Статья:

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Рустамова Н.Ю. Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.Ю. Рустамова, Т.Н. Фесенко, Г.П. Петрова, О.А. Кургузова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 20-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Рустамова Наталья Юрьевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Фесенко Тамара Николаевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Петрова Галина Павловна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад №47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Кургузова Ольга Александровна
воспитатель МАДОУ «Детский сад №92», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Поэтому интерес к теме духовно-нравственного воспитания особенно актуален.

Самый первый и главный воспитатель в жизни ребенка – это его семья. Именно в семье малыш впервые знакомится с понятиями добра и зла, получает первые представления о взаимоотношениях людей, первый опыт общения, и никакая образовательная организация не заменит родителей в воспитании будущего гражданина своей страны.

Семья – великое благо для ребенка, где родители вносят огромный вклад в становление его личности, раскрытию способностей и природного таланта. Однако, нахождение детей только в кругу семьи лишают их опыта общения со сверстниками и добрать его практически негде. Раньше все малыши играли на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами сопровождать все время его тоже не могут. Поэтому домашние дети, даже у самых замечательных мам и пап, оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. У них не формируются умения общаться со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно установить партнерские взаимоотношения с родителями, помочь семье в духовно-нравственном воспитании детей, ведь только в триаде «родитель – ребенок - педагог» можно научить ребенка жить в согласии с миром и самим собой.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. Чем прочнее сформированы эти качества, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаклю­чения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно-нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению, приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них духовно-нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание к больным людям, любовь к миру природы, желание беречь ее и охранять.

Духовно-нравственное воспитание в педагогике – это форми­рование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства дома справедливости, ответственности.

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера и телефона. Современные дошкольники смотрят мультфильмы, персонажи которых не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. В погоне за развитием интеллекта родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка над развитием духовно-нравственных качеств маленького человека. Родители не всегда понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Большую роль в воспитании детей играют народные сказки. Благодаря им, раскрываются понятия «добро и зло», «честь и достоинство», затрагиваются морально-этические стороны жизни. Сказка входит в жизнь детей с малых лет и сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребенок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Этот небольшой период времени будет проведен с пользой. Слушая сказку, ребенок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, как себя ведут, может поставить себя на их место. По ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда все хорошо заканчивается. Ребенок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в разных жизненных ситуациях, выбирает для себя пример для подражания, чаще всего это положительный герой – сильный, смелый и добрый. Во время чтения происходит развитие речи ребенка: он узнает много новых слов, образных выражений. Язык сказок богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. Яркие образы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки. Научившись сопереживать героям сказок и художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест несправедливости.

Сказка с изумительным богатством ее красок, описаний с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка, развивает образность мышления, выразительность речи. Сказа захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, расширяет его жизненный опыт, дает представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Во всякой сказке есть элемент действительности и эта особенность таит в себе богатейшие воспитательные возможности сказки знакомят с родной природой, обычаями, воспитывают любовь к Родине. Детей захватывает напря­женность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьбы добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие.

Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Она благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символи­зирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Таким образом, духовно-нравственное понятие требует система­тизированной и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В этой деятельности достойное место занимает сказка, которая входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопро­вождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром. Использование разнообразной творческой деятельности в работе над сказкой помогает усилить воздействие на чувства детей, что в свою очередь, помогает ребенку глубже понять мораль народной сказки. Дети приобретают элементарные навыки самокоррекции своего пове­дения на примере анализа поступков персонажей сказок.

 

Список литературы:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков – М.: 1999. 
2. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке / О.А. Шиян – М.: Мозаика – синтез, 2012 – 97 с. 
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк – М.; Просвещение, 2009 – 256 с.
4. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972 – 151 с.
5. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко – М.: ТЦ Сфера, 2015.