Статья:

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Литюк К.В. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Литюк Кристина Владимировна
воспитатель МБОУ «СШ № 2 г. Снежное», РФ, г. Снежное

 

Введение. Современный образовательный процесс невозможен без инновационного обновления, привлечения новых технологий, их апробации и адаптации к современным требованиям реформирования образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей. Сочетание инновационных изменений с образовательными реформами предъявляют новые требования к образовательным организациям и к модели управления. Изучению проблемы внедрения инноваций уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые: Р. А. Фатхутдинова, А. В. Сурин, О. П. Молчанова, В. Л. Попова, Д. Уэст и М. Боджерс и др. [2].

Однако руководители образовательных организаций недостаточно подготовлены к управлению инновационной деятельностью, слабо ориентируются в поисках путей привлечения инноваций и их внедрение в образовательный и управленческий процессы. А потому отсутствие должного опыта и недостаточность соответствующих исследований обусловливают медлительность внедрения инновационных процессов в работу образовательных организаций.

Целью данной статьи является определение особенностей и управления внедрением инноваций в работу образовательных организаций.

Основная часть. Новшества, или инновации − это процесс осуществления целенаправленных изменений, направленных на превращение каких-либо компонентов в структуре или функционировании организации [2].

По мнению П. И. Пидкасистого, «инновация − это один из возможных путей дальнейшего развития системы образования, способствующей ее модернизации» [3]. Нововведения никогда не были эффективными, если были делом одного человека. Это результат совместного, напряженного сотрудничества коллектива и руководителя, которое требует не только усилий от каждого внедрения идей, но и творческого отношения к труду, желание работать коллективно, в команде, стремление к лучшим результатам, заинтересованность во внедрении.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное − проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами.

Многие ученые в своих трудах отмечают, что управление инновационными процессами должно иметь системный характер.

Для эффективного внедрения руководителем образовательных инноваций в образовательный процесс организации определяют такие условия, как:

  • руководитель профессионально подготовлен в области инновационного менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);
  • используется модель инновационной управленческой деятельности; реализуется комплекс новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях [4].

Сущность менеджмента инноваций заключается в обеспечении условий для внесения системных изменений в деятельность образовательной организации, направленных на его развитие и улучшение работы. Каждый руководитель должен помнить, что управление инновационными процессами в образовательной организации нуждается в его переводе в качественно новое состояние, более открытое относительно предыдущего, создавая при этом соответствующие условия для:

− постоянной реализации образовательных инноваций и поддержки педагогов;

− предоставление конкурентоспособных образовательных услуг, в том числе компьютерных;

− осуществление оперативной информационной связи со всеми участниками образовательного процесса, работы в сети Интернет;

− создание конкурентоспособной образовательной среды [1].

Кроме того, новаторство (инновационность) предполагает наличие у руководителя стратегического мышления, гибкости и быстрого реагирования на изменение ситуации, умение принимать нестандартные управленческие решения, идти на риск, видеть конечный результат, подбирать как можно большее количество альтернатив [5].

Управлять инновационной деятельностью образовательной организацией  значит − познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОО работы.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

- выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;

- внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;

- освоение передового педагогического опыта;

- изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы;

- изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения;

- выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы;

- повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

В связи с этим возникает потребность развития управленческой культуры руководителя образовательной организации с учетом научных достижений педагогики, психологии, философии, социального управления, отечественного и мирового опыта на принципах андрагогики, демократизации и гуманизации, индивидуального подхода в условиях непрерывного образования.

Заключение. В качестве вывода отметим, что результатом инновационной деятельности руководителя образовательной организации могут быть новые управленческие технологии, оригинальные идеи, новые подходы к управлению. И что важно − рост его профессионального уровня, а именно: уровня его компетентности, мышления и управленческой культуры, в том числе инновационной, что отражается на росте творческого потенциала организации и каждого работника. Следовательно, управление инновационными процессами должно иметь системный характер и требует от руководителя создания в организации соответствующих условий и соблюдения поэтапности внедрения инноваций.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.Н. Управление инновационным развитием современной образовательной организации / В. Н. Виноградов // ЧиО. — 2016. — .№3 (48). −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL  https://cyb erl eninka. ru/arti cl e/n/upravl enie-innovatsi onnym-razviti em-sovremennoyobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 23.09.2021) 
2. Домрачева С.А. К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях / С. А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. 2011. — .№6. — −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opedagogicheskih-novshestvah-i-pedagogicheskih-innovatsiyah (дата обращения  23 09.2021) 
3. Круглов В. Н. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке / В. Н. Круглов // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — .№5 (428). −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/articl e/n/evolyutsiya-teorii-innovatsiy-v-zarubezhnoy-iotechestvennoy-nauke (дата обращения: 23.09.2021).
4. Кузнецова Е. Б. Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения : Дис. канд. пед. наук  13.00.07. — Москва, 2009. − 229 с.
5. Прикот О. Г. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно методическое пособие / О. Г. Прикот. − Санкт Петербург : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. − 411 с.