Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Баранова Л.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Баранова Людмила Анатольевна
доц. кафедры педагогики, психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», РФ, г. Петропавловск-Камчатский

 

PROSPECTS FOR THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND THEIR INTRODUCTION INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

 

Lyudmila Baranova

Associate Professor of the Department of Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogy, Kamchatka State University named after Vitus Bering, Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме стимуляции молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Автором отмечается как важна цифровая грамотность для вовлекающей, персонализированной и эффективной среды обучения для детей и подростков.

Использование информационных технологий в физической культуре дает значительные преимущества за пределами непосредственного образовательного контекста. Воспитывая позитивное отношение к физической активности и прививая учащимся навыки контроля и управления собственной физической формой, информационные технологии, применяемые в физической культуре, способствуют долгосрочному здоровью и благополучию общества в целом.

Abstract. The article is devoted to the problem of stimulating young people to engage in physical culture and sports. The author notes how important digital literacy is for an engaging, personalized and effective learning environment for children and adolescents. The use of information technology in physical education provides significant advantages beyond the immediate educational context. By fostering a positive attitude towards physical activity and instilling in students the skills to control and manage their own physical form, information technologies used in physical culture contribute to the long-term health and well-being of society as a whole.

 

Ключевые слова: спорт, физическая культура, интеграция, информационные технологии, мотивация, физические показатели, здоровье.

Keywords: sport, physical culture, integration, information technology, motivation, physical performance, health.

 

В динамичном ландшафте образования интеграция современных информационных технологий (ИТ) в физическое воспитание (ФВ) представляет собой передовой рубеж, определяющий подход к обучению молодого поколения здоровью, фитнесу и спорту. В данной работе мы исследуем эту интеграцию, подчеркивая ее значение для создания более вовлекающей, персонализированной и эффективной среды обучения для детей и подростков.

Актуальность этой темы невозможно переоценить. В эпоху, когда цифровая грамотность так же важна, как и физическое здоровье, сочетание ИТ и физкультуры не только готовит учащихся к жизни в технологичном мире, но и улучшает их физическое самочувствие. Такой синергетический подход обещает повысить уровень образования, сделать его более интерактивным и доступным, а также удовлетворить различные потребности и стили обучения.

Целью данного исследования является определение множества способов использования информационных технологий для обогащения уроков физкультуры для детей и подростков.

Наши задачи многогранны. Во-первых, проанализировать эффективность ИТ-инструментов в дополнении к физическому воспитанию, уделяя особое внимание вовлеченности, мотивации и приобретению навыков. Во-вторых, оценить проблемы и барьеры на пути внедрения этих технологий, включая вопросы доступа, справедливости и конфиденциальности.

Объектом данной работы является целостная область физического воспитания, как она пересекается с современными информационными технологиями. Сюда входят, в частности, учебные программы, методики преподавания, а также физическая и цифровая среда, в которой проводятся занятия физкультурой.

Предметом данной работы являются конкретные технологии, используемые в настоящее время или находящиеся в стадии разработки для повышения эффективности физического воспитания. Сюда входят носимые фитнес-трекеры, образовательные приложения, адаптированные для физкультуры, виртуальная и дополненная реальность, а также онлайн-платформы, облегчающие дистанционное обучение и решение фитнес-задач.

Интеграция информационных технологий в учебную программу по физкультуре.

Глубокая интеграция информационных технологий в систему образования знаменует собой значительную эволюцию педагогических методик, особенно в сфере физического воспитания. Этот прогресс предвещает смену парадигмы, переход от традиционных, преимущественно ручных методов обучения к более сложной педагогике, основанной на технологиях. Суть роли ИТ в образовании, особенно в физкультуре, заключается не просто в освоении новых инструментов, а в преобразованиях, которые они вносят в процесс передачи и получения образовательного контента, способствуют персонализации учебного процесса, повышают вовлеченность и результативность учащихся.

В основе этой трансформации лежит влияние ИТ на методики преподавания. Традиционное преподавание физкультуры, часто ограниченное физическими рамками спортивного зала или игрового поля и ограниченными ресурсами, теперь может выйти за эти рамки. Например, с помощью виртуальной реальности учащиеся могут имитировать занятия спортом в различных виртуальных средах, что способствует более глубокому пониманию и восприятию игры независимо от географических ограничений. Носимые технологии позволяют в режиме реального времени отслеживать физические показатели ученика и получать обратную связь, что дает возможность немедленно вносить коррективы и проводить индивидуальные тренировки. Эти технологические достижения не только расширили набор инструментов, доступных педагогам, но и в корне изменили подход к преподаванию, перейдя от универсальной методики к более индивидуальному, ориентированному на ученика подходу.

Более того, преимущества интеграции ИТ в физкультуру многогранны и глубоки. Для учащихся использование технологий может повысить мотивацию и вовлеченность, привнеся в физические занятия элементы веселья, соревнования и новизны. Педагогам они предоставляют инструменты для более эффективного планирования, мониторинга и оценки успеваемости учащихся, позволяя проводить своевременные мероприятия с учетом индивидуальных потребностей. В более широком масштабе интеграция ИТ в физкультуру способна решить такие важные проблемы, как снижение физической активности среди детей и подростков, сделав физкультуру более привлекательной и доступной для поколения, которое по своей природе склонно к технологиям.

Использование ИТ в физкультуре дает значительные преимущества за пределами непосредственного образовательного контекста. Воспитывая позитивное отношение к физической активности и прививая учащимся навыки контроля и управления собственной физической формой, ИТ в физкультуре способствуют долгосрочному здоровью и благополучию общества в целом. Это соответствует не только целям общественного здравоохранения, но и растущему признанию важности целостного образования, которое охватывает как разум, так и тело.

Носимые технологии – краеугольный камень этой технологической революции в физкультуре – включают в себя такие устройства, как фитнес-трекеры, мониторы сердечного ритма и смарт-часы. Эти устройства предоставляют оперативные данные о физической активности ученика, позволяя как ученикам, так и преподавателям следить за результатами, ставить реалистичные цели и отслеживать прогресс с течением времени. Детализация и оперативность обратной связи, доступной с помощью носимых технологий, способствуют более глубокому пониманию физического здоровья, побуждая детей к глубокому вовлечению в процесс физического воспитания и к ответственности за свои личные фитнес-пути.

Фитнес-приложения – еще одна важнейшая технология в современной физкультуре – предлагают широкий спектр функций: от тренировок под руководством преподавателя и рекомендаций по питанию до виртуальных соревнований и социальных связей. Эти приложения служат не только инструментом обучения и мотивации, но и платформой для создания сообщества, позволяя ученикам делиться достижениями, ставить коллективные цели и поддерживать прогресс друг друга. Универсальность и доступность фитнес-приложений демократизировали доступ к высококачественным ресурсам физического воспитания, позволяя учащимся заниматься физкультурой в любое время и в любом месте, тем самым расширяя учебную среду за пределы традиционного спортзала или спортивной площадки.

Онлайн-платформы для физкультуры представляют собой дальнейшее расширение образовательного пространства, предлагая хранилище ресурсов, обучающих видео, планов уроков и интерактивного контента. Эти платформы позволяют использовать модель "перевернутого класса", когда учащиеся могут изучать теоретический материал в своем собственном темпе вне школы, что позволяет проводить более целенаправленные практические занятия во время уроков физкультуры. Более того, эти платформы часто включают в себя элементы геймификации, которые могут значительно повысить вовлеченность и мотивацию учащихся, делая процесс обучения более приятным и эффективным.

Интерактивные игры, особенно с использованием дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR), привносят в физическое воспитание элемент иммерсивного обучения. Моделируя реальные спортивные сценарии или создавая совершенно новые, фантастические виды физической активности, эти игры расширяют возможности физкультуры, предлагая учащимся уникальный, увлекательный опыт, сочетающий физическую активность с развитием когнитивных навыков. Иммерсивный характер AR- и VR-игр не только привлекает внимание учащихся, но и способствует устойчивой физической активности, тем самым способствуя улучшению показателей физического здоровья.

Тщательная интеграция информационных технологий в учебный план по физической культуре требует продуманного и стратегического подхода, подчеркивающего преобразующий потенциал цифровых инструментов для повышения образовательных результатов. Этот процесс интеграции, имеющий ключевое значение для эволюции современного физического воспитания, вращается вокруг разработки учебной программы, которая не только соответствует самым высоким образовательным стандартам, но и активно включает ИТ для повышения вовлеченности и участия учеников. Суть разработки учебной программы в данном контексте заключается в создании педагогической основы, которая органично сочетает традиционные методики физического воспитания с инновационными технологическими вмешательствами, создавая тем самым обогащенную, динамичную среду обучения.

Включение ИТ в планы уроков является основополагающим шагом в этом стратегическом процессе интеграции. Это предполагает продуманный выбор технологий, которые соответствуют образовательным целям программы физкультуры, таким как укрепление физического здоровья учащихся, углубление их понимания фитнеса и здорового образа жизни, а также развитие двигательных навыков и физической компетентности. Например, носимые устройства могут использоваться для мониторинга частоты сердечных сокращений и уровня физической активности учащихся, предоставляя данные в режиме реального времени, на основе которых можно разработать индивидуальные рекомендации по фитнесу. Аналогичным образом, игры с дополненной реальностью могут использоваться для обучения конкретным спортивным навыкам или поощрения командной работы и стратегического мышления в веселой и увлекательной манере. Ключ к эффективному внедрению заключается в том, чтобы эти технологические инструменты дополняли, а не вытесняли традиционные виды физической активности, тем самым обогащая учебную программу по физкультуре, а не отрывая ее от основных физических компетенций.

Еще одним важным аспектом разработки учебной программы является ее соответствие образовательным стандартам. Такое соответствие гарантирует, что интеграция ИТ в физкультуру происходит не в вакууме, а способствует достижению более широких образовательных целей – развитию физически грамотных людей, обладающих знаниями, навыками и уверенностью в себе, чтобы всю жизнь наслаждаться здоровой физической активностью. Для этого разработчики учебных программ должны убедиться, что использование ИТ в физкультуре поддерживает национальные стандарты физического воспитания или стандарты штата, которые обычно включают широкий спектр результатов, в том числе развитие двигательных навыков, понимание фитнеса, связанного со здоровьем, а также личную и социальную ответственность в условиях физической активности. Согласовывая планы уроков с использованием ИТ с этими стандартами, педагоги могут гарантировать, что технология служит средством достижения образовательных целей, а не самоцелью.

Повышение вовлеченности путем интеграции ИТ в учебную программу по физкультуре представляет собой кульминацию этих стратегических усилий. Вовлеченность – многогранная конструкция, включающая эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты, – имеет решающее значение для того, чтобы учащиеся не только участвовали в занятиях физкультурой, но и усваивали ценности физической подготовки и хорошего самочувствия. Такие технологии, как фитнес-приложения и онлайн-платформы, предлагают новые способы привлечения учащихся к занятиям, обеспечивая индивидуальную обратную связь, устанавливая достижимые цели и способствуя развитию чувства общности и соперничества. Более того, интерактивный и иммерсивный характер многих ИТ-инструментов может превратить занятия физкультурой из рутинной или пугающей задачи в приятный и полезный опыт, тем самым повышая мотивацию учащихся к участию в физкультуре и занятиям физкультурой вне школы.

В заключение следует отметить, что интеграция информационных технологий в физическое воспитание представляет собой значительный сдвиг парадигмы в образовательном ландшафте и обещает пересмотреть контуры преподавания и обучения в этой жизненно важной области. В этой статье рассматриваются многогранные аспекты интеграции ИТ в физкультуру, подчеркивается трансформационный потенциал, который они несут в себе для повышения качества обучения, содействия развитию навыков и решения важнейших проблем, связанных с равенством, доступом, безопасностью и конфиденциальностью.

Внедрение ИТ в физкультуру стало ключевым рычагом для повышения вовлеченности учащихся, персонализации процесса обучения и создания среды, благоприятной для развития физических компетенций. Благодаря инновационным инструментам и платформам преподаватели теперь могут предлагать обратную связь в режиме реального времени, отслеживать прогресс с беспрецедентной точностью и интегрировать учебный процесс в игру, тем самым обогащая педагогический ландшафт физкультуры. Эти достижения не только удовлетворяют цифровые наклонности современной молодежи, но и приводят физкультуру в соответствие с развивающимися образовательными парадигмами, которые делают акцент на интерактивном и ориентированном на ученика обучении.

Одновременно в этой статье освещаются проблемы, присущие этому цифровому переходу, особенно те, которые касаются обеспечения равного доступа и защиты безопасности и конфиденциальности данных. Изложенные здесь рассуждения свидетельствуют о том, что успешная интеграция ИТ в систему образования требует целостного подхода, включающего в себя надежную политическую базу, стратегическое планирование и активное участие всех заинтересованных сторон. Решив эти проблемы вплотную, педагоги и политики смогут раскрыть весь потенциал ИТ для демократизации и улучшения физического воспитания.

В конечном счете, интеграция ИТ в физкультуру — это не просто образовательная инновация, а краеугольный камень для воспитания поколения, заботящегося о здоровье, технологически подкованного и инклюзивно образованного. Поскольку эта область продолжает развиваться, она, несомненно, потребует постоянного осмысления, адаптации и стремления к совершенству. Таким образом, путь интеграции информационных технологий в физкультуру представляет собой постоянный диалог между технологиями и педагогикой, который обещает способствовать формированию более вовлеченного, квалифицированного и справедливого контингента учащихся.

 

Список литературы:
1. Галимуллина, Э. А. Информационные технологии в области физической культуры и спорта // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году науки и технологий РФ. В 3 т., Казань, 23 апреля 2021 года / Под общей редакцией Юсупова Р.А. Том 1. – Казань: ФГБОУ ВО "Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", 2021. – С. 156-157
2. Грошевихин, И. В. Информационные технологии в области физической культуры и спорта // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития : материалы XXVII научной конференции, Ростов-на-Дону -Таганрог, 24–26 сентября 2020 года / Редакционная коллегия: Г.В. Муратова, С.С. Михалкович, В.С. Пилиди, А.Н. Соловьев, В.Ю. Тополов. – Ростов-на-Дону -Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – С. 114-117
3. Жеребцова, И. В. Использование информационных технологий в области преподавания физической культуры и // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения : материалы Регионального научно-практического семинара, Комсомольск-на-Амуре, 14 мая 2019 года. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. – С. 32-34
4. Лобанова, А. В. Информационные технологии в области физической культуры, спорта и туризма // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием: в 3 томах, Казань, 26 апреля 2019 года. Том 1. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 268-270
5. Лукин, С. И. Анализ информационных технологий в области физической культуры и спорта // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием: в 3 томах, Казань, 26 апреля 2019 года. Том 1. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 274-276
6. Лычагин, В. С. Целостность обучения на новые информационные технологии в области физической // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 26 марта 2018 года. Том Часть 2. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 89-91
7. Мешкова, А. В. Информационные технологии в области физической культуры в рамках основного общего образования // Студенческий научный форум - 2020 : сборник трудов научно-практической конференции со Всероссийским участием, Москва, 28 ноября 2020 года / АНО «Институт профессионального развития персонала», Научный журнал «Вопросы профессионального развития персонала». – Москва: Институт профессионального развития персонала, 2020. – С. 127-129
8. Терентьев, Д. С. Естественнонаучные основы и информационные технологии в области физической культуры, спорта и туризма // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году науки и технологий РФ. В 3 т., Казань, 23 апреля 2021 года / Под общей редакцией Юсупова Р.А. Том 1. – Казань: ФГБОУ ВО "Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", 2021. – С. 193-195