклонений этот вид упражнений наиболее эффективен. Как показывает практика, занятия на фитболе требуют от студента постоянной корректировки своего тела для устойчивого баланса и совершенствования чувства координации. Мягкость фитнес-мяча не допускает резких воздействий опоры на позвоночник и его мышечно-связочный аппарат. Упражнения с большим мячом так же имеют и положительную эмоциональную окраску и помогают уменьшить фактор психологической нагрузки. Студенты с большим удовольствием и интересом выполняют упражнения с фитболом. Если преподаватель правильно подобрал упражнения и чётко разъяснил технику их выполнения, то занятия фитнесом помогут студентам  развить гибкость, силу, выносливость, а так же укрепить весь мышечный корсет позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Итак, проведённое исследование показывает, как важно применять разнообразные оздоровительные методики с использованием инновационных технологий  в виде средства формирования активного и положительного отношения студентов к занятиям физической культурой. А совершенствованию профессионально-педагогической деятельности подлежат профессиональные знания, непрерывность пополнения которых,  способствует созданию и применению в практике работы со студентами новые технологии обучения, творчески подходить к собственному опыту, быть на уровне требований к педагогам современной высшей школы. 

 

Список литературы:
1. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // теория и практика физической культуры. 2003. – № 2.
2. Власова Т. С., Сунгатуллин Р. И., Закирова Н. М. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 441-443. URL: https://moluch.ru/archive/85/16031/ 
3. Георгиева Н.Г. Влияние фитнес систем на формирование мотивации к занятиям физической культурой подростков специальной медицинской группы // 2013. – № 5 (38). – С. 59–63.
4. Ким Н.К., Дьяконов М.Б. Фитнес: учебник [текст]:Советский спорт, 2006. –454 с.
5. Лечебная физкультура, фитнес и спорт – что, кому и зачем? – 2004. – [электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL:http://www.takzdorovo.ru/dvizhenie/glavnoe/lechebnaya-fizkultura-fitnes-...
6. Петрова А. С. ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf 
7. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры // известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 68.