Статья:

Обобщение педагогического опыта по преподаванию рисунка, живописи и композиции в детской художественной школе по теме «Изображение деревьев»

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ворожева Е.Л. Обобщение педагогического опыта по преподаванию рисунка, живописи и композиции в детской художественной школе по теме «Изображение деревьев» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 10-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обобщение педагогического опыта по преподаванию рисунка, живописи и композиции в детской художественной школе по теме «Изображение деревьев»

Ворожева Евгения Львовна
преподаватель, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Асбестовская детская художественная школа, РФ, г. Асбест

 

Аннотация. В данной статье автор делится опытом преподавания учебного материала по предметам рисунок, живопись, станковая компо­зиция. Рассказывает о методике использования темы «Изображение деревьев» в обучении и воспитании детей с учетом их возрастных особен­ностей, интересов, и уровнем знаний умений и навыков рисования. Преподаватель варьирует темы и задания в рамках программы, разработанной на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной прог­рамме в области изобразительного искусства «Живопись».

 

Ключевые слова: обучение; дерево; методика; рисунок; натура; живопись; приемы; композиция; воспитание; культура; экология.

 

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.»

Леонардо да Винчи

 

Тема «Изображение деревьев и пейзажа» проходит ежегодно, на каждом этапе обучения изобразительному искусству в ДХШ с 1 по 5 класс включительно. Каждый учебный год на нее отводится от 6 до 12 учебных часов, в зависимости от рабочей программы преподавателя.

Учебные задачи в рисунке, живописи или композиции можно решать на основе множества вариантов тем заданий. В этой статье я хочу поделиться опытом использования темы «Изображение деревьев» в практике преподавания изобразительного искусства в художественной школе.

Рисование деревьев, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для решения большой части задач обучения. Дерево – объект знакомый, мы наблюдаем его ежедневно и рисовать его кажется легко начинающему художнику.

 

«Пейзажист может работать спокойно – ведь природа никогда не настаивает на сходстве.»

Р.Г. де ла Серна.

 

1. Рисование с натуры – это самый распространённый метод обучения рисованию в художественной школе. В процессе изучения натуры идет тренировка глазомера, развивается внимание к общей форме, пропорциям предмета, соразмерностей его частей и деталей. Развивается наблюдательность и зрительная память. Юный художник, под руководством преподавателя, учится работать над изображением объектов грамотно, «от целого к частному». Учится анализу строения и пластики предмета. Совершенствует умения и навыки работы раз­личными изобразительными материалами (карандаш, краски, пастельные мелки и т. д.). Обучение в рамках классической школы рисования строится от «простого к сложному» – это важно для создания ситуации успеха, которая помогает формированию устойчивого интереса и любви к рисованию.

Я предлагаю ряд тем связанных с рисованием деревьев с натуры, которые провожу в начале обучения рисованию с натуры, и усложняю задания по мере освоения учащимися программы обучения:

· Рисование с натуры листка дерева с изучением его формы, общей характеристики листьев деревьев, и характерных особенностей данного листочка. Название темы урока может звучать так: «Лист это маленький портрет большого дерева», «Сказка написанная на листке дерева» возможны другие варианты тем, в зависимости от возраста учащихся и приема активизации их внимания к заданию, который подберет учитель (игра, проблемная ситуация, и т. д.)

· Монотипия – отпечаток листика с помощью нанесения краски непосредственно на лист дерева, и наоборот – нанесение губкой, или способом набрызгивания краски вокруг листика на бумагу.

В этом задании можно дать понятие‑«силуэт». Задание способ­ствует закреплению знаний, полученных при рисовании листика дерева с натуры и решению других образовательных задач по живописи и композиции. Решается проблема компоновки изображения в листе. Выделение центра и создание настроения с помощью цветовой гаммы.

Тема урока должна активизировать зрительную память и вообра­жение, например: «Осенний букет», «Листья в луже». Можно применить игровой прием обучения, урок – эксперимент (смешивание красок на палитре, на листке дерева и при наложении цветных отпечатков).

· Рисование с натуры веток деревьев. Это может быть серия заданий, проводимых в течении всех лет обучения в художественной школе.

На уроках рисования веток с натуры мы не только развиваем все перечисленные выше навыки анализа формы и конструкции, но и пользуемся прекрасной возможностью познакомить учеников с богатым разнообразием графических материалов, их выразительными возмож­ностями и техниками изображениями.

По мере усложнения учебного материала в среднем и старшем звене, ставим задачу передачи объёма и пространства в изображении ветки. Задание у малышей может звучать так: «Путешествие живой линии по веточке». Младшим школьникам свойственна любовь к деталям и добросовестная работа с натуры. Заинтересовать учащихся можно формой самой ветки, перевести задание от рисования с натуры в игру, в создание композиции по поводу этой ветки. Работу воображения может активизировать знакомство с новым приемом изображения. Например, рисование резинкой на заштрихованном карандашом листе, ведь линия может быть и светлой на темном фоне.

Ребятам постарше важно «прочувствовать» пластику и изобразить натуру как можно точнее и интереснее, освоить новую технику изображения. Например, приемы работы углем, пастелью, тушью.

· Зарисовки корней, шишек, веток, плодов деревьев. Это могут быть кратковременные рисунки «от пятна» на основе тона и штриха карандашом и резинкой, или изображения другими материалами. Линейные наброски.

Работы могут выполняться на уроке или в качестве домашних заданий. Зарисовки необходимы, как тренировка руки и глаза для работы в академических заданиях. Как подготовительный материал для даль­нейшего использования в композиции тематических декоративных натюрмортов, декоративных и станковых композиций различных жанров.

· Рисование деревьев на пленэре – это целый ряд программных заданий по изучению строения деревьев, их общих черт и характерных отличий. Рисование деревьев разных видов, родов и семейств в полном разнообразии природы. Каждое дерево индивидуально, имеет свои свой неповторимый облик свое очарование. Даже в березовой роще или в сосновом бору, мы не найдем двух одинаковых деревьев.

Рисование деревьев с натуры на пленэре позволяет совершен­ствовать навыки изображение объекта с натуры графическими или живописным материалами. Применять полученные на уроках в аудитории умения работать в различных техниках, в поисках способов передачи натуры на листе бумаги. Важно не помешать этому процессу, позволить ребенку эксперименты в нахождении изобразительного языка, которые могут привести к нахождению авторской манеры рисования.

В своей многолетней практике я замечала, как именно на пленэре происходит удивительный процесс превращения ученика в начинающего художника. Появляется интерес к совершенствованию своих знаний и умений, гордость за удачные работы.

Пленэр – одна из очень важных составляющих в системе обучения рисованию. Юные художники набираются впечатлений от натуры, получают удовольствие от общения с миром природы. А также, пленэр может способствовать воспитанию личности, не равнодушной к проблемам защиты природы, частью которой он себя начинает осознавать, изучая и восхищаясь ее многообразием.

Красота дерева настолько же величественна, насколько хрупка и уязвима, как и все живое на планете. Об этом мы постоянно беседуем на пленэре, наблюдая за живым миром растений и животных и влиянием деятельности человека на окружающую среду.

2. Рисовать деревья с учащимися я начинаю еще до выхода на пленэр. Применяя наглядные пособия и репродукции, используя демонстрационный прием обучения, я стараюсь активизировать зрительную память учащихся. Учу рисовать деревья разных видов. Различать особенности роста веток, стволов, формы кроны и листьев.

Словесные методы и приемы обучения, с использованием хороших произведений поэтов и прозаиков, создающих художественный образ, воплощенный в слове, музыкальном произведении, обладают своеобразной наглядностью и создают творческое настроение, способствуя активной работе мысли и воображения. «Белая Береза» (по стихотворению С. Есенина) или «Дуб» (по описанию из произве­дения Л.Н. Толстого "Война и мир") Музыка П. Чайковского «Времена года».

В юном художнике необходимо взращивать чувство любви и к природе, ответственности за ее сохранение. Поэтому перед новым годом, я провожу урок у малышей: «Сказка о елочке». Сказка и игра самый удачный метод создать эмоциональный настрой у младших школьников. В процессе игры дети легко усваивают учебный материал.

Я рассказываю детям историю о, упавшей на землю в густом лесу шишке, семечке, выпавшем из шишки и проросшем сквозь густую траву и поросль. Мы рассуждаем о сложностях и опасностях, грозящих маленькому росточку дерева в его начале жизни. Я предлагаю детям движениями изобразить растущее деревце, ветки– руки, их направление, изгиб, как у дерева ели. Затем учащиеся рисуют елочку в лесу.

Рассказываю, как много лет нужно, чтобы выросло деревце 1.5 метра высотой и как легко люди срубают елочку к празднику, чтобы неделю она радовала их дома. Какая это трагедия для дерева, для леса, животных, для которых оно было домом.

Моя задача не только научить ребят рисовать ель, но и пробудить в них чувство ответственности за природу, поэтому я предлагаю оставить нашу елочку в лесу и украсить ее подарками для животных, живущих рядом с елкой. Дети рисуют на елке угощения для лесных зверей. Работа может быть выполнена красками или цветными карандашами, или другими художественными материалами.

3. Очень удобно на данном этапе– знакомства с изображением дерева, использовать силуэт. Силуэт помогает наиболее понятно показать отличие строения сосны от ели или березы. В силуэте изображение лишено объёма, мелких деталей, отвлекающих от основной особенности формы и пластики предмета. Можно силуэт рисовать любыми графи­ческими материалами, используя линии и пятна.

Так же интересен прорезной силуэт. В начале это может быть вырезание симметричного, стилизованного силуэта дерева из сложенного листа бумаги. Затем можно усложнить как сам силуэт, так и способ вырезания с применением специального резака и лощённой тониро­ванной бумаги, добиваясь максимальной ажурности и пластической выразительности.

Показываю примеры народного искусства вырезания из бумаги в Китае. Вырезки, которые наклеивали на окна «чуан хуа» («оконные цветы») Еврейские народные вырезки 18‑20 века, белорусские выти­нанки.

Силуэт дерева, на каждом новом этапе обучения может усложняться, наполняться деталями внутри силуэта, от простого к сложному. Силуэт дерева может войти в графическую композицию пейзажа, или жанровой композиции. Он может украсить декоративную композицию, выполненную с применением приема оверлепинг.

Оверлепинг предполагает частичное совпадение или наложение одной формы на другую. При наложении силуэтов деревьев друг на друга, негатив меняется на позитив. Меняя фон, и применяя различные способы стилизации деревьев можно добиться интересных компози­ционных решений по заданной тематике.

4. Стилизация дерева – одна из любимых учениками тем.

У малышей я начинаю с линейной стилизации. Дерево из прямых линий, ломанных линий, волнистых линий. Обязательно нужно объяснить учащимся для чего мы применяем этот прием стилизации. Каким характером или настроением мы стремимся наделить полученный образ дерева? Затем я показываю, как можно стилизовать дерево, вписывая его в геометрическую фигуру. Создаем «Геометрический сад». Объясняю какие по форме листья цветы и плоды могут украсить дерево круглой формы, почему для треугольного дерева они не подойдут. Речь идет о создании стиля.

На следующем этапе обучения я даю более сложную задачу стилизации и создания образа. Дерево–становится олицетворением человеческого типажа, характера, символа. Это могут быть такие темы: «Дуб – богатырь», «Яблоня – символ плодородия».

Дерево может олицетворять собой местность, народ, страну. Например «Японская сакура», «Африканская пальма», «Сибирская ель». В этих композициях я прошу ребят использовать стиль изображения, характерный народному творчеству данной местности. Знакомлю с музейными экспонатами, репродукциями предметов народных промыс­лов. Рассказываю о особенностях культуры и обычаев данного народа.

5. Мир деревьев настолько разнообразен и многообразен, что удивить детей необычными для нашей местной природы деревьями не сложно. Можно найти множество фотографий в интернете, фильмов о природе, которые вдохновят ребят на творческие фантазийные работы, связанные с деревьями. Например – «Инопланетное дерево». Наделить дерево способностями и функциями не свойственными миру растений. «Сказочное дерево которое умеет...» Что оно могло бы нам рассказать о своей жизни, как оно относится к людям?

Так же интересны темы, в которых дерево становится механи­ческим как робот, или просто меняет свою материальность: каменное, как в сказке П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка», хрустальное, воздушное и т. д.

6. Создание образа. Показываю детям фото причудливых деревьев, похожих на людей, животных, живых существ целью активизировать их воображение, и подготовить к теме «Графизмы и символы». Тема – «Силуэт дерева символический» позволяет научить выбирать главное в натуре для передачи задуманного образа. Минимум деталей и максимум пластической выразительности.

Например, мы наделяем образ дерева в силуэте качествами характера человека: коварное, нежное и ранимое, хитрое и лживое, доброе и заботливое, и множество других вариантов. Или несвойствен­ными дереву, как материалу характеристиками: текучесть, воздушность, тяжесть, прозрачность, и др.

Это задание я даю как упражнение для развития воображения и творческих идей, а также графических навыков изображения сложного силуэта. Оно в разнообразных вариантах проходит несколько раз на разных этапах обучения, с постепенным усложнением задач и повы­шением требований к максимальной простоте и выразительности.

7. Растительный узор и орнамент с использованием стили­зованных деревьев и их частей. Я начинаю знакомить ребят с узором, с элементами растений, еще в первые годы обучения. Но к пониманию сакрального значения изображения дерева в орнаментах народов разных стран, дети готовы только в подростковом возрасте. Когда у них происходит осознание себя как члена своего рода, семьи, народа, всего человечества на земле. Когда возникают вопросы о смысле жизни, добре и зле. В этот момент я рассказываю детям о «Мировом дереве» – как символе устройства мира. Показываю образы Мирового дерева в узорах, украшающих амулеты, принадлежащие временам палеолита. Они встречаются у разных народов. Древо жизни с эмблемой солнца или неба на амулете древнего Египта, Ассирии, Древней Мексики, Месопотамии. Швеция – средние века. Это изображение не растения как такового, а священного объекта, сущностными составляющими чертами которого являются крона и корни.

Изображение священного дерева в таком виде, возникшее, по имеющимся данным, в древней Европе, постепенно дошло до Китая, где иероглифом дерева служит знак в виде русской буквы Ж; верхняя и нижняя части этого знака являются схематическим изображением кроны и корней.

Изображение священного дерева встречается и в доколумбовой Америке, показано, как некто влезает по стволу необычного дерева наверх. В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо. Сибирские шаманы воображали, что они могут подняться, по дереву на небо.

В христианский праздник Вознесения Христа русские пекли из теста маленькие лестницы, представление о том, что на небо можно влезть по дереву или по лестнице. Видимо, в исчезнувших древних мифах был сюжет вознесения на небо путем влезания по дереву или иным способом. В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю; библия называет его древом жизни, потому что оно находится «посередине сада», вероятно, является интерпретацией более древнего представления о магическом дереве, расположенном в центре мира.

Сказания и обряды, связанные с почитанием мифического дерева, являющегося стержнем мироздания, «мирового дерева», существовали вплоть до 19 века. Постепенно в традициях самых разных народов возник образ, воплощающий универсальную концепцию мира, образ Мирового древа. Стало складываться символическое отождествление дерева со всей вселенной или, по крайней мере, с тем миром, где жили люди. «Мировое Дерево, древо жизни – в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона Мирового древа достигает небес, корни – преисподней (Славянская мифология).

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности, до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается – зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки – именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком–то смысле – это идол Священного Древа Мира.

Символ Мирового Древа изображается по–разному. Это может быть, как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки с тремя веточками, которые устремляются вверх (Руна Мир). Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками, вокруг которой летают птицы.

В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни и сухое дерево, как символ смерти».

Еще один интересный взгляд на Дерево – как славянский символ, олицетворяющий собой единство и взаимодействие всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Ствол дерева олицетворяет настоящее время, нас самих. То, что под землей – корни дерева олицетворяют прошлое время, наших предков. Крона олицетворяет будущее время – наших потомков. Корни дерева олицетворяют наши корни – вначале это отец с матерью, потом наши дедушки и бабушки, потом прадедушки и прабабушки, потом многие поколения всех наших предков. «И здесь начинается вечная основа основ Мироздания величественная первопричина, животворящая сила нашего Рода, находящаяся внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. И каждый, кто един с родом, через родовую связь питается духовным истоком первоосновы все сущего, являющейся вечной силой и волей творца».

Практическое задание на уроке предполагает изображение образа Мирового дерева, в котором ученик должен выразить свое собственное представление о жизни в современном мире. Многие учащиеся придумывают интересные композиции, наполняют их символическими деталями, применяют композиционные приемы и способы выражения своего замысла. Работа над этой темой способствует развитию само­сознания ребенка, помогает ему понять для чего он живет, ощутить себя частью своего рода, народа, страны и всего человечества.

Расширение круга знаний о культурном наследии разных народов земли оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся. Отношение наших предков к природе и, в частности, к дереву, как олицетворению мира показывает насколько важна его роль в жизни человека. Природа, окружающая нас среда и наша жизнь тесно связаны. Мы живем рядом с деревом и оно зависит от нас также, как и мы зависим от него. Мы часть жизни на этой планете.

В своей статье я рассказала о накопленном мною опыте препо­давания и методике обучения детей основам изобразительной грамоты на примере темы «Изображения деревьев». Тема благодатная в плане вариативности заданий, возможностей освоения учащимися большого объёма знаний умений и навыков в рисунке, живописи и композиции. Помогает в формировании эстетических взглядов и нравственных установок у учащихся.

 

«Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи; там–то и надо ее искать и нигде более».

Энгр (Жан Огюст Доминик)

 

Список литературы:
1. Дэвид Лауэр, Стивен Пентак, Основы дизайна. Питер, 2014.
2. Зеленин Д.К., Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов, “Известия АН СССР. Серия 7. Отделение общественных наук”, 1933, № 8.
3. Зеленин Д.К., Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.–Л., 1937.
4. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. – Т. 1.