Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Матурина Д.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Матурина Динара Равиловна
учитель начальных классов, учитель высшей категории, МБУ «Гимназия №38», РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся, входящих в блок метапредметных результатов, является обязательным требованием Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Технология развития критического мышления через чтение и письмо основана на такой системе обучения, которая побуждает учащихся к активной самостоятельной деятельности, позволяет организовать решение поднимаемой на уроке проблемы. В статье рассмотрен процесс использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо   на уроке литературного чтения  на примере рассказа Л.Н.Толстого «Акула» в 3  классе по образовательной системе «Школа России», способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся и раскрыты следующие понятия: познавательные универсальные учебные действия, сущность технологии развития критического мышления, приемы, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий на стадиях вызова, осмысления и рефлексии. Технология развития критического мышления способствует оптимизации процесса формирования не только познавательных, но и других универсальных учебных действий.

 

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию.

Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной   к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. На мой взгляд, думающий ученик, это прежде всего ученик, способный критически мыслить: добывать   самостоятельно знания, уметь анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и уметь применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления   дает возможность личностному росту ребенка, развитию его индивидуальности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо является личностно- ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности является:

Создание условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Задачи:

Организация учебной деятельности как процесса, развивающего любознательность.

Выработка навыка рационального подхода к решению   проблем.

Корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке   в   сторону усиления роли учащегося.

Формирование навыков самооценки.

В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На примере конспекта урока по литературному чтению [Литературное чтение:3 класс.учебник: в 2 частях -/ Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. 13-е изд.,-Москва:Просвещение,2023.], расскажу вам, как я использую некоторые приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо для формирования универсальных учебных действий. [Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек,  И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.]

Тема: Л.Н. Толстой. «Акула»

Цель: развитие читательских умений.

Планируемые результаты:

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», работать над развитием читательских умений; расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Вызов

Прием «Мозговой штурм» (работа в парах)

Познавательные универсальные учебные действия:

- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Формируем умение работать в паре.

- Формируем умение слушать и понимать других.

-Ребята, прочитайте и узнайте, из каких произведений   эти отрывки, скажите, кто автор?

1.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. («Косточка» Л.Н.Толстой)

2.Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. («Прыжок» Л.Н.Толстой)

3. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. («Лев и собачка» Л.Н.Толстой)

-Что объединяет все эти рассказы? (Любовь к ближнему, забота, поучение)

- Сегодня мы продолжаем работать с творчеством   одного из величайших классиков литературы.

-Ребята, а что вы знаете об этом писателе?

Прием «Корзина идей»

Познавательные универсальные учебные действия::

- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

(Учитель вынимает   из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю).

5- В семье Толстого было пятеро детей.

Ясная поляна--место жительства Л.Толстого.

22- в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

82 -Л.Н. Толстой прожил 82 года.

3.Стадия осмысления

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

-Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа. (картинка с акулами)

- Прочтите название рассказа.

-Что вы знаете об этих хищниках? Дополните свои знания об этих рыбах.

 Прием «Инсерт» (в группах)

Познавательные универсальные учебные действия:

-Формируем умение извлекать   новую информацию из текста и иллюстрации.

- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

-Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Акула – страшная хищница моря. Это очень прожорливые рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов, а кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение плывущей мимо акулы может нанести серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
-Ребята, как называется такой текст? (научно-популярный). Почему? Докажите.

-А вот сегодня   мы познакомимся с художественным произведением. Прочитайте название рассказа- «Акула».

Прием «Предположение»

Познавательные универсальные учебные действия :

-Формируем умение прогнозировать   информацию по названию.

-Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием? (Акула убивает человека или человек акулу…)

Прием «Чтение с остановками»

Познавательные универсальные учебные действия:

-Формируем умение находить ответы из содержания вопросов.

- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Формируем умение оценивать поступки других людей.

- Формируем умение проводить лексический анализ трудных   слов, умение работать со словарем в случае затруднения...

- Формируем умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.

Чтение первой части до слов …любовался на своего сынишку. «Не выдавай! Понатужься!»

Определить, какой это рассказ? (научно-популярный) Докажите.

- Кто такой   артиллерист? Как вы думаете, от какого слова образовано слово «артиллерист»?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово? (В случае затруднения дети пользуются словарем)

- Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? (отец)

- Как вы думаете, какие чувства испытывал артиллерист? (переживал, что сын отстает)

Чтение второй части до слов…Он сорвался с места и побежал к пушкам…

- А теперь что испытывает артиллерист? (переживал, что сын попал в трудную ситуацию)

- Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите (когда случается что-то страшное)

Приём «Прогнозирование» (групповая работа)

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

(Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе и записывают их в схему)

- Давайте узнаем, что же произошло, дочитаем текст до конца (ученик читает)

- Совпали ли предположения?

- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал? (страх, что может попасть в сына…и не попасть в акулу)

- Каким человеком он перед нами предстает?

- Расскажите, что переживали во время чтения?

Познавательные универсальные учебные действия:

Формируем умение находить ответы из содержания вопросов.

- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Формируем умение оценивать поступки других людей.

- Формируем умение проводить лексический анализ трудных   слов, умение работать со словарем в случае затруднения...

- Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

4.Рефлексия

- Так кто же главный герой этого рассказа? (высказывания детей)

- Какая основная мысль рассказа? (любовь)

- Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Показать любовь отца к сыну, это побудило совершить поступок. Рассказ о смелости, отваге, героизме)

- Какие формулировки наиболее точны?

Выберите: (работают в парах)

Любовь сильнее страха.

Храброму смерть не страшна.

Без труда ничего не даётся.

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. О том, какие опасности, подстерегают детей, к каким последствиям может привести бездумное поведение.

- О чём вы сегодня задумались? (высказывания детей)

- Сегодня мы прочитали рассказ о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (высказывания детей)

(да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

- Ребята, если вам представится подобный случай, как бы вы поступили? (высказывания детей)

Познавательные универсальные учебные действия:

- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Формируем умение   осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Воспитание нравственного чувства, доброты.

5.Дом. задание: составить синквейн про артиллериста или подробный пересказ на выбор.

Я считаю, что применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет   детям  почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать в окружающем их мире.

 

Список литературы:
1. Асламов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
2. Зверева Н.В. Развитие младших школьников в процессе усвоения    знаний. – М.: Педагогика, 1983. – 168 с.
3. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – № 12. – 2011. – С.12–18.
4. ФГОС/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 05.12.2024).