ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
THE USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN TEACHING BIOLOGY AT SCHOOL
Maisa Cholukova
Student, Yelabuzh Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University, Russia, Yelabuga
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения мультимедийных презентаций при обучении биологии в условиях средней общеобразовательной школы. Мультимедийные презентации являются перспективными средствами обучения и способствуют повышению качества образования и лучшему усвоению биологических понятий.
Abstract. The article discusses the features of the use of multimedia presentations in teaching biology in a secondary school. Multimedia presentations are promising teaching aids and contribute to improving the quality of education and better assimilation of biological concepts.
Ключевые слова: школа, учебный процесс, биология, педагогический эксперимент, эффективность обучения.
Keywords: school, educational process, biology, pedagogical experiment, learning efficiency.
Сегодня одной из главных тенденций в образовании является интеграция в процесс обучения информационных технологий. Это связано как с общей информатизацией окружающей действительности, так и с требованиями к современному ученику: быть конкурентоспособным в постоянно меняющихся условиях. Наиболее эффективно проблема применения информационных технологий решается при использовании на уроках мультимедийных средств обучения. Мультимедийные технологии решают и ещё одну важную задачу, встающую перед учителями. Они позволяют активизировать все каналы усвоения и передачи информации, использовать в обучении все виды памяти, что помогает применить принцип индивидуального подхода к обучению школьников [1].
Кроме этого, многие педагоги и методисты обращают внимание на то, что в зависимости от темы мультимедийные средства обучения помогают сэкономить до трети времени занятия на объяснения темы, при этом благодаря красочности такой материал запоминается лучше и прочнее [5].
Современный этап развития общества характеризуется значительным влиянием на него информационных технологий, которые оказывают свое влияние на все сферы человеческой деятельности. Сегодня в России происходит формирование и развитие новой системы школьного обучения, которое ориентируется на интеграцию современных информационных технологий в педагогический процесс. Современные информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира [2].
Данные аспекты определяют важность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и актуальность темы нашего исследования.
Целью исследования явилось изучение особенностей применения современных мультимедийных технологий при обучении биологии в условиях средней общеобразовательной школы.
Одним из способов повышения качества усвоения знаний обучающимися мы видим систематическое использование на уроках биологии мультимедийных технологий, в частности мультимедийных презентаций.
По мнению А.В. Дворецкой, мультимедийная презентация представляет собой электронный документ или группу документов, которые могут объединять в себе различного рода анимации, аудио- и видеофайлы, элементы интерактивного интерфейса [4]. Презентации могут быть созданы любым учителем при минимальной подготовке с небольшими временными затратами. Кроме того, презентации могут быть созданы и самими учениками, например, при создании собственных проектов или при подготовке к то или иной теме.
Эффективность использования мультимедийных презентаций при обучении биологии нами проверялась в ходе педагогического эксперимента на базе одной из средних школ г. Елабуги (Республика Татарстан). На каждом проведенном нами уроке подготавливались и использовались мультимедийные презентации, которые имеют ряд преимуществ перед другими средствами обучения.
Педагогический эксперимент проводился среди учащихся 6-х классов. 6«А» класс в количестве 29 учеников являлся контрольным, тогда как 6«Б» в количестве 23 человек – экспериментальным. В контрольном классе обучение биологии проводилось традиционным способом (без дополнительного использования ИКТ); в экспериментальном классе изучение и закрепление нового материала проводилось с использованием мультимедийных презентаций. Рабочая программа 6-го класса реализовалась при работе с УМК В.В. Пасечника: учебник «Биология. Строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений» (35 ч, 1 ч в неделю).
В рамках организации педагогического эксперимента нами были проведены уроки по следующим темам: Строение семян; Виды и типы корневых систем; Зоны корня; Условия произрастания и видоизменения корней.
В контрольном 6«А» классе проводимые уроки по данным темам не предусматривали использование мультимедийных презентаций, ученики использовали учебник, рабочую тетрадь и раздаточный материал. Техническое оснащение школы позволяло использовать раздаточный материал и демонстрировать макеты внутреннего строения изучаемых животных. В экспериментальном 6«Б» классе аналогичные уроки были проведены с использованием мультимедийных презентаций, созданных при помощи программы подготовки презентаций Microsoft Power Point. Презентации позволили представить учебный материал достаточно ярко и интересно для обучающихся, нами были использованы различные иллюстрации, 3d модели, тексты, сопровождающие слова учителя, что способствовало росту мотивации и интереса обучающихся к учебной деятельности.
В начале исследования мы провели входной контроль, как в контрольном, таки и в экспериментальном классах в виде проверочной работы. Проверочные работы в обоих классах проводились в форме тестирования, включающего 10 вопросов. Результаты первого тестирования представлены на рис.1.
Рисунок 1. Сравнение успеваемости обучающихся 6-х классов на констатирующем этапе эксперимента
Оценка успеваемости обучающихся 6-х классов в начале эксперимента показала средний уровень успеваемости. Средний балл учащихся 6«А» класса составил 3,58 балла, учащихся 6«Б» класса – 3,82 балла. Полученные данные позволяют говорить о том, что ученики мало заинтересованы в более полном изучении предмета.
После изучения четырёх названных тем мы вновь провели проверочную работу, оценивающую усвоение учениками новых знаний. Результаты повторного тестирования представлены на рис. 2.
Средний балл в контрольном классе вырос до 3,7 балла, тогда как в экспериментальном классе повысился до 4,2 балла.
Полученные данные показывают, что в контрольном классе средняя успеваемость изменилась только на 0,2 балла, а полученные оценки данного класса значительно ниже оценок среди учащихся в экспериментальном классе. Повторная проверочная работа показала, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика результатов обучения, количество оценок «отлично» заметно увеличилось, учащиеся с неудовлетворительной оценкой отсутствуют.
Рисунок 2. Сравнение успеваемости обучающихся 6-х классов на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, результаты исследования показали, что применение мультимедийных технологий, в частности, мультимедийных презентаций, повышают эффективность обучения. Мультимедийная презентация помогает разнообразить и оживить даже самый скучный и неинтересный для учеников материал, а «скудные» по содержанию темы развернуть, внеся фотографии, рисунки явлений, процессов и объектов, а также пояснительные тексты к ним, а также организовать аппарат усвоения и контроля – систему вопросов, заданий, способствующих выявлению пробелов в знаниях и их ликвидации.
На сегодняшний день вопрос о важности и необходимости использования мультимедийных технологи в процессе обучения стоит крайне остро. Такие технологии предоставляют всем субъектам образовательного процесса возможность творчески развиваться. Компьютер в данном случае служит не заменой живого учителя и его рассказу, а дает новые ресурсы и механизмы, которые могут весьма облегчить труд педагогического работника, делают его работу более интересной и гораздо более эффективной [3].
В общении ученики отмечают, что материал, представленный на слайдах, запоминается ими лучше, чем при традиционном объяснении темы, уроки для них стали проходить более интересно и ярко. У некоторых слабоуспевающих учеников мы отметили рост познавательной активности, в частности, при подготовке домашнего задания, в диалоге ученик-ученик, ученик-учитель. Наблюдения так же подтверждаются результатами педагогического эксперимента, результатами проверочных работ.