Статья:

Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством метода проектов. На примере проекта «Сосна обыкновенная».

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Долганова Н.С., Митина Ю.С. Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством метода проектов. На примере проекта «Сосна обыкновенная». // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством метода проектов. На примере проекта «Сосна обыкновенная».

Долганова Наталья Сергеевна
студент БФУ имени Иммануила Канта. Институт гуманитарных наук, РФ, г. Калининград
Митина Юлия Сергеевна
доц. с ученой степенью кандидат наук, Институт гуманитарных наук, РФ, г. Калининград

 

Одной из главных задач образования является фор­мирование экологической культуры, основу которой составляют знания по экологии, доброжелательное отношение к природе и практические навыки, направленные на сохранение природы.

Метод проектов, способствует решению этой проблемы. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, метод проектов развивает интерес к различным областям знаний, практические умения в области экологического воспитания, фор­мирует навыки сотрудничества у старших дошкольников.

Метод проектов предоставляет старшим дошкольникам возможность самостоятельно приобретать знания при решении посильных им задач или проблем, применяя знаний из различных предметных областей [1, с. 112].

Формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста методом проектов заключается в том, что процесс взаимодействия ребенка с миром природы и педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и дошкольников и основывается на их личном опыте.

Использование метода проектов в формирование экологической культуры у старших дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет учитывать и сочетать интересы всех участников [3, с. 56]:

·     Педагоги могут реализовывать свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

·     Родители имеют возможность активно участвовать в процессе экологического вспитания своих детей;

·     Деятельность детей организована в соответствии с их возможностями, потребностями, желанием и интересами.

Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования соответствует метод проектов, как один из вариантов интеграции [2, с. 103].

Практическая деятельность, опыты, наблюдения способствуют накоплению у детей образных представлений об окружающей действительности, знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, что окружающий мир постоянно изменяется.

В результате проектной деятельности, нами был реализован проект «Сосна обыкновенная».

Тип проекта: Исследовательско-творческий.

Срок реализации: краткосрочный.

Состав участников: групповой.

Этапы проекта: подготовительный, реализация проекта, итоговый.

1.  Подготовительный этап.

Актуальность:

На нашей «экологической тропе» в детском саду нет такого красивого и грациозного дерева, как сосна. Ребята подготовительной группы предложили создать проект «Сосна», чтобы подробнее узнать про это красивое дерево. «Чтобы помогать природе, нужно не только жалеть ее, но и очень много знать». Эти слова послужили девизом нашего проекта. Дети должны получать научно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде. Поэтому, когда мы с ребятами создавали проект использовали в работе чтение художественной литературы, работу с энциклопедическими изданиями, проводили опыты.

Цель проекта: изучение дерева – сосны обыкновенной.

Задачи:

·     Изучить научные факты о сосне (строение)

·   Формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов (гидрометра из шишек,)

·     Формировать представление о том, как хвойные деревья положительно влияют на здоровье человека

·     Оформление Лепбука. (легенды, стихотворения, сказки о сосне, выставка рисунков)

·     Формировать умение видеть красоту природы, богатство ее форм, красок, запахов.

2.  Реализация проекта.

Изучение научных фактов о сосне, знакомство с научно-историческими фактами.

Рассматривание картины: «Хвойные деревья».

Чтение художественной литеры. С. Афоньшин «Как сосна лосяток спасла»

Беседа на тему: «Строение сосны». Экскурсия в национальный парк «Куршская коса».

Дидактическая игра: «Шишки хвойных деревьев».

Двигательная активность. Массаж ступней и ладоней с помощью шишек.

 

Рисунок 1. Массаж кистей рук

 

Экспериментальная деятельность.

Опыт 1. Изготовление гидрометра.

Опыт 2. Посадка семян сосны.

 

Рисунок 2. Посадка семян сосны

 

Продуктивная деятельность. Лепбук «Сосна обыкновенная».

Изобразительная деятельность. Конкурс рисунков «Сосна обыкновенная».

Взаимодействие с родителями. Посадка сорока саженцев сосны черной на территории кардиоцентра совместно с лесничеством Калининградской области.

 

Рисунок 3. Посадка саженцев сосны на территории кардиоцентра г. Калининграда

 

Презентация проекта проходила на конкурсе «Балтийские звездочки науки», где ребята стали лауреатами.

3.  Итоговы этап.

В ходе создания проекта «Сосна обыкновенная» нами были изучены научные факты о сосне, ее строение. Проведены опыты с шишками сосны для изготовления гидрометра и ребята сами сделали вывод, на основе полученных результатов, что при влажной температуре шишка закрывается. Был оформлен Лепбук с легендами, стихотворениями, сказками о сосне, прошла выставка рисунков. Проект позволил расширить знания ребят о дереве – сосна обыкновенная, активизировал субъективный опыт и познавательную активность детей.

Метод проектов, один из методов обучения старших дошкольников, который основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную деятельность. Действуя самостоятельно, дошкольники учатся разными способами добывать информацию об интересующем их предмете или явлении. Далее используют полученные знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов формирует у детей дошкольного возраста самостоятельность, мотивацию, целесообразность познавательной деятельности.

 

Список литературы: 
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
2. Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 102–104.
3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду // Учитель. – Волгоград, 2009. – С. 56–59.