Статья:

Проектная технология в этнокультурной школе

Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Алжанбеков М.Г. Проектная технология в этнокультурной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам L междунар. науч.-практ. конф. — № 5(50). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектная технология в этнокультурной школе

Алжанбеков Мурад Гаджимурадович
канд. пед. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

В идеологию Федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения заложены новые императивы: проектная деятельность, метапредметные умения, универсальные учебные действия, компетентность. Соответственно, акценты с усвоения и применения знаний и способов действий, известных в науке и культуре, переходят к поисковым умениям, способности проектировать и реализовать новые индивидуальные и групповые идеи. Но проектная деятельность не нова даже в российской педагогике и образовательной практике. Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США как практический способ гуманистического подхода к деятельности ребенка. В России в 1920-е годы проектный метод получил свою интерпретацию.

Сущность проектного метода варианта 1920-х годов раскрыта в известных трудах Е.Г. Кагирова. По его мнению, «проектный метод ставит задачей школы подыскание для детей дела, могущего привлечь их интерес и внимание, ответствующего их силам, в процессе работы дают полезные знания и навыки, кроме того, в самом себе содержит зародыши нового задания и импульс к его выполнению» [1, с. 8-23]. Исходя из такой позиции, он выделял проекты следующих видов: домашние проекты выполнения ручного труда, промышленные проекты, позволяющие использовать идеи детей в производстве, проекты в прикладных науках, поиск проектов в истории и биографии известных людей и художественные проекты [1, с. 20-25]. Анализ истории российской школы показывает, что они стали основными технологиями комплексных программ в школе 1920-х годов. Они использовались как методы поиска и объяснения новых научных знаний, так и как социальные проекты детей по совершенствованию социальных отношений людей в соответствии с революционными преобразованиями общества.

Проектная деятельность в научном ракурсе и в практике современной школы воспринимается как «способ деятельности, позволяющий совместить несовместимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации» [2]. При этом специалисты предупреждают, что проектирование не должно придерживаться выполнения алгоритмических действий как в обычных технологиях, а должны иметь вид моделей творческого мышления и способов реализации новых, иногда и спонтанных идей школьников.

Сама идея проектной деятельности является универсальной и может быть реализована в самых разных образах, моделях, модификациях, описательных, графических или изобразительных формах размышлений учащихся над причиной природных явлений, человеческих отношений или утилитарных потребностей человека. В связи с этим в современном образовании практикуются и разные формы проектов: социологические опросы, видеофильмы, фотомонтажи, коллекции атрибутов социокультурной жизни, проект потребительских изделий, модели одежды, обуви, головных уборов, украшений, музыкальные проекты, мультимедийный продукт, церемонии праздников, учебный кабинет, лаборатория и др.

Часто проектную деятельность школьников связывают с предметом «Технология». Действительно в рамках технологии можно строить разные проекты, которые могут привести к получению нового или модернизованного продукта. В отличие от описательных проектов технологические проекты дают реальный вещественный результат, изделие, которое можно демонстрировать аудитории, защищать его изготовление и показать возможности применения.

В нашем исследовании приобщение школьников к проектной деятельности начинается с демонстрации оригинальных продуктов, полученных на основе идей учащихся своей же школы. На втором этапе мы предлагаем «мозговой штурм» конкретных запросов производства или потребительской жизни. Учащиеся на одной проблеме должны научиться выдвигать разные идеи ее решения. На третьем этапе мы предлагаем обсуждать структуру проектной деятельности, которая включает: принятие поставленной проблемы или выдвижение собственной проблемы, анализ проблемы и выдвижение продуктивных идей, сбор и уточнение необходимой информации, средств и способов построения проекта, построение проекта, реализация проекта подготовка проекта к защите, защита проекта, рефлексия проектной деятельности.

На следующем этапе происходит построение самих проектов. При этом мы обращаем внимание подростков на то, что в любом проекте или реальном изделии, конструкции должна быть стержневая деталь, без которого конструкция не может функционировать. Идея проектировщика должна касаться именно этой детали и ее связей с другими компонентами. На эскизе, рабочем чертеже или самом проекте, в первую очередь, должна появиться такая деталь. Такое предупреждение приводит к оригинальным мотивам в выдвигаемых учащимися новых идеях. Очень помогает в такой работе анализ изделий народно-художественных промыслов и атрибутов традиционной жизни народов. Каждый предмет традиционной жизни, как правило, точно отвечает естественным потребностям людей. Значит, школьникам нужно научиться замечать такие потребности и направлять свой проект на оптимальное удовлетворение потребностей и улучшение качества жизни людей. Как видно здесь происходит взаимный переход от подсказки в народной мудрости к стараниям учащихся расширить эту мудрость до более перспективных ее форм.

В связи с этим школьные проекты в области отражения в них мотивов этнической культуры становятся еще одной проблемой организации проектного обучения в многоэтничных регионах, выявлению закономерностей которого посвящено наше исследование. Решение данной проблемы имеет несколько взаимосвязанных аспектов. Для решения данной задачи был составлен тест «Технологическая подготовка к жизненной практике». В тест были включены три области технологии: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые изделия как предмет проектирования и дизайнерского оформления. Каждая область проектирования характеризовалась по шести признакам. Кроме того, учащиеся должны были отличить эти области по непосредственному их значению и пониманию. В каждом из двадцати одного вопроса учащимся предлагалось выбрать предпочтение проекта или дизайнерского оформления.

Такой тест был проведен в 8-10-х классах МБОУ СОШ села Кубачи и МБОУ СОШ № 8 и 14 города Махачкали республики Дагестан с охватом более 180 человек. Результаты тестирования показали, что проекты пока не стали распространенным средством развития технологических умений школьников. Так осознанные знания о них имеют 39,3%, о роли этнической культуры в проектах знают 47,0% и возможности их применения знают только 13,7% учащихся восьмых классов городских школ. Аналогичные показатели в сельских школах соответственно равны 27,1%, 52,1% и 20,8%. В девятых классах в отношениях подростков к проектированию наблюдается аналогичная картина. В городских школах они равны соответственно 46,7%, 37,8% и 15,5%. В сельских школах – 55,5%, 28,9% и 15,6%. В десятых классах эти показатели значимо не возросли, только возможности применения проектов видят еще меньше школьников (около 10%).

Эти показатели можно объяснить влиянием нескольких факторов. Основным из них является слабое отражение проектной деятельности в учебном процессе, как на уроках технологии, так и на других предметах. Другим важным фактором здесь оказались народные мотивы декоративно-прикладного искусства, которые мы включили в тест и ученики живо откликнулись на них. Но задания на проектирование народно-художественных изделий в школах не практикуются и ученики не представляют такой товарной ценности практически. Хотя во многих школах практикуются проекты учащихся, возможности влияния их на развитие собственных творческих способностей заметили очень незначительное количество школьников.

Для создания более ясной картины изучаемого явления результаты были проанализированы по разным направлениям использования проектов. Так знания о проектах в промышленной сфере в городских школах имеют 30,6%, дизайнерские технологии представляют 46,9%, а их применение известно всего 22,4% учащихся. Эти же показатели в сельских школах соответственно равны 25,8%, 13,3% и 12,6%. Сравнение этих данных с отношениями школьников к проектам в сельском хозяйстве показало некоторое преимущество в понимании проектов сельскими школьниками. Возможности использования проектов в бытовой повседневной жизни видят около трети как городских, так и сельских школьников. Эти данные послужили основанием предположения о том, что обращение внимания школьников на проекты с мотивами народной культуры и жизни позволит значительно повысить их интерес проектной деятельности.

Исходя из этого, мы предлагали идеи проектирования домашней утвари, предметов интерьера, моделей одежды, кулинарных проектов, хозяйственного инвентаря, фольклорных проектов, социальных проектов и др.

Одним из очень важных этапов проектной деятельности в школе является презентация и защита проекта. Она связана с удовлетворенностью школьников результатом своего творческого труда. Для оценки новообразований в умениях проектирования учащихся мы использовали следующие критерии их удовлетворенности результатом своих проектов:

- чувство взрослости, равноправия, самостоятельности и доверительного отношения к советам взрослых.

- склонность к фантазированию, обнаружению разных функций созданного проекта как результата собственного авторского замысла;

- стремление к эксперименту, поиску разных условий реализации своего проекта и определению границы своих возможностей.

Однако по содержанию и технологиям выполнения проектная деятельность в области культур разных народов имеет свою специфику. Дизайн по своей сущности является художественным конструированием изделий в формируемой жизненной среде, эстетической выразительностью которой выступают рациональность компоновки элементов, удобство эксплуатации и функциональные свойства, эргономичность объемов и пространств, учет возможностей материалов и конструкций, пластичность их выражения и образного становления.

Дизайновый проект по своей природе неотделим от материальной культуры современной им эпохи, тесно связан с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями и социально-групповыми различиями. Он в таком аспекте становится неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником творчества и эстетического отношения человека к окружающему миру [3].

Как показывают результаты нашего исследования, проектная деятельность в школе позволяет подросткам своими усилиями овладевать способами получения новых знаний, накопить опыт исследовательской работы, овладевать навыками наблюдения и получения информации из социальной жизни людей. Кроме того, проектная деятельность приучает школьников к проявлению необходимых волевых качеств, умений преодоления возникающих трудностей. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность подростков в самоутверждении и значительно снижает темп гиперактивности посредством увлеченной и спокойной работы над проектом.

Обобщение этих показателей отношений школьников к роли дизайн-проектов в своем развитии подтверждают линию новых образовательных стандартов на значительное расширение проектной деятельности школьников. Большое значение имеет проектная деятельность для народов, не имеющих письменность и свои школы на родном языке. В проектах используется не письменный язык, а больше всего образный, знаковый язык и средства материальной культуры. Уроки технологии и изобразительного искусства при этом могут оказать значимую помощь в изучении учащимися своей народной культуры. Мы предполагаем, что выявленные в ходе нашего исследования педагогические условия помогут реализовать задачи современной школы по подготовке учащихся к самореализации в рыночных условиях развития экономики и социальной жизни.

 

Список литературы:
1. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – Л.: Бронгауз-Эфрон, 1926. – 88с. 
2. Родионов В., Ступницкая М. Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: psy.1september.ru/artikle.php…(дата обращения: 20.04.2021).
3. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: shedevrs.ru/materiali/257-dpi.html (дата обращения: 21.04.2021).