Понятие и сущность формирования музыкально-творческих компетенций младших школьников
Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Понятие и сущность формирования музыкально-творческих компетенций младших школьников
THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE FORMATION OF MUSICAL AND CREATIVE COMPETENCIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Janetta Yurchenko
Master’s student, Vyatka State University, Russia, Kirov
Elena Kuvaldina
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Vyatka State University, Russia, Kirov
Аннотация. В статье раскрыты понятия и сущность формирования музыкально-творческих компетенций младших школьников, представлен теоретический анализ научной литературы с целью уточнения и структурирования понятийно-терминологического аппарата исследования; дана сущностная характеристика формирования музыкально-творческих компетенций младших школьников, определены ее содержание и структура.
Abstract. The article reveals the concepts and essence of the formation of musical and creative competencies of primary schoolchildren, presents a theoretical analysis of scientific literature in order to clarify and structure the conceptual and terminological apparatus of the research; an essential characteristic of the formation of musical and creative competences of junior schoolchildren is given, its content and structure are determined.
Ключевые слова: урок музыки; младшие школьники; музыкально-творческие компетенции.
Keywords: music lesson; primary school students; music and creativity.
В науке нет четкого определения понятию «музыкально-творческая компетенция», хотя упоминание о нем присутствует в статье А. Шаяхметовой. Музыкально-творческая компетенция – это мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем формирования музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть прогрессивных социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [16, с.37].
Понятие компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [16, 42].
Лущинский В. Н. определяет компетенции как способность успешно выполнять определенную задачу или функцию. Ключевое слово в этом определении – «способность». Если у человека есть знания, необходимые для решения задачи, то он понимает, что надо делать. Если у него есть способность, необходимая для решения задачи, то он понимает, как это надо делать. «Знание – сила. Компетенция – двойная сила» [4].
В Российской энциклопедии понятие компетенция представлено как применение знаний, умений, навыков в практическом опыте при решении задач общего рода, также в определенной широкой области [10].
Исаева Т.Е. утверждает – особенностью компетенции является способность личности в использовании полученных знаний, умений, реализации новых идей, информации, объектов действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [11].
Следующее понятие – «музыка», посвящено немало книг, статей и монографий в области искусствоведения, эстетики и музыкознания: Е.В.Назайкинский, Г.Орлов, Т.В. Чередниченко, В.Н.Холопова – и это далеко не полный список исследователей в данной сфере.
В своих исследованиях Г.Орлов определяет музыку, как универсальное условие в контексте восприятия и мышления – времени и пространства. [8, с. 79].
Е.В.Назайкинский рассматривает музыку, как вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки [6, с.19]. Музыка – искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках, состоящее из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма [6, с.148]. В толковом словаре
С.И.Ожегова приводится следующее определение, музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства [7, с.386].
Следующее понятие – «творческие компетенции». Проанализировав различные научные источники, мы выбрали определения Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, которые на наш взгляд наиболее полно раскрывают само понятие «творчество». Творчество – деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей [5]. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [5]. Творчество – культурные ценности, смысл и замысел которых создан по новому [5].
Итак, музыкально-творческая компетенция – это мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть прогрессивных социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Г.В. Струве определил виды деятельности, которые являются центральной составной частью музыкально-творческой компетенции: слушание музыки, вокально-хоровая деятельность, музыкальная грамота, игра на музыкальных инструментах, концертные выступления, оценка успешности (рефлексия) [13, с.24]. Рассмотрим каждый вид.
Г.В. Струве рассматривает процесс слушания музыки как обогащение личного опыта слушателя, младшего школьника, на основе эмоционального переживания изученных музыкальных произведений [13, с.47].
Слушание музыки по мнению Б.М. Теплова, направлено на то, чтобы увлечь и заинтересовать обучающихся процессом слушания музыки, пробудить эстетическое чувство, эмоциональную отзывчивость на произведения композиторов отечественных и зарубежных классиков [14, с.122].
При слушании музыки у детей формируются представления о мире музыкальных звуков как особой реалистичности, в которую можно войти только через чувственное осознание музыки. Знакомство детей с основами музыкальной речи и необходимыми для их описания музыкальными терминами. Создаются базы музыкальных впечатлений и первоначальных знаний будущего слушателя. Так же формируется первоначальная потребность в общении с музыкой и в духовном самосовершенствовании младших школьников через общение с музыкальным искусством.
После услышанной музыки, обучающиеся начальной школы, анализируют музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков. Высказывают и доказывают свое личное отношение к услышанным музыкальным произведениям, формируют правильный и полный ответ, который включает характеристику содержание музыкального произведения, средства музыкальной выразительности. Дети понимают образ и структуру музыкального произведения, чувствуют особенности стиля музыкального произведения [14, с.205].
Вокально-хоровое исполнительство Л.С.Выготский определяет как активную форму музыкальной деятельности, в нее включены актуальные психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в формировании музыкально-творческих компетенций младших школьников [11].
О.П. Радынова считает, что вокально-хоровое исполнительство способствует расширению музыкального кругозора школьников, тем самым формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании [9, с.93].
Владение вокально-хоровой техникой дает возможность обучающимся начальной школы лучше понять и передать в исполнении художественный образ песни. К вокально-хоровой технике можно отнести научно-обоснованные приемы и правила выполненных действий, сопровождающие процесс пения. При изучении и применении этих правил у школьников формируются умения и навыки вокального исполнительства, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий.
Младшие школьники учатся протяжному исполнению гласных, четкому произношению согласных букв, соблюдать правила певческой установки и управлять певческим дыханием. Слышать себя и других в общем хоре, сливаясь голосом в общее звучание, передавать чувства и характер исполняемого произведения.
Музыкальная грамота, в широком смысле этого слова, охватывает весь круг вопросов, которые касаются содержания и построения музыкального произведения. Вся работа тесно связана с анализом музыкального произведения на уроках музыки и строится на основе обобщения музыкального опыта и музыкальных впечатлений, накапливающиеся в процессе музыкальной работы считает М.А. Румер [15].
Д.Б. Кабалевский определяет музыкальную грамоту как составную часть многогранного понятия «музыкальная грамотность». Музыкальная грамотность – это способность обучающихся понимать, чувствовать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное [15].
Обучающиеся на уроках музыки определяют музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамику, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов; различают жанры: песню, танец, марш, балет, оперу, симфонию, оперетту, мюзикл; приобретают первичные навыки нотной грамоты. Компонент музыкально-творческих компетенций – игра на музыкальных инструментах предполагает: игру на простых детских музыкальных инструментах, технику игры на инструментах (бубне, кастаньетах, металлофоне, ксилофоне, ложках и т.д.), дети ритмически точно исполняют в ансамбле на музыкальных инструментах не сложное произведение, передают характер и настроение музыкального произведения в собственном исполнении.
Младшие школьники артистично выступают перед публикой, реализовывают поставленные цели. Доносят до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения, создают сценический образ, умело подбирают костюм, культурно ведут себя на сцене. Умеют оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели.
Обобщив указанные ранее понятия музыкально-творческих компетенций, мы формулируем следующее определение. Музыкально-творческая компетенция младших школьников понимается как целенаправленное, организованное формирование личности обучающихся в пространстве музыкальной культуры, а именно:
- происходит музыкально-творческий процесс освоения музыки через развитие музыкальности и музыкального сознания личности;
- музыкально-творческие компетенции младших школьников направлены на процесс формирования познавательной, мотивационной, эмоциональной, коммуникативной, деятельностной, ценностно-смысловой характеристик, развивающиеся на уроке музыки в школе.
К ключевым музыкально-творческим компетенциям относят: слушание музыки, вокально-хоровую деятельность, музыкальную грамоту, игру на музыкальных инструментах, концертные выступления, оценку успешности обучающихся.
Итак, анализ научных работ позволил нам сделать вывод, что под музыкально-творческими компетенциями подразумевают личность, способную создавать новый конкурентоспособный продукт в области музыкального искусства, отличающийся креативной индивидуальностью, уникальностью, используя в совокупности личностные качества, такие как фантазия, наблюдательность, комплекс музыкальных способностей и т.п., получаемые обучающимися на уроках музыки в начальной школе.