Статья:

Эффективные методы преемственности дошкольного и начального общего образования

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Чижова И.И. Эффективные методы преемственности дошкольного и начального общего образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 32-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективные методы преемственности дошкольного и начального общего образования

Чижова Ирина Ивановна
воспитатель МБДОУ Детский сад №41 Лесная сказка, РФ, г. Лесосибирск

 

EFFECTIVE CONTINUITY METHODS PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

 

Irina Chizhov

Educator of MBDOU Kindergarten No. 41 Forest fairy tale, Russia, Lesosibirsk

 

Аннотация. Реализация преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием играет ключевую роль в успешной адаптации детей к дальнейшему обучению. Путь к взаимодействию мы видим в гармонизации методов и приёмов обучения.

Abstract. The implementation of the continuity of relationships between preschool and primary general education plays a key role in the successful adaptation of children to further education.  We see the path to interaction in the harmonization of teaching methods and techniques.

 

Ключевые слова: преемственность; методы и приёмы обучения; решение арифметических задач.

Keywords: continuity; teaching methods and techniques; solving arithmetic problems.

 

 «Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе − значит быть готовым

всему этому научиться»

Л. А. Венгер

 

Налаживание преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой имеет особое значение для создания успешной адаптации дошкольников к дальнейшему обучению. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность задач обеспечения преемственности целей, содержания образования, реализуемых в рамках программ детского сада и начальной школы,  формирования у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [4].

Академик Н. Н. Поддьяков считает седьмой год жизни особо значимым для  ребенка, так как он является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе [3].

Проанализировав технологии, методы и приемы, используемые в детском саду и начальной школе, пришли к общему мнению их совпадения, но различия в содержании и подходах к их применению с учетом возрастных особенностей детей.

Такими технологиями являются: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии.

К эффективным методам, применяемым в детском саду и начальной школе, относятся:

- игровые, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение;

-наглядные; словесные; практические;

-проблемно – поисковый метод, требующий поиска способа решения; 

- метод моделирования, наглядно демонстрирующий достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи;

- метод проекта,  ориентированный на применение и приобретение новых знаний.

Но самым важным условием успешного обучения является наличие у ребенка  достаточно сильных и устойчивых мотивов к учебной деятельности, а это предполагает формирование сознательного желания ребенка учиться, умения пользоваться инструментом познания. Предпосылками возникновения этих мотивов служит развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Решить эти задачи помогает подборка игр по развитию памяти и логического мышления у детей подготовительной к школе группы, которая улучшает

- способность концентрировать и удерживать внимание на поставленной задаче;

- краткосрочную аудитивную (слуховую) и визуальную (зрительную) память, позволяющую мысленно переработать поступающую информацию;

- любознательность, желание учиться и чему-то научиться;

- способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей; умение рассуждать и делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения;

- умение успешно справляться с проблемами в различных жизненных ситуациях.

Игры научат дошкольника размышлять, опираясь, прежде всего, на логику. Приобретенное посредством игры умение логически мыслить поможет ребенку решать как учебные задачи, так и сложные, практически неразрешимые, которые будет ставить перед ним жизнь. В подборке имеют место увлекательные игры, способные разнообразить досуг ребенка, направленные на развитие его интеллекта.

В процессе математического и общего умственного развития детей особое внимание уделяется обучению решению и составлению простых арифметических задач.

Для составления задач используем игры-драматизации, которые непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают. Задачи этого вида особенно ценны, так как способствуют развитию инициативы и активности детей.

Дошкольники  учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям. Учим детей находить  ситуации, которые при постановке вопроса преобразуются в задачу.

Например, готовясь к обеду, Таня положила на стол четыре вилки, Оля добавила еще две. Размышляем с детьми над тем, как эту ситуацию-условие  преобразовать в задачу.  Дети понимают, что только с постановкой вопроса получается задача, которую мы можем решить. Учимся ставить вопрос.

В условии и вопросе  задачи указываются связи между данными числами и искомым. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Дети произносят решение задачи. Затем проговаривают ответ задачи.

Установив связи, дети довольно легко приходят к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «отнять», «получится».

При решении задач формируем представления  о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомим детей со знаками «+», «-», «=».

Таким образом, дети постепенно переходят от действий с конкретными множествами к действиям с числами − решают арифметические задачи и знакомятся с записью модели арифметических действий с помощью математических условных знаков.

На следующих занятиях используем наглядный материал (игрушки, иллюстрации), предлагаем детям самостоятельно составлять и решать устные текстовые задачи. В этих задачах при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов.

Для повышения самостоятельности и активности используем разнообразные формы организации дошкольников. Дети делятся на пары, выбирают игрушки, предметы, иллюстрации, составляют задачу и доводят её решение и ответ до других. Затем, разделив детей на тройки, предлагаем составить более сложную задачу.

Например, в комнате  играли Коля, Петя и Ваня. У Коли было 3 машинки, а у Пети 2. Мальчики отдали Ване 1 машинку. Сколько машин осталось у Коли и Пети? Задача решается в два действия со сложением и вычитанием. Мы находим такой подход к составлению и решению задач дошкольниками плодотворным, способствующим формированию у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Проблемой подготовки к школе также является слабая физическая выносливость дошкольников, что снижает концентрацию их внимания, способность запомнить суть инструкции. Решаем эту проблему интересными делами.

Туристический поход «В гости к Енисею», в котором принимают участие дети подготовительной к школе группы, их родители, педагоги детского сада не только воспитывает любовь к родному краю, но и способствуют повышению физической выносливости, так как расстояние  составляет три километра. 

Проведение в нашем крае XXIX Всемирной зимней универсиады  подтолкнуло к созданию проекта «Спорт – наш друг!».  Дети знакомились с зимними видами спорта, соревновались в катании на санках, участвовали в хоккее на снегу, во взятии снежного городка. Такие тренировки помогают легче переносить высокие нагрузки, выполнять большой объем работы, не снижая темпа и концентрации внимания. 

В содружестве с родителями, коллегами и социальными партнерами созданы проекты: «Озеленение территории участка», «Построим домики для птиц»,  «Безопасная дорога до школы».

Таким образом, совместное взаимодействие воспитателей и учителей по адаптации методов и приёмов обучения и воспитания позволяет сделать процесс перехода дошкольников с одной ступени образования на другую более щадящим, способствует успешному обучению в школе.

 

Список литературы:
1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л.  Готов ли ваш ребенок к школе.  − М.: Знание, 1994. − 192 с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. − Киев: Радянська школа, 1974. − 288 с.
3. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР : Кн. для работников дошк. учреждений / Н. Н. Поддьяков и др. (СССР), Т. Беньова (ЧССР); Под ред. Л. А. Парамоновой. − М. : Просвещение ; Братислава : Словац. пед. изд-во, 1989. – 175 с. 
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). − 17.10.2013. − № 1155. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 04.02.2020).