Статья:

Основные направления повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Кустов П.В. Основные направления повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 48-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Кустов Петр Васильевич
канд. пед. наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE MAIN WAYS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

 

Peter Kustov 

PhD of pedagogical sciences, associate professor, the Honored worker of higher school of the Russian Federation, professor of Physical Culture Department, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье вскрываются основные недостатки и проблемы в подготовке и организации учебных занятий по физической подготовке, а так же состояние учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения учебно-тренировочного процесса. Предлагаются мероприятия повышения качества образовательного процесса по физической подготовке для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Abstract. In the article the main disadvantages of the problems in the preparation and organization of physical training classes, as well as the state of educational-material base necessary for a qualitative educational-training process are considered. The activities improving the quality of educational process on physical training of cadets and students of educational institutions of the MIA of Russia are offered.

 

Ключевые слова: мониторинг качества образования; обучение; воспитание; учебный процесс; концепция.

Keywords: education quality monitoring; training; education; educational; concept.

 

Деятельность сотрудников полиции в современных условиях роста преступности протекает в условиях больших психических и физических перегрузок, что выдвигает высокие требования к профессиональной подготовленности и развитию волевых и морально-нравственных качеств будущего специалиста. С точки зрения ряда исследователей, рост преступности имеет многообразные причины, среди которых, наряду с социально-экономическими, юридическими, правовыми и управленческими проблемами, значительную роль играет и несоответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовленности сотрудников МВД России, включая физическую, огневую и тактико-специальную подготовленность [2]. Проблема состоит в том, что деятельность сотрудника проходит в новых условиях, а его учебно-воспитательный процесс в целом осуществляетсяпо традиционно-сложившимся и неизменным принципам, критериям и концептуальным схемам [1].

Вероятность возникновения экстремальных, в том числе, опасных для жизни и здоровья, профессиональных ситуаций остро ставит вопрос о физической подготовленности кадров. Приверженность к здоровому образу жизни и постоянному физическому совершенствованию, а также стремление к приобретению и совершенствованию навыков самообороны должны прививаться на начальных этапах обучения. Таким образом, высокий уровень физической подготовки лежит в основе готовности курсантов к будущей профессиональной деятельностью в правоохранительных органах.

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России представляет собой составную часть системы профессионального образования ведомственных организаций системы МВД России. Физическая подготовка как учебная дисциплина направлена формирования рада профессиональных компетенций. Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности сотрудника ОВД, позволяющей овладеть боевой техникой и оружием и эффективно их использовать в процессе служебно-боевых зада; стойко переносить физические нагрузки, нервно-психические напряжения; повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности.

Результаты анализа современного состояния организации физической подготовки в рамках учебно-воспитательного процесса выявили ряд проблемных вопросов.

Во-первых, учебные программы в высших учебных заведениях в основном направлены на формирование и развитие физических качеств через обучение определенным двигательным действиям, и существенно в меньшей степени ориентированы на решение важной задачи воспитания потребности в ценностях физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей. Также выпускники демонстрируют неумение применятьприемы борьбы в условиях неожиданногонападения и ограниченного пространства, что сводит на нет уровень выносливости, быстроты и силы.

Во-вторых, отсутствует согласованность и логика в нормативных требованиях для кандидатов на учебу, для курсантов (слушателей) и для действующих сотрудников полиции. Общее содержание требований к физическому воспитанию курсантов образовательных организаций МВД России и физической подготовке сотрудников ОВД на протяжении многих лет кардинально не изменялось, а лишь дифференцируется в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности и то незначительно. Также при построении учебно-тренировочного процесса в рамках организации физической подготовки не учитываются возрастные психофизиологические особенности раннего юношеского возраста курсантов и слушателей и присущая для данного возраста специфика развития физических способностей.

В-третьих, на современном этапе наблюдается однообразие методов и форм физической подготовки, что негативно влияет на учебную мотивацию курсантов и слушателей.

В-четвертых, отсутствует рациональная периодичность занятий физическими упражнениями, что затрудняет закрепление навыков и умений на должном уровне. В то же время характерными недостатками в организации физической подготовки в органах внутренних дел являются: нерегулярное посещение занятий сотрудниками, невыполнение учебной программы, нарушение взаимосвязи между обучением и практической деятельностью, а также отсутствие должного контроля за обучением со стороны руководителей.

Существующие проблемы диктуют необходимость разработки и внедрения такой системы физической подготовки курсантов и слушателей МВД, которая наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивала бы их психофизиологическую испециальную физическую подготовленность кпрофессиональной деятельности. На сегодняшний день все возрастающее значение придаетсярешению этой проблемы, а именно, повышению эффективности учебных занятий по физической подготовке в высших ведомственных заведениях МВД России.

Комплексный подход к физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России должен содержать основы, которые высоко и эффективно будут функционировать с учетом постоянно изменяющихся условий и требований практики профессиональной деятельности будущихи действующих сотрудников органов внутренних дел.

В свете общих задач определить воспитание значимости физической подготовки в служебной и учебной деятельности, а также потребности в постоянном поддержании физической формы на должном уровне, а также формирование стремления к саморазвитию. В целях активизации процесса физического самосовершенствования курсантов и слушателей целесообразно

использовать целостную систему педагогических, организационных иагитационно-пропагандистских мер, которая включает доведение до сведения обучающихся требований служебно-профессиональной деятельности к уровню физической и психической подготовленности, а также популяризация самообразования в тренировках.

В рамках решения проблемы нормативных требований оценки уровня физической подготовки курсантов и сотрудников определять требуемый уровень развития профессионально-важных физических и психических качеств с учетом их взаимосвязи и с требованиями практики, а также учитывать аспект различных возрастных показателейфизического состояния обучаемых.

Приоритетным направлением совершенствования организации физической подготовки является разработка тренировочного процесса на основемоделирования условий реальной боевой деятельности сучетом выявлении и оценки степени воздействия сбивающих факторов на реализацию двигательных возможностей курсантов и их психофизическое состояния, определении специфики структуры физической подготовленности в условиях моделирования профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Таким образом, преодолеть вышеперечисленные проблемы и затруднения и выйти на качественно новый уровень организации физической подготовки курсантов и слушателей поможет всесторонняя и комплексная организация воспитания и самовоспитания курсантов и слушателей.

 

Список литературы:
1. Кузнецов, А.Ф. Теория и технология формирования профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: монография. Омск: ОмА МВД России, 2011. - 244 с.
2. Хальзов, В.И., Кропанов, А.С. Физическое воспитание в общей системе профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. - № 2(54). – С. 220 – 223.