Статья:

Творческое взаимодействие педагогов и родителей в использовании развивающего потенциала фольклора при создании предметно-развивающей речевой среды для старших дошкольников с ТНР

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Круглова С.Ю., Тющина О.П., Чигридова Н.В. Творческое взаимодействие педагогов и родителей в использовании развивающего потенциала фольклора при создании предметно-развивающей речевой среды для старших дошкольников с ТНР // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческое взаимодействие педагогов и родителей в использовании развивающего потенциала фольклора при создании предметно-развивающей речевой среды для старших дошкольников с ТНР

Круглова Светлана Юрьевна
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 62», РФ, г. Норильск
Тющина Оксана Петровна
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 62», РФ, г. Норильск
Чигридова Надежда Викторовна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 62», РФ, г. Норильск

 

CREATIVE INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN USING THE DEVELOPING POTENTIAL OF FOLKLORE IN CREATING A SUBJECT-DEVELOPING SPEECH ENVIRONMENT FOR OLDER PRESCHOOLERS WITH TNR

 

Svetlana Kruglova

Educator of MBDOU "Kindergarten No. 62", Russia, Norilsk

Oksana Tyushina

Educator of MBDOU "Kindergarten No. 62", Russia, Norilsk

Nadezhda Chigrinova

Speech therapist teacher of MBDOU "Kindergarten № 62", Russia, Norilsk

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам проектирования речевой среды для старших дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием развивающего потенциала фольклора в условиях возникновения продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Abstract. The article is devoted to the design of speech environment for older preschoolers with severe speech disorders using the developing potential of folklore in the conditions of the emergence of productive interaction of all subjects due the educational process.

 

Ключевые слова: предметно-развивающая речевая среда; компонент среды; художественно-речевой комплекс; проектирование; взаимодействие.

Keywords: subject-developing speech environment; component of the environment; artistic-speech complex; design, interaction.

 

Наука и практика всё чаще обращают внимание на среду, как поисковое «поле» ребёнка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске инновационных путей проектирования среды, как условия развития личности ребёнка, его самообразования, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты.

Педагогика современности рассматривает определённые условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относится, прежде всего, среда развития и воспитания ребёнка (пространство жизнедеятельности ребёнка; условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, в том числе социальная среда и предметно-пространственная среда [1]). Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности ребёнка-дошкольника.

В силу того, что проектная технология имеет большое значение в современных образовательных системах, важно уделять особое внимание специальному проектированию образовательной среды ДОУ. На наш взгляд, целью проектирования пространственной предметно-развивающей речевой среды является актуализация творческой активности воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи, которые в результате практико-ориентированной деятельности создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Оптимальными условиями при проектировании речевой среды является: создание условий для возникновения продуктивного взаимодействия детского сада и семей воспитанников, которое подразумевает активное включение родителей в воспитательно-образовательное пространство ДОУ и подготовку познавательно-информационного материала для родителей; установление преемственности в работе педагогов ДОУ; участие каждого субъекта образовательного процесса в различных мероприятиях с учётом интересов и творческих способностей, а также использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании привлекательности и выразительности предметно-развивающей речевой среды.

Пространственная предметно-развивающая среда организуется на основе следующих принципов: открытости, гибкого зонирования, стабильности-динамичности и поли-функциональности.

Исходя из выше сказанного, пространственная предметно-развивающая среда группы компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР спроектирована в виде творческого художественно-речевого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности старших дошкольников и способствует успешному устранению речевого дефекта, преодолению отставания в речевом развитии, развитию детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.

Среда соответствует интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивая ситуации взаимодействия каждого ребёнка с миром вещей и миром людей (с воспитателями, специалистами ДОУ, другими детьми и родителями) с учётом возрастных и психологических особенностей старших дошкольников с ТНР. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и не директивным руководством взрослого [2]. Специально спроектированная развивающая среда включает в себя всё необходимое для игры, занятий коррекционной направленности, театрально-художественной деятельности, прикладного творчества и экспериментирования, основываясь на интегрированном подходе, который обеспечивает взаимопроникновение и взаимосвязь различных видов деятельности и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребёнка, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Художественно-творческий речевой комплекс развития ребёнка представляет единую цепь мини-центров, оснащенных современным художественным и игровым материалом. Наполнение мини-центров соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме и частично обновляется каждую неделю с целью активизации речевого общения и формирования образной выразительности речи старших дошкольников с ТНР.

Одним из компонентов комплекса (компонент − составная часть чего-нибудь) [3], является книжный уголок «Читай-ка», который привлекателен для детей многообразием книг, а также иллюстраций, картинок по сказкам и загадкам. Особой популярностью у воспитанников пользуются развивающие пособия − ширмы-загадки «Угадай, кто спрятался?», «Чей хвост?», «Найди и назови», изготовленные педагогами совместно с воспитанниками с целью активизации их игровой и речевой деятельности, которые способствуют развитию диалога, выразительности речи, закреплению речевых навыков.

Для обеспечения художественно-эстетического и эмоционального восприятия народной игрушки и обращения внимания детей на красоту цветовой гаммы узоров, в группе организована «Полочка красоты», на которой с определённой периодичностью оформляются мини-выставки «В гости к нам пришли матрёшки», «Русские сувениры», «В мире сказок», «Русские народные игрушки» и др. Наборы открыток и предметов русского декоративно-прикладного искусства: русские матрёшки, народные игрушки, деревянные ложки, берестяные туески, плетёные корзиночки, образцы вышивки и кружева русских мастериц всегда привлекают детей своей оригинальностью и самобытностью. Для более глубокого знакомства и погружения в мир декоративно-прикладной красоты в детском саду создан центр «Горница», в котором сосредоточены предметы домашней и кухонной утвари (печка, люлька, сундук, коромысло с ведрами, ко­лодец, лапти и пр.).

С целью знакомства с музыкальной культурой, песенным и танцевальным творчеством русского народа в группе создан уголок «Музыкальная шкатулка», который насыщен многообразием современных и народных инструментов (шумелки, свиристели, трещётки, дудочки, деревянные ложки и т.д.). В уголке имеется аудиотека, музыкальные диски с народными мотивами и мелодиями.

Одним из компонентов комплекса является организация выставок декоративно-прикладного творчества, как форма продуктивного взаимодействия взрослых и детей, которые отражают знакомство старших дошкольников с основами русских народных промыслов, например, «Хохлома», «Городец», «Гжель» и декоративно-прикладным искусством русского народа «Рукам работа − душе праздник», «Творческая мастерская», «Мастерицы – рукодельницы» (посуда, рождествен­ские или пасхальные сувениры, поделки, игрушки), а также творческих выставок по мотивам потешек, песенок, закличек, считалок, загадок и сказок.

Мини-центр «Умелые ручки», в котором создаются творческие работы (рисунки, поделки), насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечивают каждому желающему возможность обратиться к образцам народного творчества, а также возможность экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые нетрадиционные изобразительные техники, открывать для себя неизведанное. В мини-центре каждый ребёнок может попробовать свои силы в художественно-творческой деятельности, воплощая в жизнь свои замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность по мотивам произведений устного народного творчества и знакомства с народными промыслами России, используя различные материалы, смешивая разные приёмы и способы изображения. Задача воспитателя – тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребёнка, его особый изобразительный стиль.

В последствии детские рисунки, поделки и совместные творческие работы педагогов, родителей и детей обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют её, становятся украшением интерьера группы и детского сада.

Для развития речевого общения и выразительности речи старших дошкольников с ТНР в группе организован театральный уголок «Сказка» − своеобразная творческая площадка для реализации театрализованных проектов, в котором есть сцена, напольная и настольная ширмы, наборы театральных кукол и игрушек по сказкам, шапочки-маски, сундучок сказочных вещей. Знакомство с русским народным костюмом происходит в театральной костюмерной и гримёрной. Яркие сарафаны, юбки и косоворотки с национальным орнаментом, платки и картузы, а также костюмы сказочных персонажей русских народных сказок являются неотъемлемой частью игровой деятельности детей, которые очень любят наряжаться, превращаться в героев сказок, разыгрывать знакомые эпизоды или сюжеты.

Играя в театр, дошкольники учатся воплощать собственные творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. На импровизированной сцене, каждый ребёнок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Содержание яркой, привлекательной, разнообразной предметно-игровой развивающей среды активизирует внимание, стимулирует самостоятельное и вариативное использование полученных знаний, умений и навыков в процессе познавательно-игровой деятельности, развивает речевую активность, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, что в свою очередь способствует развитию образной выразительности речи и воображения старших дошкольников с ТНР.

Неотъемлемой частью предметно-развивающей среды является организация художественно-творческой «Мастерской», в которой совместно с детьми изготавливаются макеты декораций, в работе над которыми активно используется проектный метод на основе интеграции технологий макетирования и творческого объёмного конструирования, который позволяет учитывать зону ближайшего развития каждого ребёнка, его потенциальные возможности. В итоге макет становится настоящей театральной декорацией к сказке. В результате такой работы появляется общая тема для общения и взаимодействия среди самих сверстников, их родителей и педагогов.

«Мастерская» оснащена разнообразным полифункциональным материалом, с которым и дети, и взрослые охотно экспериментируют и моделируют плоскостные и объёмные формы. Рисунками и росписями покрываются различные окружающие предметы, лоскутки ткани, вазы, коробки, шкатулки. В результате групповая среда превращается в разноцветную «сказку»: в пряничную избушку или в «Ярмарку народных умельцев». Это одновременно и выставка, и мастерская, и игровая комната. Такая среда очень привлекает детей, даёт им творческую энергию, пробуждает интерес, эмоциональный отклик, развивает речевую активность. Таким образом, сами дети принимают активное участие в создании эстетической предметно-пространственной среды группы в сотворчестве с воспитателем и родителями. Здесь очень важна роль педагога, грамотно создающего ситуации взаимодействия ребёнка со средой, в которых он проявляет стремление активно пробовать и открывать, преобразовывать и изобретать, приобретает ценный опыт исследовательского поведения.

Специально спроектированная пространственная предметно-развивающая среда, как творческий художественно-речевой комплекс развития старших дошкольников с ТНР, не ограничивается пространством одной группы. В зону творческой активности ребёнка включены такие компоненты детского сада, как познавательно-игровой центр «Горница», художественно-игровой центр «Карусель-ка», театральная гостиная «В гостях у сказки», которые способствуют обогащению детей широким спектром эстетических впечатлений, создают основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Каждый из компонентов творческого художественно-речевого комплекса выполняет свою специфическую миссию и в то же время все они связаны единой целью: направлять творческую активность, развивать креативное мышление и обеспечивать комфорт личности ребёнка-дошкольника. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие в целом, реализуются потенциальные возможности, творческие и речевые проявления.

Важной составляющей процесса по формированию выразительности речи воспитанников с ТНР является взаимодействие педагогов и родителей. В рамкам познавательно-просветительского направления работы для знакомства с доступными в использовании домашних условий игровыми способами активизации речевой деятельности проводятся тематические родительские «посиделки», серии консультаций и рекомендаций «Прочитайте сказку детям», «Традиции песенного искусства русского народа», «Детский фольклор», подготавливаются и оформляются тематические уголки, папки-передвижки, буклеты, памятки: «Расскажи стихотворение руками», «Сундучок загадок», «Пойте русские песенки вместе с нами», «Играем в сказку дома», «В рождественской мастерской», «Пасхальные поделки своими рукам».

При взаимодействии с родителями нами активно используются такие практико-ориентированные формы работы, как: интегрированные игры-занятия, праздники, развлечения, досуги, совместные творческие выставки, театрализованные игры и представления, активными участниками которых являются и родители. Наши мамы и папы с большим удовольствием шьют костюмы, изготавливают декорации, атрибуты, театральные маски, разучивают роли, рисуют, мастерят поделки, в рамках родительских «посиделок» делятся опытом по проведению культурного досуга, семейными традициями. Таким образом, вовлечение родителей в совместную деятельность способствует приобретению ими нового опыта общения с собственным ребёнком, формированию бережного отношения к детскому творчеству и осознанному отношению к процессу речевого общения и развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Совместные ме­роприятия фольклорной направленности привлекают воспитанников, родителей и педагогов своей содержательностью, педагоги­ческой направленностью, эмоциональной насыщенностью. Поиск наиболее эффективных форм и методов совместного творческого взаимодействия сближает взрослых и детей, положительные результаты которого позволяют сохранить мир детства, помогают каждому ребёнку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры, обладающей звучностью, ритмичностью, напевностью.

Несомненно, устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательно-речевой активности, самостоятельности, яркой индивидуальности старших дошкольников с ТНР. Поэтому необходимо как можно шире использовать развивающий потенциал фольклора в создании привлекательности и выразительности предметно-развивающей речевой среды, направленной на целенаправленное и систематическое использование произведений русского народного творчества.

Среда, насыщенная предметами и произведениями русского народного творчества, позволяет значительно обогатить словарный запас, способствует формированию грамматического строя и развитию диалогической интонационно-выразительной речи, что в свою очередь, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному проявлению у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, а также закладывает фундамент психофизического благополучия старших дошкольников с ТНР, определяющий в дальнейшем успешность общего развития.

 

Список литературы: 
1. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. − 400 с.
2. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. − Издание 3-е, переработ. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. − 240 c.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. − 944 с.