Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению курсантов высших военных медицинских учебных заведений при условии психосберегающих технологий
Конференция: VII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
VII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению курсантов высших военных медицинских учебных заведений при условии психосберегающих технологий
How to do teaching of foreign languages more optimistic if you teach cadets of high medical military school and use technologies for saving of nervous system
Maria Tsolina
graduate student of Moscow pedagogical state University
Аннотация. статья посвящена поиску путей оптимизации процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению курсантов высших военных медицинских учебных заведений при условии психосберегающих технологий. В ней рассматриваются актуальные образовательные технологии, характерные для овладения иностранным языком.
Abstract. This article is connected with some questions: How to teach nowadays foreign languages at high school? How to teach professional oriented subjects in the field of military medicine? How to save very delicate nervous system? How to form and develop communicative competence during study?
Ключевые слова: иностранный язык; курсант высшего военного медицинского учебного заведения; оптимизация; психосберегающие технологии в образовании.
Keywords: teaching of foreign languages; high school education; professional oriented subject; future military doctor; study of medicine; saving of nervous system; communicative competence.
При написании статьи нами использовались теоретические (анализ литературы; систематизация и обобщение опыта) и эмпирические методы (прямое, косвенное наблюдение, обобщение результатов, самооценка, изучение уровня собственной коммуникативной компетенции с целью объективности и последующей интенсификации процесса повышения квалификации). Актуальность исследования продиктована переосмыслением целей и содержания отечественной методики обучения иностранным языкам, необходимостью непрерывного профессионального образования, учета мировых и общеевропейских тенденций, поскольку иностранный язык является средством трансформации опыта языковой подготовки и реализует инновационный подход к образованию в контексте диалога культур.
Указанные изменения затрагивают всех участников образовательного процесса, и профессорско-преподавательский состав, и курсантов. Мадай И.С. отмечает «… перемены в России и глобальные мировые процессы предъявляют новые требования к деятельности военных специалистов, к их базовому образованию, профессиональной компетентности, специализации, развитию профессионально важных качеств личности» [1, c. 3].
Ставится задача по формированию специалистов-профессионалов в области военной медицины; по подготовке офицеров современных ВС РФ; по реализации образовательного стандарта и повышению качества образования, организации целостной системы дидактического сопровождения, призванной обеспечить личностное и профессиональное развитие будущего военного врача. Для инноваций высшей школы характерна направленность на повышение качества подготовки будущих специалистов и одновременно уменьшение различных затрат, использование современных форм и методов. Орлов С.И. утверждает, «усиливается потребность в качественном информационном обеспечении, т. к. традиционное дидактическое обеспечение не позволяет адекватно отразить особенности и специфику предстоящей профессиональной деятельности офицера. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года» применение информационно-технологических средств в образовательном процессе имеет ряд преимуществ: расширяет границы информационного поля; позволяет моделировать; развивает познавательную активность и др.» [3, с. 3].
Дальнейший поиск путей оптимизации процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению приводит к мысли, что достичь поставленной цели можно при условии психосберегающих технологий. Учебной Программой по дисциплинам «Иностранный язык» и «Культура речевого общения на иностранном языке в сфере военной коммуникации» по специальности (специализации) «Лечебное дело в наземных войсках» определены следующие образовательные технологии психосберегающей направленности: диалоговые; дифференцированного обучения; игровые; информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) двух видов: а) использования компьютерных программ; б) интернет-технологии; технологии коммуникативного; модульного обучения; сотрудничества; проектные; технологии развития критического мышления; структурно-логические; технологии тестирования.
Обучение в вузе имеет существенные отличия и объективно требует большего напряжения и эмоциональной устойчивости. Современные высшие военно-медицинские учебные заведения характеризуются повышенным объёмом нагрузки и интенсивностью учебного процесса в условиях дефицита учебного времени, что приводит к переутомлению и приобретению целого ряда нарушений физического и психического состояния здоровья обучающихся. Для нас в повседневной профессиональной деятельности актуально повышение качества иноязычного образования при условии сохранения здоровья курсантов высших военных медицинских учебных заведений.
Полагаем, что недостаточно разработаны основы психосбережения. Так, рациональные подходы к процессу образования предлагают представители медицины, психологии, педагогики, психофизиологии, социологии, методики обучения иностранным языкам. Проблема разработки технологий психосбережения и выявления психолого-педагогических условий их эффективной реализации в современной высшей школе, на наш взгляд, является весьма интересной, актуальной и требует решения.
Обратимся к определению основных понятий исследования и категориям, которыми апеллируем «специфика военного образования определяется военно-политическими целями государства. Для военных медиков это выражается в готовности исполнять как собственно воинский долг, так и осуществлять медицинскую помощь в военных условиях. Иностранный язык, преподаваемый в рамках военно-медицинского образования, имеет содержательную особенность, выражающуюся в необходимости обеспечить командно-организаторскую, боевую, медико-профессиональную, воспитательную и методическую деятельность в иноязычной среде» [1, с. 10].
Ряд авторов под оптимизацией понимает выбор наиболее эффективного (в пределах оптимального) варианта управляемого процесса в соответствии с заданными критериями. «Основными задачами педагогического управления они считают приведение образовательных информационных процессов в соответствие с целями учебного познания и закономерностями оптимальной переработки информации на психологическом уровне. Под методами оптимизации понимаются методы, позволяющие осуществить выбор наиболее эффективной оптимальной структуры управляемого процесса» [2, с. 11].
В дидактике (Андреев В.И., Архангельский С.И.) сформулированы признаки понятия «оптимизация обучения». Обобщив которые, можно сделать вывод: оптимизация учебного процесса есть сокращение непроизводительного труда, повышение эффективности усвоения знаний, развитие способностей, формирование компетенций. С позиции выбора оптимального варианта управления процессом обучения определение оптимизации может быть дано как управление на основе учёта закономерностей, принципов, современных форм и методов, особенностей, внутренних и внешних условий с целью наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев; под критерием оптимальности понимается признак, который лежит в основе сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего из них.
Анализ литературы выявил разнообразные точки зрения на критерии оптимизации педагогических систем, время и рациональное структурирование управления и содержания обучения и на этой основе выбор эффективных форм и методов, «многие аспекты сущности, содержания и структуры обучения курсантов военных вузов остаются недостаточно разработанными, требуют дальнейшего исследования» [3, с. 4].
Научная задача, на наш взгляд, состоит в дидактическом обеспечении процесса обучения и повышении его эффективности на основе интеграции информационных и дидактических средств, используемых в профессионально-ориентированной обучающей среде военно-медицинского вуза. Возникает необходимость выявить и обосновать пути повышения эффективности, организовать поиск путей оптимизации процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению курсантов высших военных медицинских учебных заведений при условии психосберегающих технологий. Поиск путей оптимизации обосновал вывод, что специальных исследований по созданию системы работы с психосберегающими технологиями немного, а пути решения предлагают психологи, педагоги, медики и методисты. Подтверждаем необходимость разработки такого вида технологий в системе высшего образования, для этого имеются все необходимые теоретические и практические предпосылки.
Стародубцева Е.А. отмечает, что в настоящее время выполнен ряд концептуальных исследований, раскрывающих проблемы валеологии, здоровье сберегающего обучения и формирования здорового образа жизни в различного рода типах образовательных учреждений; современные теории, технологии обучения.
Однако нет комплексного методологического подхода к разработке и научному освещению психосберегающего обучения в системе высшего образования. Отмечаем противоречие между объективной необходимостью сохранения психического здоровья и недостаточным уровнем проработанности и использования потенциала технологий психосберегающей направленности с целью сохранения психического здоровья и повышения качества образовательного процесса. Ощущается необходимость повышения квалификации преподавателей, т. к. их подготовка не удовлетворяет запрашиваемым требованиям.
Нами были апробированы следующие пути оптимизации процесса обучения профессионально ориентированному иноязычному общению на основе психосберегающих технологий:
· тестовый контроль качества уровня обученности;
· внедрение современных ТСО и ИКТ в процесс иноязычного образования;
· использование форм и методов обучения коммуникативной направленности с целью формирования компетенций;
· повышение профессиональной, в т.ч. языковой компетенции на курсах повышения квалификации для преподавателей.
Следует отметить, что за пределами исследования остались необычайно интересные вопросы, требующие дополнительного изучения. По этой причине поиск путей оптимизации процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению продолжается…