Моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями
Modeling the process of formation of competitiveness of a technical school student in a social partnership with employers
Dmitry Alferenko
director Kemerovo Cooperative College, Russia, Kemerovo
Аннотация. В статье представлена модель формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями, как системно-целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: детерменирующего, целевого; содержательного; процессуального, результативного, а также педагогических условий.
Abstract. The article presents a model for the formation of the competitiveness of a technical college student in social partnership with employers, as a system-holistic education consisting of the following interrelated units: determinative, target; meaningful; procedural, effective, and pedagogical conditions.
Ключевые слова: модель; формирование; конкурентоспособность; студент; социальное партнерство; техникум; работодатели.
Keywords: model; formation; competitiveness; student; social partnership; technical school; employers.
Для достижения диссертационных исследовательских целей и задач в последнее время ученые-изыскатели достаточно массово обращаются к моделированию изучаемых ими педагогических процессов и явлений, как весьма эффективному способу познания. Не является исключением и проводимое нами диссертационное исследование, в котором «моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями» используется как «специфический способ познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой – в модели» [11, с. 46]. При этом «модель процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями» являет собой искусственный объект, который находится в «объективном соответствии с исследуемым объектом, способен его замещать на определенных этапах познания, и давать в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информации, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [6, с. 37]. Она предназначена для выполнения объяснительной, интерпретаторской и критериальной функций.
Основой для создания модели процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями выступает идея содержательного и организационного перевода на иной уровень данного процесса путем интеграции возможностей техникума, работодателей и внутренних резервов личности студента. Такая модель представляет собой системно-целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: детерменирующего, целевого; содержательного; процессуального, результативного, а также педагогических условий.
В качестве детерменирующего блока данной модели выступает социальный заказ современной личности, общества, государства, образования и производства.
Целевой блок этой модели представлен:
· целью – формированием конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями;
· методологическим основанием – компетентностным и деятельностным подходами.
В данном блоке «цель» – «это мысленное (идеальное) предвосхищение результата, ради которого осуществляются действия» [5, с. 51]. Она направляет последующие действия, интегрирует и упорядочивает их, служит основой для оценки сформированности конкурентоспособности студента техникума путем сопоставления намеченных и реально достигнутых результатов этом процессе.
Ключевой идеей использования компетентностного и деятельностного подходов в качестве методологического основания данной модели выступает усиление конкурентно-ориентированной направленности профессиональной подготовки студентов техникума, обуславливающей приобретение студентами конкурентного опыта в условиях профессиональной деятельности.
Содержательный блок модели процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями охватывает содержание профессиональной подготовки студента техникума, установленное Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и дополнительными специальными курсами, интегрированное с компонентами конкурентоспособности этого студента. Структурно представая в модели в виде следующих содержательных элементов: когнитивного, воспитательного, аксиологического, нормативно-семиотического, деятельностного.
Процессуальный блок данной модели заключает в себе процессное осуществление формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями, претворяемое, прежде всего, через:
· студенческие производственные (профессиональные) практики и учебно-производственную деятельность;
· методику, используемую профессионально-педагогическими работниками и представителями работодателей;
· этапизацию формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями (пропедевтический этап, основной этап, заключительный этап).
Коротко остановимся на каждой из этих составляющих процессного блока модели формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.
Традиционная составляющая профессиональной подготовки студента техникума – производственные (профессиональные) практики – наделяется в модели обновленным смыслом и значением в контексте формирования его конкурентоспособности, становясь наиболее значимым элементом этого специфического процесса, в том числе, за счет широкого внедрения учебно-производственной деятельности студента.
Методика формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями, используемая профессионально-педагогическими работниками и представителями работодателей, представляет собой модернизированный образовательный ресурс по усвоению необходимых студенту компетенций конкурентоспособности.
Следует акцентировать внимание на то, что процесс формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями является целостным и непрерывным. Его этапизация носит условный характер. Она предназначена исключительно для отражения функциональных характеристик данного процесса и не должна ассоциироваться с уровнями сформированной конкурентоспособности студента техникума.
Так, на пропедевтическом этапе студенту техникума предлагают познакомиться со значительным массивом информации и видеофильмами, посвященному конкурентоспособности, жизненного пути известных профессионалов и выпускников техникума. Ему рекомендуется провести анализ своих конкурентных преимуществ и окружающих факторов, после чего совместно со специалистом отдела развития профессиональной карьеры составляется программа формирования и развития тех или иных личностных и профессиональных качеств.
На основном этапе – осваивается опыт конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями. Его наполнение определяется специфическими особенностями изучаемой профессиональной сферой и окружающей конкурентной средой.
На заключительном этапе – продолжается освоение опыта, осуществляется по этому поводу рефлексия, корректируется процесс формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.
Результативный блок модели представлен:
· критериями эффективности формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями (мотивационно-ценностным, когнитивно-познавательным, операционно-поведенческим, психофизиологическим, социально-профессиональным);
· уровневыми характеристиками сформированности конкурентоспособности студента техникума.
· прогнозируемым результатом.
Остановимся коротко на каждой из этих блоковых составляющих.
Под «критерием» (от греч. «criterion» – мерило) понимается «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [3, с. 450],
В нашей модели (в силу сложности и многоаспектности феномена «конкурентоспособность студента техникума) используется группа критериев, которая в своей совокупности наиболее полно позволяет осуществить оценку сформированной конкурентоспособности студента техникума.
Мотивационно-ценностный критерий отражает комплекс мотивационных, ценностных и смысловых установок студентов колледжа в процессе формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.
Когнитивно-познавательный критерий – комплекс профессиональных представлений и знаний студентов колледжа, необходимых ему для эффективного формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.
Операционно-поведенческий критерий – комплекс профессиональных поведенческих паттернов; приёмов, методов и способов практических профессиональных действий, необходимых ему для эффективного формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.
Психофизиологический критерий – совокупность психофизиологических свойств личности студента техникума, способствующих эффективному формирования его конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями.
Социально-профессиональных критерий – совокупность социально-профессиональных личностных качеств студента техникума, способствующих эффективному формирования его конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями.
Для практического измерения критериальных признаков нами отобран комплекс их показателей.
Уровни сформированности конкурентоспособности студента техникума в нашей модели отражают степень проявления тех или иных критериальных показателей. Мы выделили три таких уровня: низкий, средний, высокий.
Эффективное формирование конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями обусловлено наличием ряда педагогических условий, под которыми в нашем исследовании понимается «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [7, с. 45].
При их выявлении нами были изучены научные позиции ряда ученых, связанных с данной проблематикой [1; 2; 4; 8; 9; 10 и др.]. Основываясь на них, мы полагаем следующее. Эффективному формированию конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями будут способствовать следующие педагогические условия:
1) организация конкуренто-развивающей интегрированной образовательной среды;
2) создание системы наставничества как части целостного образовательного процесса;
3) применение кластерного подхода в межсекторальном взаимодействии его основных субъектов.
В заключении заметим, что в рамках данной публикации представлена лишь общая структура модели формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями. Более подробная конкретизация компонентов данной модели будет осуществлена в других наших публикациях.