Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Чолукова М.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Чолукова Майса Керимкулиевна
студент, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета», РФ, г. Елабуга

 

THE USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN TEACHING BIOLOGY AT SCHOOL

 

Maisa Cholukova

Student, Yelabuzh Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University, Russia, Yelabuga

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения мультимедийных презентаций при обучении биологии в условиях средней общеобразовательной школы. Мультимедийные презентации являются перспективными средствами обучения и способствуют повышению качества образования и лучшему усвоению биологических понятий.

Abstract. The article discusses the features of the use of multimedia presentations in teaching biology in a secondary school. Multimedia presentations are promising teaching aids and contribute to improving the quality of education and better assimilation of biological concepts.

 

Ключевые слова: школа, учебный процесс, биология, педагогический эксперимент, эффективность обучения.

Keywords: school, educational process, biology, pedagogical experiment, learning efficiency.

 

Сегодня одной из главных тенденций в образовании является интеграция в процесс обучения информационных технологий. Это связано как с общей информатизацией окружающей действительности, так и с требованиями к современному ученику: быть конкурентоспособным в постоянно меняющихся условиях. Наиболее эффективно проблема применения информационных технологий решается при использовании на уроках мультимедийных средств обучения. Мультимедийные технологии решают и ещё одну важную задачу, встающую перед учителями. Они позволяют активизировать все каналы усвоения и передачи информации, использовать в обучении все виды памяти, что помогает применить принцип индивидуального подхода к обучению школьников [1].

Кроме этого, многие педагоги и методисты обращают внимание на то, что в зависимости от темы мультимедийные средства обучения помогают сэкономить до трети времени занятия на объяснения темы, при этом благодаря красочности такой материал запоминается лучше и прочнее [5].

Современный этап развития общества характеризуется значительным влиянием на него информационных технологий, которые оказывают свое влияние на все сферы человеческой деятельности. Сегодня в России происходит формирование и развитие новой системы школьного обучения, которое ориентируется на интеграцию современных информационных технологий в педагогический процесс. Современные информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира [2].

Данные аспекты определяют важность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и актуальность темы нашего исследования.

Целью исследования явилось изучение особенностей применения современных мультимедийных технологий при обучении биологии в условиях средней общеобразовательной школы.

Одним из способов повышения качества усвоения знаний обучающимися мы видим систематическое использование на уроках биологии мультимедийных технологий, в частности мультимедийных презентаций.

По мнению А.В. Дворецкой, мультимедийная презентация представляет собой электронный документ или группу документов, которые могут объединять в себе различного рода анимации, аудио- и видеофайлы, элементы интерактивного интерфейса [4]. Презентации могут быть созданы любым учителем при минимальной подготовке с небольшими временными затратами. Кроме того, презентации могут быть созданы и самими учениками, например, при создании собственных проектов или при подготовке к то или иной теме.

Эффективность использования мультимедийных презентаций при обучении биологии нами проверялась в ходе педагогического эксперимента на базе одной из средних школ г. Елабуги (Республика Татарстан). На каждом проведенном нами уроке подготавливались и использовались мультимедийные презентации, которые имеют ряд преимуществ перед другими средствами обучения.

Педагогический эксперимент проводился среди учащихся 6-х классов. 6«А» класс в количестве 29 учеников являлся контрольным, тогда как 6«Б» в количестве 23 человек – экспериментальным. В контрольном классе обучение биологии проводилось традиционным способом (без дополнительного использования ИКТ); в экспериментальном классе изучение и закрепление нового материала проводилось с использованием мультимедийных презентаций. Рабочая программа 6-го класса реализовалась при работе с УМК В.В. Пасечника: учебник «Биология. Строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений» (35 ч, 1 ч в неделю).

В рамках организации педагогического эксперимента нами были проведены уроки по следующим темам: Строение семян; Виды и типы корневых систем; Зоны корня; Условия произрастания и видоизменения корней.

В контрольном 6«А» классе проводимые уроки по данным темам не предусматривали использование мультимедийных презентаций, ученики использовали учебник, рабочую тетрадь и раздаточный материал. Техническое оснащение школы позволяло использовать раздаточный материал и демонстрировать макеты внутреннего строения изучаемых животных. В экспериментальном 6«Б» классе аналогичные уроки были проведены с использованием мультимедийных презентаций, созданных при помощи программы подготовки презентаций Microsoft Power Point. Презентации позволили представить учебный материал достаточно ярко и интересно для обучающихся, нами были использованы различные иллюстрации, 3d модели, тексты, сопровождающие слова учителя, что способствовало росту мотивации и интереса обучающихся к учебной деятельности.

В начале исследования мы провели входной контроль, как в контрольном, таки и в экспериментальном классах в виде проверочной работы. Проверочные работы в обоих классах проводились в форме тестирования, включающего 10 вопросов. Результаты первого тестирования представлены на рис.1.

 

Рисунок 1. Сравнение успеваемости обучающихся 6-х классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Оценка успеваемости обучающихся 6-х классов в начале эксперимента показала средний уровень успеваемости. Средний балл учащихся 6«А» класса составил 3,58 балла, учащихся 6«Б» класса – 3,82 балла. Полученные данные позволяют говорить о том, что ученики мало заинтересованы в более полном изучении предмета.

После изучения четырёх названных тем мы вновь провели проверочную работу, оценивающую усвоение учениками новых знаний. Результаты повторного тестирования представлены на рис. 2.

Средний балл в контрольном классе вырос до 3,7 балла, тогда как в экспериментальном классе повысился до 4,2 балла.

Полученные данные показывают, что в контрольном классе средняя успеваемость изменилась только на 0,2 балла, а полученные оценки данного класса значительно ниже оценок среди учащихся в экспериментальном классе. Повторная проверочная работа показала, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика результатов обучения, количество оценок «отлично» заметно увеличилось, учащиеся с неудовлетворительной оценкой отсутствуют.

 

Рисунок 2. Сравнение успеваемости обучающихся 6-х классов на контрольном этапе эксперимента

 

Таким образом, результаты исследования показали, что применение мультимедийных технологий, в частности, мультимедийных презентаций, повышают эффективность обучения. Мультимедийная презентация помогает разнообразить и оживить даже самый скучный и неинтересный для учеников материал, а «скудные» по содержанию темы развернуть, внеся фотографии, рисунки явлений, процессов и объектов, а также пояснительные тексты к ним, а также организовать аппарат усвоения и контроля – систему вопросов, заданий, способствующих выявлению пробелов в знаниях и их ликвидации.

На сегодняшний день вопрос о важности и необходимости использования мультимедийных технологи в процессе обучения стоит крайне остро. Такие технологии предоставляют всем субъектам образовательного процесса возможность творчески развиваться. Компьютер в данном случае служит не заменой живого учителя и его рассказу, а дает новые ресурсы и механизмы, которые могут весьма облегчить труд педагогического работника, делают его работу более интересной и гораздо более эффективной [3].

В общении ученики отмечают, что материал, представленный на слайдах, запоминается ими лучше, чем при традиционном объяснении темы, уроки для них стали проходить более интересно и ярко. У некоторых слабоуспевающих учеников мы отметили рост познавательной активности, в частности, при подготовке домашнего задания, в диалоге ученик-ученик, ученик-учитель. Наблюдения так же подтверждаются результатами педагогического эксперимента, результатами проверочных работ.

 

Список литературы:
1. Алиходжаева М.Т. Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии // Вопросы науки и образования. – 2018. – №23 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-ikt-v-povyshenii-effektivnosti-urokov-biologii.
2. Галкина Е.А. Обучение школьной биологии с помощью мультимедийных средств // Концепт. – 2013. – №7 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-shkolnoy-biologii-s-pomoschyu-multimediynyh-sredstv.
3. Григорьев С.Г. Информатизация образования – новая учебная дисциплина / С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун // Материалы ХVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: МОО ФНТО «Байтик», 2005. – С. 102-104.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / Школьные технологии. – 2004. – №3. – С. 201.
5. Некрасова А.Н. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-multimediynyh-obrazovatelnyh-sredstv-i-ih-vozmozhnostey.