Статья:

Моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Алференко Д.А. Моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 26-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Моделирование процесса формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями

Алференко Дмитрий Анатольевич
директор ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум», РФ, г. Кемерово

 

Modeling the process of formation of competitiveness of a technical school student in a social partnership with employers

 

Dmitry Alferenko

director Kemerovo Cooperative College, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В статье представлена модель формирования конку­рентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями, как системно-целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: детерменирующего, целевого; содержательного; процессуального, результативного, а также педагоги­ческих условий.

Abstract. The article presents a model for the formation of the competitiveness of a technical college student in social partnership with employers, as a system-holistic education consisting of the following interrelated units: determinative, target; meaningful; procedural, effective, and pedagogical conditions.

 

Ключевые слова: модель; формирование; конкурентоспособность; студент; социальное партнерство; техникум; работодатели.

Keywords: model; formation; competitiveness; student; social partnership; technical school; employers.

 

Для достижения диссертационных исследовательских целей и задач в последнее время ученые-изыскатели достаточно массово обра­щаются к моделированию изучаемых ими педагогических процессов и явлений, как весьма эффективному способу познания. Не является исключением и проводимое нами диссертационное исследование, в котором «моделирование процесса формирования конкурентоспособ­ности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями» используется как «специфический способ познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой – в модели» [11, с. 46]. При этом «модель процесса формирования конкурентоспособ­ности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями» являет собой искусственный объект, который находится в «объективном соответствии с исследуемым объектом, способен его замещать на определенных этапах познания, и давать в процессе исследования неко­торую допускающую опытную проверку информации, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [6, с. 37]. Она предназначена для выполнения объяснительной, интерпретаторской и критериальной функций.

Основой для создания модели процесса формирования конкуренто­способности студента техникума в социальном партнерстве с работо­дателями выступает идея содержательного и организационного перевода на иной уровень данного процесса путем интеграции возможностей техникума, работодателей и внутренних резервов личности студента. Такая модель представляет собой системно-целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: детерменирующего, целевого; содержательного; процессуального, результативного, а также педагогических условий.

В качестве детерменирующего блока данной модели выступает социальный заказ современной личности, общества, государства, образования и производства.

Целевой блок этой модели представлен:

· целью – формированием конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями;

· методологическим основанием – компетентностным и деятель­ностным подходами.

В данном блоке «цель» – «это мысленное (идеальное) пред­восхищение результата, ради которого осуществляются действия» [5, с. 51]. Она направляет последующие действия, интегрирует и упорядочивает их, служит основой для оценки сформированности конкурентоспособности студента техникума путем сопоставления намеченных и реально достигнутых результатов этом процессе.

Ключевой идеей использования компетентностного и дея­тельностного подходов в качестве методологического основания данной модели выступает усиление конкурентно-ориентированной направленности профессиональной подготовки студентов техникума, обуславливающей приобретение студентами конкурентного опыта в условиях профессиональной деятельности.

Содержательный блок модели процесса формирования конку­рентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями охватывает содержание профессиональной подготовки студента техникума, установленное Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и дополнительными специальными курсами, интегрированное с компо­нентами конкурентоспособности этого студента. Структурно представая в модели в виде следующих содержательных элементов: когнитивного, воспитательного, аксиологического, нормативно-семиотического, деятельностного.

Процессуальный блок данной модели заключает в себе процессное осуществление формирования конкурентоспособности студента техни­кума в социальном партнерстве с работодателями, претворяемое, прежде всего, через:

· студенческие производственные (профессиональные) практики и учебно-производственную деятельность;

· методику, используемую профессионально-педагогическими работниками и представителями работодателей;

· этапизацию формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями (пропедевти­ческий этап, основной этап, заключительный этап).

Коротко остановимся на каждой из этих составляющих процессного блока модели формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.

Традиционная составляющая профессиональной подготовки сту­дента техникума – производственные (профессиональные) прак­тики – наделяется в модели обновленным смыслом и значением в контексте формирования его конкурентоспособности, становясь наиболее значи­мым элементом этого специфического процесса, в том числе, за счет широкого внедрения учебно-производственной деятель­ности студента.

Методика формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями, используемая профессионально-педагогическими работниками и представителями работодателей, представляет собой модернизированный образова­тельный ресурс по усвоению необходимых студенту компетенций конкурентоспособности.

Следует акцентировать внимание на то, что процесс формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями является целостным и непрерывным. Его этапизация носит условный характер. Она предназначена исключительно для отражения функциональных характеристик данного процесса и не должна ассоциироваться с уровнями сформированной конкурентоспособности студента техникума.

Так, на пропедевтическом этапе студенту техникума предлагают познакомиться со значительным массивом информации и видео­фильмами, посвященному конкурентоспособности, жизненного пути известных профессионалов и выпускников техникума. Ему реко­мендуется провести анализ своих конкурентных преимуществ и окружающих факторов, после чего совместно со специалистом отдела развития профессиональной карьеры составляется программа форми­рования и развития тех или иных личностных и профессиональных качеств.

На основном этапе – осваивается опыт конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями. Его наполнение определяется специфическими особенностями изучаемой профессиональной сферой и окружающей конкурентной средой.

На заключительном этапе – продолжается освоение опыта, осуществляется по этому поводу рефлексия, корректируется процесс формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.

Результативный блок модели представлен:

· критериями эффективности формирования конкурентоспособ­ности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями (мотивационно-ценностным, когнитивно-познавательным, операционно-поведенческим, психофизиологическим, социально-профессиональным);

· уровневыми характеристиками сформированности конкуренто­способности студента техникума.

· прогнозируемым результатом.

Остановимся коротко на каждой из этих блоковых составляющих.

Под «критерием» (от греч. «criterion» – мерило) понимается «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [3, с. 450],

В нашей модели (в силу сложности и многоаспектности феномена «конкурентоспособность студента техникума) используется группа критериев, которая в своей совокупности наиболее полно позволяет осуществить оценку сформированной конкурентоспособности студента техникума.

Мотивационно-ценностный критерий отражает комплекс мотива­ционных, ценностных и смысловых установок студентов колледжа в процессе формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.

Когнитивно-познавательный критерий – комплекс профессио­нальных представлений и знаний студентов колледжа, необходимых ему для эффективного формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.

Операционно-поведенческий критерий – комплекс профессио­нальных поведенческих паттернов; приёмов, методов и способов практических профессиональных действий, необходимых ему для эффек­тивного формирования конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями.

Психофизиологический критерий – совокупность психофизио­логических свойств личности студента техникума, способствующих эффективному формирования его конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями.

Социально-профессиональных критерий – совокупность социально-профессиональных личностных качеств студента техникума, способ­ствующих эффективному формирования его конкурентоспособности в социальном партнерстве с работодателями.

Для практического измерения критериальных признаков нами отобран комплекс их показателей.

Уровни сформированности конкурентоспособности студента техникума в нашей модели отражают степень проявления тех или иных критериальных показателей. Мы выделили три таких уровня: низкий, средний, высокий.

Эффективное формирование конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями обусловлено наличием ряда педагогических условий, под которыми в нашем исследовании понимается «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [7, с. 45].

При их выявлении нами были изучены научные позиции ряда ученых, связанных с данной проблематикой [1; 2; 4; 8; 9; 10 и др.]. Основываясь на них, мы полагаем следующее. Эффективному форми­рованию конкурентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями будут способствовать следующие педагогические условия:

1) организация конкуренто-развивающей интегрированной образо­вательной среды;

2) создание системы наставничества как части целостного образовательного процесса;

3) применение кластерного подхода в межсекторальном взаимо­действии его основных субъектов.

В заключении заметим, что в рамках данной публикации представлена лишь общая структура модели формирования конку­рентоспособности студента техникума в социальном партнерстве с работодателями. Более подробная конкретизация компонентов данной модели будет осуществлена в других наших публикациях.

 

Список литературы:
1. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук [Текст] / А.А. Ангеловский. – Магнитогорск, 2004. – 193 с.
2. Ахметшин Р.Я. Педагогические условия формирования конкурентоспо-собной личности студентов средних специальных учебных заведений: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Р.Я. Ахметшин. – Уфа, 2001. – 156 с.
3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. [Текст]. – М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. – Т. 12. – 760 с.
4. Гришин А.В. Развитие конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы: монография [Текст] / А.В. Гришин. – Челябинск, ЧИРПО, 2009. – 258 с.
5. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 46-61.
6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореф. дисс. … д-ра пед. наук [Текст] / Ю.С. Манйлов. – М., 1997. – 56 с. 
7. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я. Найн // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 44-49. 
8. Соловьева Ю.В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Ю.В. Соловьева. – Оренбург, 2005. – 188 с.
9. Титова О.А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования [Текст] / О.А. Титова // Молодой ученый. – 2016. – №16 (120) – С. 57-60.
10. Шишкина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Л.С. Шишкина. – Казань, 2006. – 24 с.
11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методология проблем современной науки [Текст] / Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – 391 с.