Статья:

Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности детского сада

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Бояркина М.В., Сахнюк С.А. Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности детского сада // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 6-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание нравственных качеств детей в музыкальной деятельности детского сада

Бояркина Мария Владимировна
канд. пед. наук, доцент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Сахнюк Светлана Александровна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

EDUCATION OF MORAL QUALITIES OF CHILDREN IN THE MUSICAL ACTIVITIES OF THE KINDERGARTEN

 

Maria Boyarkina

Candidate of Pedagogy, assistant professor, Transbaikal State University, Russia, Chita

Svetlana Sakhnyuk

Student, Transbaikal State University, Russia, Chita

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема разработанности теории и практики воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста. Авторы акцентируют внимание на организации музыкальной деятельности как эффективном способе нравственного воспитания в детском саду. Цель статьи состоит в  раскрытии понятия «нравственные качества» и обосновании роли музыкальной деятельности детского сада в их воспитании у дошкольников. Методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований, синтез понятий, обобщение педагогического опыта, эксперимент. На основе полученных данных авторы приходят к выводу о необходимости создания и апробации интегрированной программы, направленной на обогащение музыкальной деятельности детского сада четко обозначенными элементами нравственного воспитания личности.

Abstract. The article actualizes the problem of development of the theory and practice of education of moral qualities of preschool children. The authors focus on the organization of musical activity as an effective way of moral education in kindergarten. The purpose of the article is to reveal the concept of "moral qualities" and substantiate the role of musical activity of kindergarten in their education in preschool children. Research methods: analysis of scientific, educational and methodological literature, normative documents, dissertation research, synthesis of concepts, generalization of pedagogical experience, experiment. Based on the obtained data the authors come to the conclusion that it is necessary to create and test an integrated program aimed at enriching the musical activity of the kindergarten with clearly defined elements of moral education of the individual.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, музыкальная деятельность, детский сад, дошкольники.

Keywords: moral education, moral qualities, musical activity, kindergarten, preschoolers.

 

В современном обществе ставятся вопросы воспитания нравственности подрастающего поколения. Данная тенденция закреплена в ряде государственных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для разных ступеней образования на основе принятых социокультурных и духовно-нравственных ценностей.  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализация образовательной программы направлена, в частности, на решение задач развития нравственных качеств детей, воспитания правил и норм поведения дошкольников, повышения компетентности родителей в вопросах разностороннего развития своего ребенка. Одним из направлений педагогической деятельности, обозначенных в программе современного детского сада, является художественно-эстетическое развитие воспитанников. Оно предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки, реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей [9].

Духовно-нравственное воспитание ребенка с раннего и дошкольного детства в отечественной культурной традиции обосновано в трудах классиков педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К.Д. Ушинского [4]. Педагогами описана теория и практика воспитания нравственных качеств (коллективизм, доброжелательность, товарищество) детей в традиционном детском саду советского периода. При этом подчеркнута роль музыкальных занятий как способа эстетического воспитания (развития воображения и чувств, любви к прекрасному) дошкольников. Значимость музыкального воспитания обосновывалась ещё в XIX веке (А.Н. Серов, Л. Шлегер, И. Белов, А. Дуссек, Н. Филитис). Известными являются системы музыкальной деятельности в детском саду, предложенные А.С. Симонович, К.Н. Вентцелем, С.Т. и В.Н. Шацкими [5].

В начале 90-х годов XX века в рамках новой концепции дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский) отход от единой типовой программы способствовал возникновению образовательных программ, реализующих идею воспитания нравственных качеств детей средствами музыкальной деятельности [8]. Однако проведенный нами анализ диссертационных исследований современных ученых показывает наличие небольшого количества работ, раскрывающих особенности либо духовно-нравственного воспитания (О.М. Потаповская) [4], либо музыкальной деятельности детей дошкольного возраста (М.В. Агарева, В.А. Рылькова) [1], [6]. Анализ образовательных программ для дошкольников, представленных в учебной литературе и реализуемых в настоящее время, свидетельствует о недостаточной разработке проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников в музыкальной деятельности детского сада.

Исходя из выше сказанного, цель нашей статьи: раскрыть понятие «нравственные качества» и обосновать роль музыкальной деятельности в их воспитании у детей детского сада. Методы исследования:  изучение и анализ научной, учебной и методической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований, синтез понятий, обобщение педагогического опыта, эксперимент.  

По утверждению Р.С. Буре, нравственные (моральные) качества представляют собой  свойства, признаки, черты сознания и поведения, свидетельствующие о добросовестном отношении человека к общему и высшему благу, обществу, другим людям, к себе и своей деятельности [2]. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что нравственные качества формируются в неразрывном единстве с эстетическими качествами личности и имеют эмоционально-ценностную основу [7, с. 12]. К нравственным качествам относятся: доброта, честность, совесть, любовь, ответственность, стыд, справедливость, воля, честь, уважение к старшим, трудолюбие. Эстетические качества проявляются в способности видеть и понимать прекрасное в окружающей человека действительности. 

По утверждению ученых, музыкальная деятельность является особой областью эстетического воспитания. В детском саду она организуется для общего гармоничного развития личности детей, формирования у них нравственно-эстетического вкуса и потребностей [3, с. 152]. Анализ нормативных документов показывает, что нравственное воспитание (воспитание нравственных качеств) как направление педагогической деятельности в детском саду не выделено в связи с условностью и противоречивостью данного понятия. Несмотря на то, что процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности, он протекает стихийно. Именно поэтому воспитание нравственных качеств детей детского сада осуществляется через культивирование определенных поступков, поведения, деятельности на основе собственного примера воспитателя [там же, с. 171].   

Содержание, формы, методы и средства нравственного воспитания музыкой обусловлены сложившимся типом музыкальной культуры общества, соотношением видов музыкальной деятельности и «звуковой среды», окружающей дошкольников. Согласно закрепившемуся в современной науке мнению, каждый ребенок обладает способностью активно-творческого постижения замысла композитора. Однако воспитание нравственных качеств ребенка на основе развития эстетического вкуса, музыкального опыта,  музыкальных способностей и музыкальной воспитанности возможно при условии применения соответствующих методик [там же, с. 152-153].   

В рамках исследования нами был осуществлен анализ программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», реализуемой в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Звёздочка»» г. Борзя Забайкальского края. Программа «Ладушки» направлена на формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры, на развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием различных видов музыкальной деятельности. В тексте программы говорится, что музыка является средством формирования нравственных качеств ребенка, обогащения его внутреннего мира с помощью народных игр и плясок. Одной из задач программы «Ладушки» является приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. Авторами программы предлагается диагностика уровня развития музыкальных способностей ребенка по четырем параметрам: движение, чувство ритма, слушание музыки, пение. Однако следует отметить, что содержание программы не позволяет в достаточной мере представить процесс и результат воспитания нравственных качеств с использованием всего арсенала предлагаемых приемов работы с детьми. В связи с этим, на констатирующем этапе эксперимента с использованием диагностической методики Г.А. Урунтаевой мы выявляли уровень представлений о нравственных качествах у 30 детей старшей группы.  Результаты показали наличие среднего (60 %) и низкого (40 %) уровня сформированности представлений дошкольников о нравственных качествах. Данный факт вызывает необходимость разработки интегрированной программы, которая включала бы в реализацию музыкальной деятельности взаимодействие с родителями, выступающими носителями и трансляторами социокультурных, духовно-нравственных ценностей для своих детей.  Апробация авторской программы будет способствовать обогащению музыкальной деятельности детского сада четко обозначенными элементами (основными понятиями, способами деятельности, диагностическим инструментарием) нравственного воспитания личности.

Таким образом, нравственные качества рассматриваются как проявление личностью сознательного эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности и к себе. Неотъемлемой частью воспитания нравственных качеств в детском саду является музыкальная деятельность, выступающая сферой эстетического воспитания детей. Проведенный анализ показывает недостаточность разработки теории и практики рассматриваемой проблемы. Необходимо создание авторской программы, объединяющей социальное, эстетическое (в том числе музыкальное) и нравственное направления, с обозначением конкретных критериев выявления уровня не только музыкальной, но и нравственной воспитанности дошкольников. Исследование не претендует на исчерпывающие выводы и в настоящее время является перспективным.

 

Список литературы:
1. Агарева, М. В. Воспитание образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. –  Волгоград, 2012. – 26 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005020520#?page=5 (дата обращения: 04.01.2021).
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 323 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
4. Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 2015. – 22 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005566232#?page=1 (дата обращения: 04.01.2021).
5. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Санкт-Петербург, 2010. – 34 с. URL: http://borovichok42.my1.ru/dokumenty/parcialnaja_programma_ladushki.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
6. Рылькова, В.А. Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва,  2004. – 20 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003245992#?page=8 (дата обращения: 12.12.2020).
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
8. Смирнова, Е. О.  Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 121 с. URL: https://urait.ru/bcode/466292 (дата обращения: 06.01.2021).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 25.12.2020).