Статья:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Меретукова Т.А., Ялова А.С. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Меретукова Тамила Аслановна
канд. экон. наук, преподаватель экономических дисциплин ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», РФ, г. Новый Уренгой
Ялова Анжелика Сергеевна
преподаватель экономических дисциплин, ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», РФ, г. Новый Уренгой

 

THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

 

Tamila Meretukova

Candidate of Economic Sciences, teacher of economic disciplines of the Private Educational Institution "Gazprom Technical School Novy Urengoy", Russia, Novy Urengoy

Angelica Yalova

Lecturer in economic disciplines, PEI "Gazprom technical school Novy Urengoy", Russia, Novy Urengoy

 

Аннотация. Цель статьи определить, что сила интеллекта личности, нравственные качества, способности и таланты - вот что является критерием развития общества, его жизнеспособности, прогрессивности. Метод фналитический. Любое звено в технологии воспитания, в системе отношений, учитель должен постоянно рассматривать через призму нравственных категорий, чтобы постоянно вносить нравственные коррективы как в собственные действия, так и в действия детей. Сегодня, когда гражданственность приобретает значительный глубокий и актуальный смысл, необходимо проводить воспитательную работу по привитию нравственных ценностей и норм - гуманизма и патриотизма, в соответствии с Программой образования, активно вошедшей в нашу жизнь и ориентированной на организацию образовательная деятельность субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Abstract. The purpose of the article is to determine that the strength of the intellect of an individual, moral character, abilities and talents is the criterion for the development of society, its viability and progressiveness. Any link in the technology of education, in the system of relations, the teacher must constantly consider through the prism of moral categories in order to make moral adjustments both in their own actions and in the actions of children. Today, when citizenship acquires a significant deep and relevant meaning, it is necessary to carry out educational work in instilling moral values ​​and norms such as humanism and patriotism, in accordance with the Educational Program, which has actively entered our lives and is focused on organizing the educational activities of subjects and educational processes.

 

Ключевые слова: мораль; патриотизм; личность.

Keywords: moral; patriotism; personality.

 

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию». Объединяющей основной развития коллектива и личности является разносторонняя деятельность в процессе общения.

Цель статьи рассмотрение нравственности, как рычага нравственного воспитания, как составляющая интеллекта отдельной личности, нравственный облик, способности и таланты – это то, что является критерием развитости общества, его жизнеспособности, прогрессивности.

Индивидуальное развитие неразрывно связано с коллективным воспитанием, самовоспитанием, с различными формами самодеятельности. Единство моральных норм и нравственного поведения индивида всегда рождается в его активных поисках, творчестве, борьбе.

Нравственный закон бескомпромиссен в своем требовании поступать в соответствии с человеческим идеалом даже тогда, когда в силу тех или иных обстоятельств надо выступать против сложившихся правил, жестких регулятивов жизнедеятельности, установленных данным объединением людей. В этом как раз и состоит творческий характер нравственного поведения, основанного на свободе воли человека, на его оптимистическом мироощущении, на его признании тех необходимостей, утверждение которых обеспечивает нравственное содержание развития личности.

Нравственность не воспитывается по частям. Она в своих проявлениях ситуативна и выступает как результат всей жизни человека, его труда, отдыха, учения, всех отношений.

Нравственность целостна. Она неотделима и неотчуждаема от личности студента, от всей его жизни. Она проявляется во всех поступках и отношениях.

Нравственность не воспитывается суммой механически соединенных мероприятий, она формируется в процессе и на основе собственного участия личности в жизни. Это не значит, однако, что ребенок сам, независимо от обстоятельств, от существующих моральных норм и требований творит свою нравственность. Зависимость есть, и она многое определяет. К вершинам подлинного долга, добра, совести, идеала ребенок приходит через постижение элементарных норм нравственности: через познания окружающей жизни, через свою собственную боль и радость, через свои и чужие оценки людских деяний. [1, с.98].

Решение проблемы идеала, добра, долга всегда будет носить в педагогике недопустимо абстрактный характер, если моральные категории рассматривать в отрыве от реальной жизни детей, в отрыве от борьбы за утверждение добра и приближения к идеалу. Это означает, что любое звено в технологии воспитания, в системе отношений педагог должен постоянно рассматривать сквозь призму нравственных категорий, для того чтобы постоянно вносить нравственные коррективы как в свои собственные поступки, так и в поступки детей.

Добро и зло не могут рассматриваться вне времени, вне конкретных условий. Торжество добра, по меткому замечанию советского философа О.Г. Дробницкого, означает новый период, новую систему отсчета добра и зла, где добро и зло смотрятся по-иному, их мера изменена. [1, с.105].

Организация правильных отношений в среде взрослых и детей, регулирующих формы поведения каждого из них, согласованность действий внутри коллектива и обязательное выполнение установленных норм общежития неизбежно приводят к рождению сознательной дисциплины. Творческий характер отношения нравственного поведения к моральным нормам состоит в том, что человек не  слепо следует выполнению тех или иных предписаний, а преломляя их через собственный мир, через свой накопленный опыт, через свое понимание моральных норм, как бы воссоздает в самом себе мир нравственной культуры. В этом смысле подлинно нравственное поведение как бы противостоит, с одной стороны, всем догматам, способным уродовать личность, а с другой – логике свободы, доведенной до абсурда и тем самым открывающей путь для развития индивидуализма и эгоизма. Если студент, скажем, резко выразился, то его поведение следует рассматривать не с позиции установки: «Так нельзя поступать воспитанным людям», а с позиции действительно реальной ситуации, в которой, возможно, гражданская позиция приобрела оправданно резкие формы. Конечно же, этот учет ситуации не должен открывать путь для грубости и произвола, напротив – стимулировать действительно осознанное, действительно нравственное утверждение высоких идеалов в различных видах детского общения. [1, с.99].

Классный руководитель  как раз и призван помочь студентам  анализировать свои поступки, вносить коррективы в свое поведение. И это может выполнить тот, кто сам живет в соответствии с требованиями нравственности, никогда не роняет своего человеческого достоинства, кто смел, честен, гражданственен, добр, щедр и великодушен.

В воспитании единства гражданственности и человечности всегда беспощадно встают одни и те же главные педагогические вопросы: а правильно ли мы поступили? Что сформировали мы своими действиями у детей: чувство высокой порядочности или мнимую активность? Родство душ или разобщенность? Что преобладает в воспитаннике: личное или общественное? Программа воспитания, которая активно вошла в нашу жизнь и ориентирована на организацию воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов. 

Проблема соединения в одном человеке силы духа, душевной стойкости, закаленности с тонкой душевной восприимчивостью, мягкостью и умением сочувствовать и сопереживать – одна из сложнейших.

Легко, могут сказать, соединить гражданственность с гуманизмом на уровне высоких принципов: тут в условиях нашего общества противоречий нет. Противоречия возникают в конкретной воспитательной практике. [2, с.114].

Тем более сегодня, когда гражданственность приобретает существенный глубокий и актуальный смысл , необходимо проводить воспитательную работу в привитии  моральных ценностей и норм – гуманизма и патриотизма, в соответствии  с  Программой воспитания, которая активно вошла в нашу жизнь и ориентирована на организацию воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов. 

 

Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: учебник. М.: Просвещение, 1985. 450 с.
2. Медведева Р.К. С чего начинается личность : учебник. М.: Типография издательства «Горьковская правда»,  1983. 359 с.
3. Никитин В.А. Социальная педагогика. учебник. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002. 267 с.
4. Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности : сборник статей. М.: Наука, 1977. 336с.