Эффективные методы преемственности дошкольного и начального общего образования
Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Эффективные методы преемственности дошкольного и начального общего образования
EFFECTIVE CONTINUITY METHODS PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION
Irina Chizhov
Educator of MBDOU Kindergarten No. 41 Forest fairy tale, Russia, Lesosibirsk
Аннотация. Реализация преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием играет ключевую роль в успешной адаптации детей к дальнейшему обучению. Путь к взаимодействию мы видим в гармонизации методов и приёмов обучения.
Abstract. The implementation of the continuity of relationships between preschool and primary general education plays a key role in the successful adaptation of children to further education. We see the path to interaction in the harmonization of teaching methods and techniques.
Ключевые слова: преемственность; методы и приёмы обучения; решение арифметических задач.
Keywords: continuity; teaching methods and techniques; solving arithmetic problems.
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе − значит быть готовым
всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Налаживание преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой имеет особое значение для создания успешной адаптации дошкольников к дальнейшему обучению. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность задач обеспечения преемственности целей, содержания образования, реализуемых в рамках программ детского сада и начальной школы, формирования у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [4].
Академик Н. Н. Поддьяков считает седьмой год жизни особо значимым для ребенка, так как он является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе [3].
Проанализировав технологии, методы и приемы, используемые в детском саду и начальной школе, пришли к общему мнению их совпадения, но различия в содержании и подходах к их применению с учетом возрастных особенностей детей.
Такими технологиями являются: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии.
К эффективным методам, применяемым в детском саду и начальной школе, относятся:
- игровые, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение;
-наглядные; словесные; практические;
-проблемно – поисковый метод, требующий поиска способа решения;
- метод моделирования, наглядно демонстрирующий достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи;
- метод проекта, ориентированный на применение и приобретение новых знаний.
Но самым важным условием успешного обучения является наличие у ребенка достаточно сильных и устойчивых мотивов к учебной деятельности, а это предполагает формирование сознательного желания ребенка учиться, умения пользоваться инструментом познания. Предпосылками возникновения этих мотивов служит развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Решить эти задачи помогает подборка игр по развитию памяти и логического мышления у детей подготовительной к школе группы, которая улучшает
- способность концентрировать и удерживать внимание на поставленной задаче;
- краткосрочную аудитивную (слуховую) и визуальную (зрительную) память, позволяющую мысленно переработать поступающую информацию;
- любознательность, желание учиться и чему-то научиться;
- способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей; умение рассуждать и делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения;
- умение успешно справляться с проблемами в различных жизненных ситуациях.
Игры научат дошкольника размышлять, опираясь, прежде всего, на логику. Приобретенное посредством игры умение логически мыслить поможет ребенку решать как учебные задачи, так и сложные, практически неразрешимые, которые будет ставить перед ним жизнь. В подборке имеют место увлекательные игры, способные разнообразить досуг ребенка, направленные на развитие его интеллекта.
В процессе математического и общего умственного развития детей особое внимание уделяется обучению решению и составлению простых арифметических задач.
Для составления задач используем игры-драматизации, которые непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают. Задачи этого вида особенно ценны, так как способствуют развитию инициативы и активности детей.
Дошкольники учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям. Учим детей находить ситуации, которые при постановке вопроса преобразуются в задачу.
Например, готовясь к обеду, Таня положила на стол четыре вилки, Оля добавила еще две. Размышляем с детьми над тем, как эту ситуацию-условие преобразовать в задачу. Дети понимают, что только с постановкой вопроса получается задача, которую мы можем решить. Учимся ставить вопрос.
В условии и вопросе задачи указываются связи между данными числами и искомым. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Дети произносят решение задачи. Затем проговаривают ответ задачи.
Установив связи, дети довольно легко приходят к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «отнять», «получится».
При решении задач формируем представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомим детей со знаками «+», «-», «=».
Таким образом, дети постепенно переходят от действий с конкретными множествами к действиям с числами − решают арифметические задачи и знакомятся с записью модели арифметических действий с помощью математических условных знаков.
На следующих занятиях используем наглядный материал (игрушки, иллюстрации), предлагаем детям самостоятельно составлять и решать устные текстовые задачи. В этих задачах при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов.
Для повышения самостоятельности и активности используем разнообразные формы организации дошкольников. Дети делятся на пары, выбирают игрушки, предметы, иллюстрации, составляют задачу и доводят её решение и ответ до других. Затем, разделив детей на тройки, предлагаем составить более сложную задачу.
Например, в комнате играли Коля, Петя и Ваня. У Коли было 3 машинки, а у Пети 2. Мальчики отдали Ване 1 машинку. Сколько машин осталось у Коли и Пети? Задача решается в два действия со сложением и вычитанием. Мы находим такой подход к составлению и решению задач дошкольниками плодотворным, способствующим формированию у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблемой подготовки к школе также является слабая физическая выносливость дошкольников, что снижает концентрацию их внимания, способность запомнить суть инструкции. Решаем эту проблему интересными делами.
Туристический поход «В гости к Енисею», в котором принимают участие дети подготовительной к школе группы, их родители, педагоги детского сада не только воспитывает любовь к родному краю, но и способствуют повышению физической выносливости, так как расстояние составляет три километра.
Проведение в нашем крае XXIX Всемирной зимней универсиады подтолкнуло к созданию проекта «Спорт – наш друг!». Дети знакомились с зимними видами спорта, соревновались в катании на санках, участвовали в хоккее на снегу, во взятии снежного городка. Такие тренировки помогают легче переносить высокие нагрузки, выполнять большой объем работы, не снижая темпа и концентрации внимания.
В содружестве с родителями, коллегами и социальными партнерами созданы проекты: «Озеленение территории участка», «Построим домики для птиц», «Безопасная дорога до школы».
Таким образом, совместное взаимодействие воспитателей и учителей по адаптации методов и приёмов обучения и воспитания позволяет сделать процесс перехода дошкольников с одной ступени образования на другую более щадящим, способствует успешному обучению в школе.