СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение. Современный образовательный процесс невозможен без инновационного обновления, привлечения новых технологий, их апробации и адаптации к современным требованиям реформирования образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей. Сочетание инновационных изменений с образовательными реформами предъявляют новые требования к образовательным организациям и к модели управления. Изучению проблемы внедрения инноваций уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые: Р. А. Фатхутдинова, А. В. Сурин, О. П. Молчанова, В. Л. Попова, Д. Уэст и М. Боджерс и др. [2].
Однако руководители образовательных организаций недостаточно подготовлены к управлению инновационной деятельностью, слабо ориентируются в поисках путей привлечения инноваций и их внедрение в образовательный и управленческий процессы. А потому отсутствие должного опыта и недостаточность соответствующих исследований обусловливают медлительность внедрения инновационных процессов в работу образовательных организаций.
Целью данной статьи является определение особенностей и управления внедрением инноваций в работу образовательных организаций.
Основная часть. Новшества, или инновации − это процесс осуществления целенаправленных изменений, направленных на превращение каких-либо компонентов в структуре или функционировании организации [2].
По мнению П. И. Пидкасистого, «инновация − это один из возможных путей дальнейшего развития системы образования, способствующей ее модернизации» [3]. Нововведения никогда не были эффективными, если были делом одного человека. Это результат совместного, напряженного сотрудничества коллектива и руководителя, которое требует не только усилий от каждого внедрения идей, но и творческого отношения к труду, желание работать коллективно, в команде, стремление к лучшим результатам, заинтересованность во внедрении.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное − проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами.
Многие ученые в своих трудах отмечают, что управление инновационными процессами должно иметь системный характер.
Для эффективного внедрения руководителем образовательных инноваций в образовательный процесс организации определяют такие условия, как:
- руководитель профессионально подготовлен в области инновационного менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);
- используется модель инновационной управленческой деятельности; реализуется комплекс новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях [4].
Сущность менеджмента инноваций заключается в обеспечении условий для внесения системных изменений в деятельность образовательной организации, направленных на его развитие и улучшение работы. Каждый руководитель должен помнить, что управление инновационными процессами в образовательной организации нуждается в его переводе в качественно новое состояние, более открытое относительно предыдущего, создавая при этом соответствующие условия для:
− постоянной реализации образовательных инноваций и поддержки педагогов;
− предоставление конкурентоспособных образовательных услуг, в том числе компьютерных;
− осуществление оперативной информационной связи со всеми участниками образовательного процесса, работы в сети Интернет;
− создание конкурентоспособной образовательной среды [1].
Кроме того, новаторство (инновационность) предполагает наличие у руководителя стратегического мышления, гибкости и быстрого реагирования на изменение ситуации, умение принимать нестандартные управленческие решения, идти на риск, видеть конечный результат, подбирать как можно большее количество альтернатив [5].
Управлять инновационной деятельностью образовательной организацией значит − познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.
Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОО работы.
На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:
- выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;
- внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;
- освоение передового педагогического опыта;
- изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы;
- изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения;
- выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы;
- повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.
В связи с этим возникает потребность развития управленческой культуры руководителя образовательной организации с учетом научных достижений педагогики, психологии, философии, социального управления, отечественного и мирового опыта на принципах андрагогики, демократизации и гуманизации, индивидуального подхода в условиях непрерывного образования.
Заключение. В качестве вывода отметим, что результатом инновационной деятельности руководителя образовательной организации могут быть новые управленческие технологии, оригинальные идеи, новые подходы к управлению. И что важно − рост его профессионального уровня, а именно: уровня его компетентности, мышления и управленческой культуры, в том числе инновационной, что отражается на росте творческого потенциала организации и каждого работника. Следовательно, управление инновационными процессами должно иметь системный характер и требует от руководителя создания в организации соответствующих условий и соблюдения поэтапности внедрения инноваций.