Статья:

Интернет-блог как средство формирования монологической формы будущих учителей иностранного языка

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Касенова Ж.М. Интернет-блог как средство формирования монологической формы будущих учителей иностранного языка // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интернет-блог как средство формирования монологической формы будущих учителей иностранного языка

Касенова Жамиля Муратхановна
магистрант, Казахский Университет Международных Отношений и Мировых Языков, Казахстан, г. Алматы

 

INTERNET BLOG AS AN ACQUIRING MEAN OF THE MONOLOGIC FORM OF THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

 

Zhamilya Kassenova

Master Student, Kazakh University of International Relations and World Languages, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические предпосылки использования Интернет-блога как средства формирования монологической формы речи будущих учителей иностранного языка, дается определение понятия «Интернет-блог», характеризуются его дидактические свойства и методические функции.

Abstract. The article discusses the theoretical premise for using the Internet blog as a means of forming monologic form of speech for future teachers of a foreign language, defines the concept of "Internet blog", describes its didactic properties and methodological functions.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-блог, монологическая форма, интерактивные технологии.

Keywords: information and communication technology, Internet-blog, monologic form, interactive technology.

 

Современное иноязычное образование должно отвечать всем требованиям практики и теории методологической науки и готовить специалистов «новой формации», которые способные организовать профессиональное общение на самом высоком уровне. Сегодня владение профессиональной речью приобретает для будущего учителя иностранного языка огромную значимость: участие в научных конференциях международного уровня, обмен научным опытом в рамках академической мобильности, а также динамично развивающиеся Интернет-технологии дают каждому учителю возможность для профессионального общения с коллегами из других стран. Для достойного выступления в сфере международного академического образования необходима профессионально развитая речь, которая на сегодняшний день является обязательным требованием подготовки будущих учителей ИЯ.        

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловило совершенно новые цели обучения, ориентированные на становление профессионалов с педагогическим опытом. Будущие учителя иностранных языков изучают новые информационные и цифровые технологии для улучшения качества образовательных услуг в Республике Казахстан.

Проблемы подготовки будущих специалистов в условиях информатизации исследовались в научных трудах казахстанских и зарубежных ученых, задачей которых становится внедрение ИКТ в иноязычное образование, поскольку они также имеют свойственные им дидактические и методические функции, существенно расширяющие знания и придающие большей динамики в образовательный процесс.

Применение ИКТ требует развития теории новых методов в современном иноязычном образовании с учетом возрастания роли информатизации и ее влияния на формирование новых методологий иноязычного образования. [12]

Информатизация образовательного процесса определяется как основа Государственной программы развития высшего образования и, как результат, развитие онлайн учения и обширное использование социальных сетей в профессиональном образовании ВУЗа [8].

Ресурсы всемирной сети представляются как возможность получать и практиковать полученные знания в иностранном языке, подбирая для этого Интернет-ресурс по своему вкусу, способностям и языковому уровню [3].    

Интернет-блог характеризуется как «персональное субъективированное виртуальное пространство, представляющее актуальную информацию и имеющее мультимедийный характера» [6].

Большинство пользователей понимают Интернет-блог как сайт, который включает датированные текстовые и мультимедийные записи с возможностью обмена комментариями. Блог может публиковаться коллективом авторов, блог, как правило, посвящают одной тематике. Он содержит цитаты и ссылки на другие блоги или интернет-ресурсы, а также фото- или видеоинформацию.

Блоги рассматриваются как «новый тип дискурса, под которым понимается связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, взятыми в событийном аспекте» [5].

В характеристике Интернет-блога указывается его отличие от классического личного дневника в возможности обсуждения посторонними читателями, которые вступают в дискуссию с автором блога. Именно это, по его мнению, трансформирует блог в область сетевого общения, обладающюю рядом «плюсов» перед другими технологиями: такими как электронная почта, группа новостей, веб-форумы и чаты [9].

В связи с тем, что не каждый Интернет-блог можно проанализировать лингвистическими методами, мы целенаправленно сократим область нашего исследования и из множественного разнообразия блогосферы изучим лишь блоги с образовательным направлением и, в частности, блоги для изучения иностранных языков. Обучающий блог – целенаправленный научный журнал, созданный для формирования компетентности обучающихся по заданной теме[1].

Выделяются следующие дидактические свойства Интернет-блогов:

  1. публичность (блоги общедоступны);
  2. линейность, определяющаяся его хронологическим порядком;
  3. авторство и модерация, предполагающие наличие одного автора, который и осуществляет модерацию блога;
  4. мультимедийность, которая допускает возможность использования при создании содержания блога источников различного формата текстовый и графический материалы, фото-, видео-, аудиоматериала [10].

Еще одно свойство  Интернет-блога – это его использование в качестве инструментов электронного обучения. Таким образом, учебно-воспитательный процесс может продолжаться за пределами классной комнаты. Блоги помогают создавать общение между студентами с различными мнениями и интересами. Это поощряет критическое мышление и учит ценить уважение к другим ученикам с разной точкой зрения. Обсуждения в блогах способствуют более высокому уровню мышления, потому что участники блога, прежде чем ответить, обдумывают свой ответ, который корректно отображал бы их мнение. Ведение блога предполагает умение правильно составлять текст, излагать свои мысли, что помогает будущим учителями делиться своим опытом и впечатлениями, и блог дает им возможность сделать это простым интерактивным способом.

Создание и ведение обучающих Интернет-блогов в качестве дополнительных технологий является хорошей подготовкой студентов к современным условиям рынка труда, способствует улучшению коммуникативного регулирования и взаимодействия в гораздо большей степени.

К перечисленным дидактическим свойствам Интернет-блога относятся также: интерактивность как свойство читателя оказывать влияние на тематическое оформление блога; синхронность как возможность общения и обмена информацией и ответами в одно и то же время [4].

Среди дидактических свойств Интернет-блога выделяется умение учителя эффективно поощрять учащихся изучать иностранные языки с помощью средств массовой информации, так как в настоящее время молодые люди растут в окружении новых инструментов технологической коммуникации, таких как блоги, социальные сети, которые выступают современным средством выражения себя как личности [2].

Одной из самых важных дидактических особенностей блога является его интерактивный характер. Это означает, что учащиеся являются соавторами, что, в свою очередь, делает их вовлеченными в процесс обучения и, следовательно, более мотивированными. Интерактивность относится и к упражнениям. Возможность получения ответов на вопросы или обратной связи после выполнения упражнения является признаком интерактивного характера обучающего блога. С одной стороны, обучение с использованием Интернет-блога делает образовательный процесс более неформальным, что касается общения, и по этой причине учащиеся могут быть более активными, чем в традиционных классах.

В овладении иностранным языком с помощью Интернет-блога обязательно нужно выделить его методические функции:

  1. блог может использоваться для организации сетевого взаимодействия между студентами на иностранном языке и для организации внеаудиторной деятельности, направленной на развитие различных аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), а также социокультурной и межкультурной компетенции;
  2. вся информация в блоге размещается в хронологическом порядке, блог-технология не позволяет вносить изменения и дополнения в ранее опубликованную в блоге информацию;
  3. автором блога является один человек, который выступает в роли модератора;
  4. блог-технология позволяет использовать материалы разного формата, что дает возможность обогащать языковой и социокультурный материал для написания эссе, обзоров, отзывов на материале блога [10].

Мы также отмечаем такие функции Интернет-блога, как:

  • организация учебной среды;
  • развитие межкультурной коммуникативной языковой компетенции;
  • помощь в самостоятельном обучении, используя материал глобальной сети Интернет;
  • формировать мотивацию к изучению иностранного языка;
  • целенаправленное овладение иностранным языком посредством выбора тематики Интернет-блога;
  • организовывать и содействовать активному общению со своими коллегами в англоязычных странах

Интернет-блог, обладая когнитивными и прагмасемантическими характеристиками, может осуществлять также следующие функции: контактоустанавливающая, консолидирующая и презентационная, функция социализации, информационная, экономико-политическая. [7]

На наш взгляд, обучающий Интернет-блог должен соответствовать следующим требованиям:

✓ блог должен сплотить группу единомышленников, связанных одной темой и которая будет работать над общим проектом;

✓ обучаемые не ограничиваются лишь чтением информации блога, но также наравне с учителем ведут блог, оставляют комментарии, размещают записи;

✓ на принципах проектных технологий, а также совместной работы над редактированием текстов учащиеся развивают письменные навыки и исследовательские способности в процессе формирования Интернет-ресурса;

✓ блог помогает развить самостоятельность в ходе ведения блога, а также способствует формированию критического мышления в процессе контроля как индивидуальной деятельности, так и деятельности своих соучащихся, исправляя ошибки друг друга.

Наряду с актуальной и ценной информацией, предоставляемой нам Интернет-источниками в ходе учебного процесса, обучающиеся могут столкнуться с недействительной, утратившей актуальность, бесполезной или даже наносящей вред информацией.   

Чтобы избежать данной проблемы, выделяются следующие критерии для отбора Интернет-блога для овладения монологической формы будущих учителей  иностранных языков:

  • авторство (авторитетность) блога, идентифицирующее подлинность и актуальность информации: в обучении обычно используются блоги, созданные авторитетными специалистами в области обучения иностранных языков, известными университетами, библиотеками, научными центрами и организациями; в последнее время свои обучающие блоги создают также крупнейшие СМИ, специализирующиеся на анализе своих газетных и телевизионных материалах;
  • периодичность обновления информации блога: информация должна регулярно редактироваться и подвергаться проверке авторами;
  • скорость размещения и актуальность информации: для блогов, используемых в учебном процессе, этот критерий — один из самых важных, так как информацию необходимо использовать именно в момент изучения данной темы;
  • возможность интерактивной связи с автором/авторами блога для получения дополнительной информации;
  • регулярность использования блога, которая указывала бы на серьезность методики обучения, предлагаемой автором/авторами блога;
  • языковая и культурная сложность материала блога: блог должен включать необходимый материал по изучаемой теме в достаточно полном объеме, иметь ссылки на другие материалы, оценки или примечания к информации следующей темы урока; 
  • целевая аудитория и назначение блога, которые определяют: цели блога, специализация,  соответствие содержания материалов уровню обучающихся, обеспечение всем необходимым материалом, возможность приобретения учебных материалов блога в печатном формате
  • объективность подачи учебного материала и информации;
  • надежность и общеизвестность блога: точное представление информации, возможность проверки информации по другим источникам, обновление дополнительных ссылок, грамматически и орфографически правильное  представление материала;
  • формат и простота использования блога: удобная структура блога, возможность быстрого поиска информации, привлекательный дизайн блога, признание авторских прав.
  • внешнее оформление блога и его дизайн отражают индивидуальность автора, сферу его увлечений, общий культурный и интеллектуальный уровень [10],  [11].

Современная интернет-коммуникация, по мнению многих специалистов, в качестве нового этапа в овладении монологической формой речи будущими учителями ИЯ обеспечивает условия для постепенного устранения любых ограничений в общении: интернациональным, языковым, между стилями разных видов, между официальным и личностным общением, письменным и устным, монологическим и диалогическим. Однако, публикации в Интернет-блогах, по нашему мнению, не должны заключаться лишь в заурядном обмене комментариями. В случае использования Интернет-блогов в качестве одного из способов формирования монологической формой на иностранном языке такой подход должен заключать в себе упражнения на обсуждение и оценивание полученной информации, а также задачи на культурный анализ оригинальных текстов.

Работа с блогами требует как стилистических, лингвистических, так и технических умений работать с текстом (печатать и работать с браузерами). Для успешной интеграции технологии блогов в процесс обучения английскому языку существует ряд условий, способствующих эффективному использованию блогов на протяжении всего процесса обучения. Система заданий на основе блогов должна: быть направлена на конкретную аудиторию; содержать корректные ссылки; содержать инструментарий комментариев в практических, методических и педагогических целях; содержать различные способы подачи материала для более эффективного изучения веб-материалов.

В условиях угрозы распространения короновирусной инфекции  с начала 2020 года переход на дистанционное (онлайн) обучение стало неотъемлемой частью современного образования. В связи с этим важным моментом образовательного онлайн процесса становятся навыки работы учителей в цифровой среде и, в частности, навыки овладения ИК технологиями. Как студенты, так и учителя свою учебную деятельность оптимизируют через Интернет. Некоторые научные и образовательные ресурсы и сервисы, Интернет-издательства и информационные провайдеры (среди них: Международная коалиция библиотечных консорциумов ICOLC, De Gruyter, JSTOR, Project Muse, Cambridge University Press, Oxford University Press, John Hopkins  University Press) предоставили на время карантина бесплатный доступ к своим учебным материалам: электронным книгам, журналам и библиотекам. В своих образовательных блогах они комментируют посты и блоги учителей об улучшенных методах обучения того или иного раздела учебной программы, какой педагогическую технологию лучше использовать.

Блоги, следовательно, должны рассматриваться как дополнительный источник знаний, где будущие учителя ИЯ могут найти некоторые интересные факты о стране изучаемого языка, поделиться своим опытом овладения иностранным языком или развеять сомнения относительно самого языка или стратегии обучения, а также получать доступ к подлинной информации на изучаемом языке и возможности общения с его носителями.

 

Список литературы:
1. Baker J.H. The Learning Log // Journal of Information Systems Education.. Volume 14, January 2003. – P. 11-13.
2. Gabriela Gorąca-Sawczyk Using Blogs for Foreign Language Teaching and Learning Adam Mickiewicz University // Journal Glottodidactica XL. −  Volume 2, June 2013. – P. 88-97.
3. Hampel R., Hauck M., Towards an effective use of audio conferencing in distance language courses // Journal Language Learning & Technology. – January 2004, Volume 8, Number 1. – P. 66-82. 
4. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как Интернет-жанр // Вестник Пермского университета, выпуск № 4 (20). – C. 125-131.
5. Гермашева Т. М. Языковая личность субъекта блог-дискурса : лингво-когнитивный аспект : Автореф. дис. канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. – C. 20. 
6. Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации: на примере французской блогосферы. Авторефера. дис. канд.филолог.наук. – Пермь, 2011. – С. 23.
7. Максимов Т. О. Блог в Интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал. Вестник Череповецкого государственного университета. – Вып. № 1. − 2017. −  С. 124-130.
8. Нургалиева Г. К. Информатизация образования РК: история и современность // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. – № 1. – С. 63.
9. Сагынгалиев М. А. Инновационные подходы в обучении иностранных языков  // Международный студенческий научный вестник. – 2015. − № 5. – С. 125.
10. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. – Томск, 2012. – № 4(20). – С. 115-128. 
11. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=579043&p=1 (дата обращения: 25. 06. 2020).
12. Чакликова А. Т. Научно-теоретические основы формирования межкультурно-коммуникативной компетенции в условиях информатизации иноязычного образования: дис. … док. пед. наук: 13.00.02. – Алматы, 2009. – 340 с.