История развития педагогики как науки
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
История развития педагогики как науки
The history of pedagogy as a science
Ekomaskin Vladimir
English teacher of school № 26, Russia, Saransk
Аннотация. Изучение истории педагогики позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
Abstract. The study of the history of pedagogics allows to obtaina holistic view of the deep connection of pedagogical phenomena and processes in the history of world civilization and the importance of international teaching experience.
Ключевые слова: история педагогики; педагогическое образование; социальное воспитание; развитие педагогики
Keywords: history of pedagogy; pedagogical education; social education; development of pedagogy
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. В процессе развития педагогика из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Но развитие образовательных институтов было многообразным, что привело к противоречивым и неоднозначным процессам. Изучение истории образования и педагогических учений – это одно из важных условий формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма [4].
Педагогика на протяжении многих лет развивалась в древнеегипетской, древнегреческой, древневосточной, средневековой философии. Развивается она и в наше время. В начале XVII века английский естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон выделил ее из системы философских знаний, и она была закреплена трудами великого чешского педагога Яна Амоса Каменского. В настоящее время педагогика взаимодействует с медициной, историей, философией и другими науками.
История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. Начиная с XIX века, она становится самостоятельной отраслью педагогического знания. Положение Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее, было принято многими деятелями педагогики. «Изучая многовековую педагогическую жизнь народа, - писал историк педагогики М. И. Демков, - мы не можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики, методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение веков» [3]. При рассмотрении историко-педагогических явлений, авторы придерживались различных подходов, что сказывалось на интерпретации фактического материала. Одни авторы придерживались эволюционно-биологического подхода, другие – философско-этической стороны учения, Ф. Каптерев, например, связывал историко-педагогический процессс христианской церковно-теологической и светско-реалистической направленностью воспитания. Такие представители марксисткой мысли как В. И. Ленин и А. В. Луначарский рассматривали школу и педагогику как орудие социальных преобразований. Были игнорированы преемственность в развитии дореволюционной и советской школы и педагогики, игнорированы труды педагогов тех лет, многие ученые были опорочены и незаслуженно забыты. Все это отрицательно сказалось на историко-педагогической науке, образовании и соответственно исторической памяти учителя.
История педагогики и образования как учебная дисциплина формирует систему знаний о ходе и результатах взаимодействия общества и школы, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения культурных ценностей, которое приобрело человечество, о том, что школа и педагогика всегда были заметными двигателями культурной и общественной эволюции. Изучение истории образования и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
Как и всякое общественное явление, педагогическая деятельность под влиянием общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. При родовом строе дети усваивали производственный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Впервые люди стали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности в Древнем Египте. «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это был первый определенный подход к воспитанию, первая педагогическая идея. Труды Сократа, Демокрита, Платона, а также древнеримского автора Квинтилиана содержат много размышлений по вопросам воспитания. Яркий представитель средневековья – Ян Амос Каменский в своей книге «Великая педагогика» впервые выразил свои педагогические идеи, принципы. Также им была введена классно-урочная система. С началом XIX века происходит всплеск педагогических новаций во многих развитых странах мира. Уделяется много внимания изучению влияния социальной среды на ребенка. Анализируется взаимодействие школы и социальной среды в деле воспитания подрастающего поколения. Определена сущность понятий «педагогизация среды», «социальное воспитание», «общественное воспитание». Было отмечено, что именно в изученный период складывается направление в отечественной педагогической науке «педагогика среды», которое изучало воздействие окружающей среды на ребенка [1, с.100]. Во второй половине 1930-х годов термин «социальное воспитание» был запрещен из-за провозглашения его «пережитком» буржуазного прошлого. Второе рождение этого термина происходит в конце 1980-х гг. Использование данного термина было связано с изучением и пропагандой среди населения традиционной, национальной культуры. Появление социальной педагогики в России в качестве самостоятельной области исследования позволило ввести в оборот речи понятие «социальное воспитание». Большинство отечественных исследователей в области социальной педагогики едины в том, что эта наука охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием различных групп населения и признают что «социальное воспитание» является ключевым понятием социальной педагогики.
В настоящее время сложно перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педагогической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпадать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости несомненно повлияют на цели воспитания, его теорию и практику [2, с. 279-280].
Педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Её развитие связано с практической потребностью общества в изучении исторического опыта к участию в производстве материальных и духовных ценностей. История педагогики как учебная дисциплина призвана содействовать пониманию развития мира как единого глобального организма, в котором происходит взаимообогащение культур, где формируется единое поле мировой культуры и опыта воспитания, единое мировое образовательное пространство.