Создание условий для развития детей с глубокой умственной отсталостью посредством телесно-ориентированных техник и музыкальной терапии
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Создание условий для развития детей с глубокой умственной отсталостью посредством телесно-ориентированных техник и музыкальной терапии
Creation of conditions for development of children with profound mental retardation through body-oriented techniques and music therapy
Grinkevich Lyudmila
teacher grade 4 "special child" MBOW "school No. 7 for students with HIA" Berezniki perm Krai
Аннотация. Внеурочная деятельность, согласно ФГОС для обучающихся с глубокой умственной отсталостью и ТМНР направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, духовно-нравственного, эстетического, общекультурного воспитания.[1] В статье предлагается решение эстетического воспитания через реализацию авторской адаптированной программы в 4 классе «Особый ребёнок» «Телесное ориентирование и музыкотерапия».
Abstract. Extracurricular activities, under GEF for students with profound mental retardation and MSDD is aimed at the development of student's personality by means of physical, moral, aesthetic, and cultural education. The article offers the solution of aesthetic education through the implementation of the author's adapted program in the 4th grade "Special child" "Bodily orientation and therapy".
Ключевые слова: музыкальная терапия; телесно-ориетированные техники и приёмы; аудирование; музыкально-ритмические упражнения; пальчиковые гимнастики.
Keywords: music therapy; body-oriented methodsand techniques; listening; musical and rhythmic exercises, finger gymnastics.
Нарушение речи детей с глубокой умственной отсталостью, ТМНР имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Зачастую речь практически не включается в процесс жизнедеятельности.Важным моментом в решении жизненных проблем, в данной ситуации, для детей являетсяспособность контролировать телесные проявления,использовать замещающие речь средства коммуникации (мимику, жесты). «Живой язык» движений и жестов ярко отражает коммуникационные возможности детей, служит помощником, а иногда и основным инструментом взаимодействия с окружающим миром.
Включение телесно-ориетированных техник и приемов в программу внеурочной деятельности существенно активизирует развитие центров памяти и речи обучающихся, благоприятно сказывается на развитии тонкой и крупной моторики, даёт ребёнку ощущение уверенности,возможность использовать свое тело в соответствии с жизненными ситуациями и потребностями.
Музыкальная терапия - это целенаправленное использование музыки в абилитации детей с ТМНР, возможность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, стимулировать психосоматические процессы, мобилизовать его потенциальные силы. [2]
Цель программы«Телесное ориентирование и музыкотерапия:
- всестороннее развитие детей средствами телесно-ориентированных техник и музыкальной терапии
- укрепление, тренировка двигательного аппарата
Задачи:
- расширять знания о собственном теле
- учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать их на вербальном уровне, мимикой и пластическим движениями, в рисунках
- формировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений
-развивать ловкость, равновесие, выразительность движений
Предполагаемые образовательные результаты:
- обогащение знаний о собственном теле
- улучшение эмоционального фона, снятие психомоторного напряжения
- развитие координации, равновесия
- повышение сенсорной, тактильной чувствительности
- развитие мелкой, крупной моторики
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов развития моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений в сочетании с музыкотерапией. Структурное решение программы включает в себя 4 направления: восприятие музыки (аудирование), упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие крупной моторики, музыкально-ритмические упражнения.
1.Упражнения по восприятию музыки (аудирование)
Для прослушивания используются специальные музыкальные произведения:
- мелодии «Звуки природы» - «Песенка ручья», «Шум леса» и т.д.
- мелодии для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурки» Шопена, «Вальсы» Штрауса
- мелодии для общего успокоения «Колыбельная» Брамса, «Лунная соната» Бетховена
- мелодии для повышения концентрации внимания, сосредоточенности -
«Времена года», «Болезнь куклы» П. Чайковского
В процессе аудирования у детей происходит снятие психоэмоционального напряжения; дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, выражать свое эмоциональное состояние.
Сочетание двух видов восприятия: прослушивание мелодии с просмотром картинок или видеозаписей видов природы даёт более эффективный психокоррекционный результат.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики:
- пальчиковые гимнастики
- массаж кисти рук
- тренировочные упражнения с бумагой (сминание, обрывание), мелкими предметами (бусы, семена, резинки, прищепки)
- развивающие игры («мозаика» «палочки колечки»)
- графика
- аппликация, изготовление поделок из бумаги, природного материала
В результате данных упражнений совершенствуются сенсомоторные навыки детей, развивается ловкость, умение управлять своими движениями.
3. Упражнения на развитие крупной моторики:
- подвижные, спортивные игры («Весёлая эстафета», «Гуси-лебеди»)
- игры-имитации («Зазеркалье», «Хомка») и др.[3]
Данные игры развивают в детях координацию движений, скорость реакции, способствуют укреплению мышечного корсета, дают зарядку положительными эмоциями.
4. Музыкально-ритмические упражнения:
- упражнения из цикла «Аэробика Железновых», в которых, в соответствии с ритмом музыки, происходит вербализации текста [4]
- музыкальные видеогимнастики
- образные и танцевальные импровизации
Музыкально-ритмические упражнения способствуют раскрепощению ребёнка, дают ему ощущение свободы и радости, тренируют моторные навыки и ориентировку в собственном теле.
Сложность и структура занятий программы выбираются в соответствии с физическим и психическим развитием учащихся, а также с учётом комплекса межпредметных связей:
- предмет «Речь и альтернативная коммуникация»: запоминание текстов пальчиковых гимнастик, музыкальных упражнений, повторение значения жестов
- предмет «Музыка и движение»: разучивание музыкально-ритмических упражнений, прослушивание мелодий
- предмет «Человек» - закрепление знаний по теме «Части тела»
- предмет «Изобразительная деятельность» - работа с бумагой, лепка, моделирование
- предмет «Адаптивная физкультура» - подвижные игры, упражнения на развитие общей моторики
Итог. Сочетание слов, музыки и движения - эффективное комплексное средство развития интеллектуальных способностей, высших психических функций, волевой, эмоциональной, двигательной сферы детей с глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Включение программы «Телесное ориентирование и музыкотерапия» в огрганизацию внеурочной деятельности создаёт новые возможности для развития физического, умственного и социального потенциала детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, содействует формированию их жизненной компетенции.
Список литературы: