Статья:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Соколова В.С. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соколова Валентина Степановна
учитель, МБОУ «Мари – Турекская средняя общеобразовательная школа», РФ, Республика Марий Эл, г. Мари-Турек

 

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

 

Sokolova Valentina

Teacher Mari – Turek Secondary School, Russia, Republic of Mari El, Mari Turek

 

Аннотация. Сегодня патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования и способствует формированию у молодого поколения патриотического сознания, гражданского долга по защите интересов Отечества, чувства верности своей Родине. В статье описывается практика формирования патриотизма у школьников через организацию внеурочной деятельности.

Abstract. Patriotic education is one of the priority areas in the education system and contributes to the formation of patriotic consciousness among the younger generation, civic duty to protect the interests of the Fatherland, and a sense of loyalty to their Motherland. The article describes the practice of forming patriotism among schoolchildren through the organization of extracurricular activities.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание; внеурочная деятельность.

Keywords: patriotic education; extracurricular activities.

 

Стремительно меняется время, меняются общество и отношения между людьми. Мы живем в непростое время. Особого внимания к себе требует подрастающее поколение. От молодёжи, её умения самостоятельно осмысливать происходящие в России события, способности и готовности к политическому диалогу, активной гражданской позиции, желания участвовать в общественной жизни страны во многом зависит наше будущее.

Поэтому важной задачей является формирование патриота своей страны, знающего права и обязанности, обладающего определенными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.  Особенности развития России в последние десятилетия привели к тому, что возникла реальная необходимость качественного улучшения патриотического воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт и программа патриотического воспитания определяет патриотизм как чувство верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. регион, город или деревню, где гражданин родился и вырос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству [2].

Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильное государство. Патриотическое  воспитание  является  источником  и  средством  духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности [1]. Вопросами  патриотического  воспитания  занимаются  семья,  государственные и общественные организации. Но приоритет в  деле  формирования  и  воспитания патриотизма отдаётся школе. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Реализация  Государственных  программ  патриотического  воспитания  граждан РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания и её  устойчивое  функционирование [3].

В Государственной программе «Патриотическое  воспитание  граждан  РФ  на 2020–2025 годы» определена необходимость  разработки и реализации  инновационных моделей патриотического воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Предусмотрены повышение качества патриотического воспитания в образовательных организациях через создание центров патриотического воспитания молодёжи.

Свою работу по воспитанию патриотов строю по следующей системе:

1. Патриотическое воспитание на уроках истории.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности (кружок «Я – гражданин»).

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Такая система работы сложилась не случайно, ей предшествовала многолетняя работа по патриотическому воспитанию школьников. В течение ряда лет, проводились занятия по разработанной мной программе внеурочной деятельности «Подросток и закон» для учащихся 9-11 классов, где мы с ребятами вели большую гражданско-патриотическую работу.

Среди, проведенных мероприятий, некоторые стали традиционными, такие как:

- месячник патриотического воспитания, включающий встречи с ветеранами Афганской войны, с выпускниками и курсантами высших военных училищ, военных университетов и академий, с сотрудниками прокуратуры, полиции;

- общешкольные единые классные часы «Наши права, наши обязанности», «Пионеры-герои» , «Молодогвардейцы»,

- уроки мужества «Афганистан − незаживающая рана»,

- вечера памяти, посвященные нашим выпускникам, Сергею Сорокину и Петру Айглову, погибшим во время прохождения срочной службы,

- проведение исторических викторин,

- участие в конкурсах и КВНах, интеллектуальных играх,

- оформление фотозоны, «100 лет Российской Армии», «Победный май», «Василий Теркин на привале» (музыкальный флешмоб),

- конкурсы стенгазет, рисунков, выставка поделок «Боевая техника Великой Отечественной».

В 2019 году на базе нашей школы был открыт первый кадетский класс, сейчас их четыре. С их открытием изменилось отношение ребят к патриотизму, о чём свидетельствует проведённое анкетирование (таблица).

Таблица 1.

Анкетирование учащихся МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Вопрос

Результаты, в %

Школьники

(100 человек)

Кадеты

(100 человек)

Являетесь ли Вы патриотом своей страны?

75 – да

24 – затрудняюсь ответить

1 - нет

100

Что такое патриотизм?

64 – любовь к Родине

28 – готовность защищать Родину

8 – иное

40 – любовь к Родине

25 – верность Родине

25 – знание истории своей страны

10 – стремление к совершению подвига

Готовитесь ли Вы к службе в вооружённых силах РФ?

61 – да

35 – не знаю

4 – нет

48 – военная служба

23 – военная медицинская служба

29 – срочная служба

 

Рост патриотизма в кадетских классах я связываю с активной внеурочной деятельностью, которая ведётся в данных классах; организации встреч с Героями Отечества, выпускниками нашей школы; проведение Кадетских балов; активное участие в проведении акций, таких как «Тропа к обелиску», «Армейский чемоданчик»; «Письмо к российскому солдату (участникам СВО)», «Поздравим мужчину – защитника Отечества!» и других.

Кадеты готовят концертные программы и выступают перед участниками боевых действий, жителями, оставшимися в трудной жизненной ситуации, одинокими пенсионерами. Ведут активную просветительскую деятельность с бабушками и дедушками Дома ветеранов.

Все эти мероприятия способствуют формированию патриотических и гражданских чувств учащихся, помогают ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учат любить малую Родину и Россию в целом.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, осуществима, если мы, учителя, будем выполнять её с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!».

 

Список литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020−2025 годы».
3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508 с.
4. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // МНКО. 2017. №5 (66). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah-kak-prioritetnoe-napravlenie-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 01.05.2023).