Статья:

Применение метода кейсов среди обучающихся 6-х классов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Кочурова Т.С., Ерохова Н.В. Применение метода кейсов среди обучающихся 6-х классов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 65-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение метода кейсов среди обучающихся 6-х классов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности

Кочурова Татьяна Сергеевна
студент Мурманского арктического государственного университета — МАГУ, РФ, г. Мурманск
Ерохова Наталья Валерьевна
канд. пед. наук, Мурманский арктический государственный университет — МАГУ, РФ, г. Мурманск

 

Application of the method of cases among sixth grade students on the basics of life safety

 

Tatyana Kochurova

student of  Murmansk Arctic State University — MASU, Russia, Murmansk

Natalia Erohova

candidate of pedagogical Sciences, Murmansk Arctic State University — MASU, Russia, Murmansk

 

Аннотация. В связи с изменениями российского образования актуальной стала проблема внедрения новых методов в учебный процесс. Наиболее эффективными в применении считаются активные методы обучения, в число которых входит кейс-метод. В статье раскрываются этапы использования метода кейсов, обозначаются психологические особенности шестиклассников, приводится пример урока о безопасном поведении в условиях автономного существования с применением указанного метода.

Abstract. The problem of introducing new methods into the learning process became relevant due to changes in the Russian education system. Active learning techniques are the most effective ones to use, and they include the case-study method. The article presents the stages of using the case-study methods, denotes the psychological features of the sixth-graders, and gives an example of a lesson on safe behaviour in the face of autonomous living with the use of this method.

 

Ключевые слова: активные методы обучения; кейс-метод; основы безопасности жизнедеятельности; безопасность; автономное существование.

Keywords: active learning techniques; case-study; basics of life safety; safety; autonomous living.

 

Согласно Федеральному государственному стандарту приоритетная цель общего образования – это развитие личности, умеющей ориентироваться в информационном пространстве, которая может представить результат самостоятельной деятельности и провести анализ проделанной работы. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

После модернизации российского образования встала необходимость внедрения новых эффективных методов, в их число входят активные методы обучения. Особенностью таких методов является высокий уровень заинтересованности и взаимодействия учителя и детей [5].

Цель работы  – выявить эффективность применения кейсовых заданий для повышения уровня знаний обучающихся 6-х классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основу методов исследования составили:

·  теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

·  педагогический эксперимент.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения» и указать их основные особенности.

2. Изучить  психологические особенности обучающихся 6-х классов.

3. Разработать и апробировать систему уроков по основам безопасности жизнедеятельности с применением метода кейсов.

Активные методы обучения – это методы, активизирующие познавательную и творческую деятельность обучающихся при решении обозначенных задач. Особенностью методов является высокая степень включенности обучающихся в образовательный процесс, например:

✓ активизация мышления обучающихся является целенаправленной;

✓ вовлечение детей в учебный процесс устойчивое и длительное;

✓ самостоятельное принятие решений;

✓ постоянное взаимодействие учителя и обучающихся с помощью свободного обмена мнениями (интерактивный характер) и др.

Согласно классификации активных методов обучения кейс-метод относится к имитационным неигровым методам (см. рисунок) [2].

Кейс-метод – это технология обучения, которая включает в себя описание реальных (существующих) экономических, политических, педагогических и других ситуаций. Под кейсом принято понимать письменное описание  реальной ситуации, но также может быть представлено в виде аудио-, видеозаписи [3]. 

Основные этапы применения метода кейсов:

1. Индивидуальная работа с текстом конкретной ситуации.

2. Обсуждение в группе.

3. Публичное выступление и групповая дискуссия .

4. Обобщение результатов учителем.

Кейс-метод формирует у обучающихся следующие навыки: аналитические (анализ информации, выделение проблемы), творческие (креативное мышление), коммуникативные и социальные (слушать других, общаться, убеждать), практические (возможность применения методов и принципов, сформулированных в ходе обсуждений). Опираясь на опыт других людей обучающиеся смогут избегать ошибок и неверных решений в опасных ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни [4].

 

 

Рисунок 1. Классификация активных методов обучения

 

Обучающиеся 6-х классов относятся к младшей подростковой группе, т. е. это дети в возрасте 12-13 лет.

Ведущим видом деятельности в данном возрасте является общение, а центральное психологическое новообразование – самосознание личности, становление которого возможно только при помощи общения [1].

Данные особенности возрастного периода обучающихся были учтены нами при составлении системы уроков по основам безопасности жизнедеятельности с применением метода кейсов.

Составленные нами уроки (5 уроков с использованием метода кейсов) направлены на повышение уровня знаний детей о безопасном поведении в природных условиях. В качестве примера опишем одну из разработок.

В начале урока учитель кратко знакомит обучающихся с романом Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». После чего детям дается объяснение того, как будет проходить урок. Для работы обучающиеся делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа получает карточки с ситуацией и заданиями. Участники одной из групп являются аналитиками, т. е. они получают обе карточки, также разбираются с заданиями, но их цель – оценить правильность ответов участников из других групп. Начинает та группа, у которой карточка №1. Очередность групп выбирается жеребьевкой. Перед ответами на задания обучающиеся рассказывают свою ситуацию. После ответа всех участников учитель говорит о точности выполнения заданий: исправляет или дополняет ответы детей, рассказывает полную историю, которая содержит ответы на вопросы. Обучающиеся самостоятельно формулируют проблему, с которой столкнулся герой.

Карточка №1. Ситуация «Робинзон». История Александра Селькирка.

В мае 1704 года моряк Александр Селькирк поссорился с капитаном и был вынужден сойти с корабля на маленький безлюдный остров Мас-а-Тьерра в Тихом океане.

Более 4 лет моряк провел не необитаемом острове и почти разучился говорить. За это время он научился добывать огонь, ловить рыбу и приучил диких коз, а также смог построить себе хижину.

В 1709 году к берегу причалил корабль...

Задания:

1. Как выживал Александр на острове?

2. Для чего ему нужны дикие козы?

3. Чем еще можно питаться на острове помимо рыбы?

4. Как можно развести костер, не имея при себе никаких средств для розжига?

5. Как вы думаете, как выглядит моряк после 4-х лет прибывания на острове? (опишите его внешность и одежду).

6. Вышел ли Александр к кораблю? (аргументируйте свой ответ).

Карточка №2. Ситуация «Робинзон». История корабля.

В 1709 году к берегам необитаемого острова Мас-а-Тьерра в Тихом океане причалил военный корабль «Дюк».

Т.к. остров был безлюдным, члены команды не рассчитывали никого встретить. Но, как оказалось, на острове был человек. Он вышел навстречу людям, одевшись в козью шкуру, вид у него был неопрятный и незнакомец почти не мог разговаривать...

Задания:

1. Что об этом человеке могли подумать моряки?

2. Как вы думаете, они предложили ему помощь? (приведите другие возможные варианты действий членов команды).

3. Возможно ли было взять незнакомца на корабль? (аргументируйте свой ответ).

Цель данного урока – обобщить имеющиеся знания обучающихся по автономному существованию человека в природной среде.

Для диагностики познавательного интереса детей к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» нами будет использована методика Столяренко Л.Д. (см. таблицу).

Таблица 1

Диагностика познавательного процесса у обучающихся (по Столяренко Л.Д.)

Вопросы

Ответы

1. Как ведет себя обучающийся, когда задан вопрос на сообразительность?

а) предпочитает помучиться, но сам находит ответ (5б.);

б) когда как (3б.);

в) предпочитает получить готовый ответ от других (0б.).

2. Много ли дополнительной литературы по предмету читает обучающийся?

а) постоянно (5б.);

б) мало читает (3б.);

в) не читает совсем (0б.).

3. Часто ли обучающийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?

а) часто (5б.);

б) иногда (3б.);

в) не задает совсем (0б.).

4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?

а) очень эмоционально (5б.);

б) средний уровень выраженности эмоций (3б.);

в) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0б.).

5. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

а) просит часто (5б.);

б) иногда (3б.);

в) никогда (0б.).

6. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?

а) часто (5б.);

б) не всегда (3б.);

в) никогда (0б.).

 

Таким образом, активные методы обучения побуждают обучающихся к активной и творческой деятельности на уроке.

Для шестиклассников эффективным способом получения и усвоения знаний является метод кейсов, т. к. при его использовании возможно учесть ведущую деятельность данной возрастной категории детей (12-13 лет) – общение. Вся работа на уроке строится на общении как между самими обучающимися, так и с учителем.

Немало важным моментом для разработки уроков с применением кейс-метода является учет познавательного процесса обучающихся. Причем вести такой учет может сам учитель или целесообразно разработать дополнительные анонимные анкеты для обучающихся.

 

Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. 
3. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с. 
4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. – 114 с. Серия «Технология работы с молодежью». 
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/b731bc661baa49591ad57183d3c4a76fec9ec632/. – 4.11.17.