Статья:

БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Крамаренко А.Н., Назарова Ю.А. БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БИОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Крамаренко Алла Николаевна
д-р пед. наук, профессор кафедры дошкольного, начального и специального образования, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск
Назарова Юлия Александровна
магистрант, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

BIOETHICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS: THEORY AND PRACTICE

 

Alla Kramarenko

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool,  Primary and Special Education, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk

Yulia Nazarova

Master's student, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос биоэтического воспитания младших школьников. По своей сути любое воспитание и действия, носят инновационный характер. Так или иначе, они основаны на нововведениях, качественно и количественно увеличивающих потенциал биоэтического воспитания младших школьников.

Abstract. The article examines the issue of bioethical education of primary school students. In essence, any education and actions are innovative. One way or another, they are based on innovations that qualitatively and quantitatively increase the potential of bioethical education of primary school students.

 

Ключевые слова: биоэтика, воспитание, младший школьный возраст, методы, приемы.

Keywords: bioethics, education, primary school age, methods, techniques.

    

Цель данной работы состоит в определении основных методов и приёмов в биоэтическом воспитания младших школьников, их классификации, характеристики. Анализируются вклад различных педагогических концепций и методов, предложенных такими авторами, как Ян Амос Коменский, Л.С.Выготский и М. Монтессори,

Биоэтическое воспитание младших школьников – это процесс формирования у детей основ моральных принципов, связанных с отношениями к живой природе, животным и растениям, к самим себе как части живого современного мира.  Воспитание включает в себя развитие у детей чувства ответственности, уважения и заботы о живых существах, а также понимание последствий человеческой деятельности для окружающей среды.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе очень низкий уровень биоэтической культуры, отсутствует вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей и сталкиваются с противоречивой информацией о природе и жизни. Часто, в школьной среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся знаменитые педагоги и мыслители (Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой К.Д.Ушинский, А.А Ухтомский и другие) придавали огромное значение проблеме бионравственного воспитания подрастающего поколения. В современные будни эта проблема остается недостаточно разработанной.

Главной задачей школы является существенная помощь обществу. Решение данной проблемы является одой из важнейших задач биоэтического воспитания.

Во всех школах Российской Федерации, каждый понедельник начинается с внеурочного занятия «Разговоры о важном». Это одно из направлений внеурочной деятельности. Во время «Разговоров о важном», учащиеся в неформальной обстановке могут обсудить с учителем и сверстниками различные вопросы, которые их волнуют. Если мы не будем говорить о любви, дружбе, взаимопомощи и наших исторических достижениях, то младшие школьники услышат об этом от людей, которые могут не всегда делать это правильно и с добрыми намерениями. Темы курса тесно связаны с ключевыми аспектами жизни в современной России. Наиболее распространенным методом воспитания биоэтической культуры являются:

  • методы убеждения;
  • метод разъяснения;
  • метод убеждения собственным примером;
  • метод одобрения;
  • метод поощрения.

Также одним из курсов внеурочной деятельности в начальной школе является курс «Орлята России». Один из его треков называется «Орлёнок - Хранитель исторической памяти».

Программа «Орлята России» создаёт условия для воспитания поколения детей, которые научатся любить место, где живут, а, значит, свою Родину – Россию; будут неравнодушными жителями своего села, города, а, значит, планеты Земля; научатся беречь и укреплять своё здоровье; будут понимать, что быть любознательными и знать – это здорово. Программа «Орлята России» построена таким образом, что охватывает все сферы жизнедеятельности маленького человека.

В учебном контексте биоэтическое становление детей младшего школьного возраста остается одной из ключевых задач общеобразовательных систем. Однако, несмотря на обширное число работ в этой области, все еще остается немало вопросов касательно эффективности различных методик и подходов к обучению и развитию биоэтического воспитания детей данной возрастной группы [2].

Учитывая все вышеописанное, авторы статьи делают вывод о значимости биоэтического воспитания младших школьников в дальнейших научных разработках и применения их на практике.

 

Список литературы:
1. Аникашина К.А. Формирование семейных ценностей в молодежной среде: кузница – мастерская семейных ценностей // Молодой ученый. – 2023. – № 31.1(478.1). – С. 11–13.
2. Апушкина К.Н. Семейная педагогика: учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Активист», 2023. – 56 с.
3. Кашапов М. М. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. – 328 с.
4. Мантрова М. С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 51–54.
5. Новикова А.А., Ларкина И.В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями – необходимое условие успешной адаптации в обществе // Молодой ученый. – 2017. – № 35 (169).  – С. 93–96.   
6. Попова А.А. План-конспект семинара-практикума для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома» // Образование и воспитание. – 2023. – № 2 (43). – С. 88–92. 
7. Юзбашева Ю.А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 520–522.
8. Kramarenko A., Stepanuk K., Kempinska U. The educational component Teaching methodology of social and health-care educational sector under quarantine restrictions // Amazonia lnvestiga. – 2022. – Vol.11. – № (49). – P. 259–266.