Статья:

Роль дидактической игры в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Логинова В.В. Роль дидактической игры в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль дидактической игры в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью

Логинова Валентина Валентиновна
студент ГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», РФ, г. Самара

 

The role of educational games in the development of children with intellectual disabilities

 

Valentina Loginova

Student, GBOU IN "Samara State Social and Pedagogical University", Russia, Samara

 

Аннотация. В статье рассматривается роль дидактических игр в образовательном процессе у детей с интеллектуальной недоста­точностью. Представлен анализ литературы по данному вопросу. Выделены четкие этапы организации дидактических игр в деятельности для получения положительного эффекта.

Abstract. The article discusses the role of didactic games in educational process of children with intellectual disabilities. The represented analysis of literature on the subject. Dedicated clear stages of the organization of didactic games in the activity to obtain a positive effect.

 

Ключевые слова: дидактические игры; дети с интеллектуальной недостаточностью; классификация дидактических игр; этапы органи­зации дидактических игр.

Keywords: educational games, children with intellectual disabilities, classification of didactic games, stages of the organization of didactic games.

 

Большую роль в жизни ребенка занимает игра. Именно в игре каждый ребенок может на себе опробовать разные социальные роли, а так же с легкостью можно наладить контакт с другими детьми или взрослыми.

Удальцова Е.И. писала, что «Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» [2]. Большое количество исследований, посвященных игре дошкольников, проводила Крупская Н.К. Она говорила о том, что «Игра для них – учёба, игра для них - труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Дидактическая игра является не только одним из видов игровой деятельности, но и основным видом деятельности дошкольников. Именно дидактическая игра позволяет создать условия, в которых у каждого ребенка будет возможность действовать самостоятельно, таким образом, приобретая собственный опыт.

Ребенку с интеллектуальной недостаточностью для понимания и усвоения того или иного способа действия необходимо большее количество времени, чем для детей с нормальным психофизическим развитием.

В процессе дидактической игры обеспечивается нужное количество повторений на совершенно разном материале.

Большую роль в дидактической игре играет взрослый. Он не только руководит процессом, но и является участником, следит за соблюдением правил и при необходимости дает образец действий в игре.

При планировании игр необходимо учитывать следующие дидактические принципы:

·      доступность,

·      повторяемость,

·      постепенность выполнения заданий.

Говоря о классификации дидактических игр, следует отметить, что игры делятся по формированию и развитию тех или иных качеств. Данная классификация создана Катаевой А.А. и Стребелевой Е.А. Она представлена в книге «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Классификация дидактических игр:

1.    Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

·      формирование эмоционального контакта со взрослым

·      развитие внимания

·      развитие подражания

·      усвоение действий по образцу

2.    Дидактические игры на развитие ручной моторики

·      развитие хватания

·      развитие соотносящих действий

·      подражание движениям рук

·      развитие движений пальцев

·      развитие движений кистей рук

3.    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

·      практическое выделение формы

·      восприятие величины

·      восприятие цвета

·      формирование целостного образа предмета

·      восприятие пространства и ориентировка в нем

·      развитие тактильно-двигательного восприятия

·      представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

·      развитие слухового восприятия

4.    Дидактические игры и упражнения направленные на развитие мышления

·      переход от восприятия к обобщению

·      переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления

·      развитие наглядно-действенного мышления

·      решение двухфазовых задач

·      развитие элементов причинного мышления

·      развитие наглядно-образного мышления

5.    Дидактические игры и упражнения по развитию речи

·      развитие речевого общения

·      развитие делового эмоционального общения

·      игры-драматизации

·      развитие познавательной функции речи

·      расширение, уточнение и обобщение значения слова.

Во время организации дидактических игр необходимо учитывать основные этапы.

Самым основным, при качественном соблюдении которого гарантируется успешность игры, является подготовка к проведению дидактической игры. В данном этапе осуществляется качественный подбор игр, которые будут соответствовать задачам воспитания и обучения, соответствовать программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы. Так же на данном этапе определяется наиболее удобное время и место для проведения игры. Определяется количество участников. Обязательной частью в организации дидактических игр является подготовка дидактического материала, подготовка педагога (необходимо изучить и запомнить каждый этап игры), предварительная беседа с детьми.

Второй этап – проведение игры. Необходимо ознакомить детей с правилами и ходом игры, с содержанием и используемом материале. Детям с интеллектуальной недостаточностью педагог должен показать пример игровых действий, который позволит им верно справиться с заданиями и достигнуть поставленной цели. Затем определяется, какую роль в игре играет педагог (педагогу рекомендуется принять роль участника, если дети недостаточно подготовлены и/или имеют тяжелую степень нарушения). По завершению игры подводятся итоги через беседу с детьми, и педагог получает обратную связь и может сделать вывод - достигнут ли необходимый результат.

Итогом любой дидактической игры является анализ. Во время анализа педагог выделяет эффективные и не эффективные приемы, находит недостатки, которые помешали достигнуть цели. В дальней­шем, опираясь на данный опыт, совершенствуется подготовка игры. Так же анализ дает возможность посмотреть на детей с другой стороны и усовершенствовать индивидуальную коррекционную работу с ними.

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры играют большую роль в коррекционном процессе. Они делают этот процесс не только более активным, интересным, эмоциональным, но и позво­ляют детям попробовать себя в новой роли и получить свой опыт. Для педагога дидактические игры играют так же важную роль, они позволяют совершенствовать работу именно в образовательной деятельности с опорой на данные полученные с помощью игры.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, - № 6.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. –– М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
3. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Москва, 1958.
4. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцева. – Мн: Народная асвета, 1976. – 127 с.