РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN THE SCHOOL COMMUNITY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL INTEGRATION OF MIGRANT CHILDREN
Veronika Petrova
Master of Science Karaganda University named after academician E.A. Buketova, Republic of Kazakhstan, Karaganda
Аннотация. Статья посвящена исследованию развития толерантности в школьном сообществе как ключевого условия успешной интеграции детей мигрантов. Раскрываются социальные, психологические и педагогические аспекты толерантности, её значение для гармонизации межкультурных взаимодействий. Рассматриваются основные барьеры, препятствующие интеграции, среди которых выделяются: языковой барьер, культурные различия, стереотипы и предвзятое отношение, недостаток подготовки педагогов к работе в многонациональной среде, а также отсутствие целенаправленной работы по формированию толерантности в образовательных учреждениях. Предлагаются эффективные подходы к формированию толерантного школьного климата, включая внедрение программ межкультурного воспитания, организацию совместных мероприятий, направленных на развитие взаимопонимания, и повышение квалификации педагогов.
Цель: проанализировать социальные, психологические и педагогические аспекты развития толерантности в школьном сообществе как условия успешной интеграции детей мигрантов, выявить основные барьеры, препятствующие этому процессу, и обосновать эффективные подходы к формированию толерантного школьного климата.
В качестве вывода подчеркивается, что развитие толерантности в школьной среде не только способствует успешной адаптации и интеграции детей мигрантов, но и укрепляет социальную сплочённость школьного сообщества, формируя у всех участников образовательного процесса уважительное отношение к культурному многообразию.
Abstract. The article is devoted to the study of the development of tolerance in the school community as a key condition for the successful integration of migrant children. It reveals the social, psychological, and pedagogical aspects of tolerance and its importance for the harmonization of intercultural interactions. The main barriers to integration are considered, including language barriers, cultural differences, stereotypes and bias, insufficient teacher training for working in multicultural environments, and the lack of targeted efforts to foster tolerance in educational institutions. Effective approaches to forming a tolerant school climate are proposed, such as the implementation of intercultural education programs, organization of joint activities aimed at fostering mutual understanding, and improving teachers’ professional competencies.
The article concludes that the development of tolerance in the school environment not only facilitates the successful adaptation and integration of migrant children but also strengthens the social cohesion of the school community by fostering respectful attitudes toward cultural diversity among all participants in the educational process.
Goal. To analyze the social, psychological, and pedagogical aspects of developing tolerance in the school community as a condition for the successful integration of migrant children, identify the main barriers to this process, and justify effective approaches to fostering a tolerant school climate.
Ключевые слова: толерантность, дети мигрантов, школьное сообщество, межкультурное взаимодействие.
Keywords: tolerance, migrant children, school community, intercultural interaction.
Интеграция детей мигрантов в школьное сообщество — это сложный и многогранный процесс, включающий социальную, психологическую и культурную адаптацию. Школа, как важнейший институт социализации, играет ключевую роль в этом процессе. Однако успешность интеграции во многом зависит от уровня толерантности в школьной среде. Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость) определяется ЮНЕСКО как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [9]
Толерантность в образовательном контексте рассматривается не только как терпимость, но и как активное уважение к культурным различиям, готовность к межкультурному диалогу и взаимопомощи [3]. Введение программ и мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения, способствует гармонизации межэтнических отношений, предотвращает конфликты и помогает детям мигрантов адаптироваться к новым условиям.
В школьной среде толерантность становится ключевой ценностью, необходимой для предотвращения конфликтов и создания гармоничной атмосферы взаимодействия. В этой связи актуализируется рассмотрение значения толерантности в школьном сообществе как фактора успешной интеграции детей мигрантов.
Школьное сообщество можно рассматривать как микросоциум, который отражает особенности более широкого общества. Одним из важнейших элементов школьного сообщества является его структура, которая создает основу для формирования образовательной среды. Эта структура включает в себя три ключевых компонента:
1. Ученики – основная группа участников образовательного процесса. Они наиболее уязвимы к изменениям, связанным с межкультурной средой, и нуждаются в поддержке для успешной адаптации.
2. Педагоги и администрация – ответственные за создание благоприятной образовательной и психологической среды. Именно они формируют базу ценностей, норм и правил взаимодействия, влияя на отношение учащихся друг к другу.
3. Законные представители ребенка – партнеры школы в воспитательном процессе. Их участие важно для обеспечения преемственности между семейным и школьным воспитанием.
Особое значение, с нашей точки зрения, заключается в том, чтобы эта структура была основана на принципах уважения, принятия и взаимодействия разных культур и этносов. Особенно это актуально для многонациональных стран, таких как Казахстан, где проживает более 130 этносов, что создает уникальные условия для формирования школьного сообщества, в котором ценятся разнообразие и межкультурное взаимодействие, способствующее успешной интеграции детей мигрантов. Многообразие культур, языков и традиций, с одной стороны, представляет собой некую эффективную для восприятия многообразия картин мира реальность, с другой – воздействует на процесс формирования национальной идентичности, актуализируя в конечном итоге задачи по развитию результативности отношений «личность – культурная среда» в контексте определения особенностей организации на образовательно-воспитательного процесса, особенно в школах с высоким процентом детей мигрантов.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в стране проживает значительное количество мигрантов, в том числе детей, которые сталкиваются с вызовами адаптации в образовательной среде. Согласно последним данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в 2023 году в школах Казахстана обучаются тысячи детей, принадлежащих к различным этническим группам, что создаёт уникальные условия для формирования межкультурного диалога [5]. Эти дети часто сталкиваются с трудностями адаптации, включая языковой барьер и культурные различия. Это требует от школьного сообщества создания условий для гармоничного сосуществования детей разных национальностей и развития их толерантности.
При этом школы Казахстана в силу представленности в них детей из довольно большого числа различных культур часто сталкиваются с такими вызовами, как:
1. Языковая адаптация. В ряде регионов страны, особенно на юге, большое количество детей мигрантов из Средней Азии не владеет казахским и русским языками в достаточной степени, что затрудняет их полноценное участие в образовательном процессе.
2. Культурные различия. В Казахстане дети из разных этнических групп часто обладают различными культурными традициями, религиозными обычаями и менталитетом, что может вызывать недопонимание и даже конфликты между учениками.
3. Социальная изоляция. Дети мигрантов могут испытывать чувство изоляции и отчуждения в школе из-за своей этнической принадлежности или акцента. Это особенно актуально для учащихся, не имеющих родных или знакомых в новой социальной среде.
Следует подчеркнуть, что школьное сообщество в Казахстане играет ключевую роль в социальной адаптации и интеграции детей мигрантов. В этой связи школы должны создавать инклюзивную среду, которая поддерживает уважение к культурным различиям и способствует межкультурному обмену, что требует усилий не только со стороны педагогов, представителей школьного менеджмента, но и со стороны законных представителей. В качестве примера положительной динамики влияния на процесс адаптации детей мигрантов можно привести опыт реализации программы “Культура в разнообразии” в г. Алматы (2021), когда дети мигрантов совместно с местными учениками изучали культурные традиции друг друга через совместные проекты, выставки и культурные мероприятия. Это помогло снизить уровень межэтнической напряженности и создать атмосферу взаимопонимания среди учащихся.
Причина, по которой педагоги выступают ключевыми агентами формирования толерантной среды в том, что их задача – не только передавать знания, но и работать над созданием атмосферы уважения и взаимопонимания, создавать эффективные условия среды воспитывающей, а не только транслирующей определенный знаниевый континуум. Это может быть достигнуто в рамках изучаемого направления через:
- внедрение в учебный процесс элементов этнокультурного образования;
- реализацию программ воспитания толерантности, таких как классные часы на темы дружбы, сотрудничества, межкультурного взаимодействия;
- индивидуальную работу с детьми мигрантов для их поддержки.
В связи с этим современные исследования [4; 8] подчеркивают, что толерантность должна быть не просто нормой поведения, а активно развиваемым навыком, включающим:
- умение воспринимать культурные различия без осуждения;
- готовность к диалогу и сотрудничеству;
- эмпатию и понимание позиций других.
Для детей мигрантов толерантное отношение окружающих играет решающую роль в преодолении таких трудностей, как:
- Языковая адаптация. Толерантная среда стимулирует учащихся быстрее изучать язык страны пребывания, не опасаясь насмешек или унижений.
- Социальная изоляция. Принятие и поддержка со стороны одноклассников помогают детям мигрантам чувствовать себя частью школьного коллектива.
- Психологическое давление. Атмосфера толерантности снижает уровень стресса и способствует позитивному восприятию новой культуры.
Следует сделать акцент на том, что недостаток развития толерантности в школьной среде в условиях взаимодействия детей из среды принимающего общества и среды мигрантов часто приводит к:
- Социальной сегрегации. Дети мигрантов часто формируют замкнутые группы, избегая взаимодействия с другими учащимися.
- Конфликтам и буллингу. Исследование ВЦИОМ (2023) [1; 2] показало, что около 25 % детей мигрантов сталкиваются с проявлениями дискриминации в школе.
- Снижению учебной мотивации. Враждебная атмосфера провоцирует чувство отчуждения, что негативно сказывается на успеваемости.
Следовательно, толерантность становится инструментом не только социальной адаптации, но и профилактики межэтнических конфликтов.
В исследовании Центра социологических исследований (2022) сделан вывод, что в школах, где внедрены программы межкультурного взаимодействия, 78 % детей мигрантов демонстрируют положительную динамику в успеваемости и социальной адаптации. Этот результат подтверждает эффективность системного подхода к управлению школьным сообществом, однако для создания устойчивой толерантной среды необходим комплексный подход.
Развитие толерантности в школьной среде требует не только системного подхода, но и комплексного, включающего образовательные, воспитательные и социальные инструменты. Системный подход помогает структурировать и организовать процесс, обеспечивая интеграцию различных компонентов в единую целостную систему. Однако только комплексное использование образовательных, воспитательных и социальных стратегий позволяет создать условия для гармоничного взаимодействия всех участников школьного сообщества. Это включает в себя не только изучение культурных традиций и языков, но и работу с ценностями, установками, а также практическую работу по созданию атмосферы взаимного уважения и поддержки среди учеников.
Только в условиях такого подхода дети мигрантов могут полноценно адаптироваться, а учащиеся разных этнических групп научатся не просто мирно сосуществовать, но и активно взаимодействовать, поддерживая друг друга в образовательном процессе и за его пределами. Важную роль играют педагоги, администрация школы и законные представители ребенка, которые совместно создают благоприятные условия для межкультурного взаимодействия.
Для создания благоприятных условий используются такие интерактивные формы обучения как:
1. Интеграция этнокультурного компонента в учебные программы.
Включение тем, связанных с историей, культурой и традициями разных народов, помогает ученикам лучше понимать многообразие окружающего мира. Например:
- проведение уроков истории или литературы, посвященных известным представителям разных культур;
- изучение народного творчества на уроках музыки или искусства.
2. Использование интерактивных форм обучения.
Групповые проекты и дискуссии на темы толерантности способствуют развитию навыков сотрудничества и взаимопонимания.
Пример: создание стенгазет или видеороликов на тему «Что я знаю о культуре моего одноклассника». Вовлечение детей в коллективные праздники, посвященные культуре и традициям разных народов, укрепляет связи между учениками.
Пример: проведение фестиваля национальных культур, где учащиеся представляют блюда, танцы или костюмы своей этнической группы.
При этом вышеупомянутые структурные элементы школьного сообщества выполняют следующие функции, которые можно использовать в организации работы по формированию межкультурной толерантности.
Педагоги – ключевые агенты изменений. Их действия включают:
- создание позитивного климата в классе. Учитель задает тон взаимодействия, поддерживает атмосферу уважения и взаимопомощи;
- индивидуальную работу с учащимися. Особое внимание уделяется детям мигрантам, которые могут испытывать трудности в социализации.
Эффективное взаимодействие школы и семьи – важный фактор в развитии толерантности. Законные представители должны быть вовлечены в школьные мероприятия и воспитательный процесс. Например:
- участие в круглых столах на тему межкультурного диалога;
- организация совместных экскурсий или мероприятий, укрепляющих связи между семьями.
Включение школьников в волонтерские программы, направленные на помощь детям мигрантам, развивает не только толерантность, но и чувство социальной ответственности.
Использование различных методов и практик развития толерантности в школьном сообществе способствует формированию инклюзивной и безопасной образовательной среды. Это особенно важно для успешной адаптации детей мигрантов и предотвращения конфликтов на основе культурных различий.
Заключение
В условиях увеличения миграционных потоков развитие толерантности в школьном сообществе становится важным направлением для обеспечения успешной интеграции детей мигрантов. Школа играет ключевую роль в этом процессе, выступая пространством, где дети знакомятся с нормами и ценностями нового общества, учатся взаимодействовать друг с другом и преодолевать культурные барьеры.
Толерантность, как ценность и инструмент, помогает формировать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества. Реализуемые практики – от образовательных проектов до творческих мероприятий – демонстрируют свою эффективность в снижении конфликтности, укреплении социальных связей и создании инклюзивной образовательной среды.
Интеграция системного и комплексного подходов, обеспечивающих определенное единство в реализации задач развития толерантности к детям мигрантов в условиях школьного сообщества представляет собой некую основу, способствующую также предупреждению возможных конфликтов в системе «ребенок – новое общество», где единица «ребенок» применима и к среде-реципиенту, и к сообществу мигрантов. Предпринимаемые сегодня шаги, несомненно, представляют собой эффективный контент. Но именно их разрозненность с позиции собственного видения снижает результативность. В этих условиях именно организация профессиональной социально-педагогической работы позволит с нашей точки зрения обеспечить плавность интеграции детей мигрантов в новый для них культурный социум.
