Статья:

Образование как педагогический процесс

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Ибрагимова Э.И. Образование как педагогический процесс // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Образование как педагогический процесс

Ибрагимова Эльза Ильхамовна
магистрант, Казанский Федеральный Университет, РФ, Казань

 

Education as pedagogical process

 

Elza Ibragimova,

master degree, Kazan Federal University, Russia, Kazan

 

Аннотация. Система образования представляет собой уникальный продукт цивилизации, которая неотделима от общества, несущая на себе функции не только получения, хранения и передачи знания и опыта, но и функции социального контроля общества над поведением людей, определяет их деятельность в обществе в соответствии с их возможностями, приспосабливает их к культуре и традициям социума.

Abstract. The education system is a unique product of civilization, which is inseparable from society, carrying the functions not only of obtaining, storing and transferring knowledge and experience, but also the functions of social control over the people`s behavior, determines their activities in society in accordance with their capabilities, adapts them to the culture and traditions of society.

 

Ключевые слова: образование; система образования; культурно-коммуникативное пространство; трансформация.

Keywords: education; education system; cultural and communicative space; transformation.

 

В 21 веке образование - это основная ценность, без которой невозможно представить себе развитие человечества. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3, с. 1024].

Образование – это «система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида» [4, с. 658].

Образование – «некий объект, который человек может приобрести и иметь в своем распоряжении» [2, с. 44].

Образование - это приобщение к культуре, при этом воспитание должно осуществляться культурой, ее массивом, формируя и образуя человека, способного чувствовать и ценить ее, пропитаться ею [1, с. 336].

В современной педагогической теории образование рассматривается как процесс культурной идентификации. Методологическим основанием такого подхода является теория становления личностного образа человека (А.Ф. Лосев), гуманистические традиции русской естественнонаучной и философскопедагогической мысли начала XX века: идея метафизики всеединства (В. Соловьев), «лучистое человечество» (Э. Циолковский), «солнечный смысл» истории (А. Чижевский) и др.

Исходя из вышеизложенного, мы придерживаемся точки зрения, что образование – это социальное и педагогическое явление, которое представляет собой целенаправленный педагогический процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, сопроваждающийся констатацией достижения, обучающегося определенных государственных образовательных уровней.

Система образования представляет собой уникальный продукт цивилизации, которая неотделима от общества, несущая на себе функции не только получения, хранения и передачи знания и опыта, но и функции социального контроля общества над поведением людей, определяет их деятельность в обществе в соответствии с их возможностями, приспосабливает их к культуре и традициям социума. Образование должно способствовать коммуникации между разными группами, помогать установить диалог с другими людьми, нациями, религиями, культурами, тем самым предотвращать социальную напряженность и различного рода конфликты. Система образования вариативна, открыта для инновационных изменений, дифференцированной сферой образовательных услуг, которая ориентирована на функционирование в интересах личности, общества и государства.

Образование это, в первую очередь, коммуникативная деятельность, которая направлена на социализацию человека, формирование его индивидуального сознания, его всестороннего развития. Отсюда следует, что образование представляет собой культурно-коммуникативное пространство, то есть это особая сфера духовно-нравственного становления, самоопределения и самореализации личности, формирования индивидуального сознания. В настоящее время в современной педагогике под культурно-коммуникативным пространством понимается организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и рост индивида, это система условий для личностного и творческого развития учеников и учителей.

Выделяют следующие компоненты культурно-коммуникативного пространства: архитектурно - эстетическая организация жизненного пространства учащихся; содержательно-методический компонент (учебные планы, учебники, концепции обучения и воспитания); формы и методы организации (урок, экскурсия); коммуникационно-организационный компонент.

Исходя из вышесказанного, образование можно рассматривать как социально-коммуникативный процесс, который преследует решение следующих задач.

Во-первых, приобщение человека к культурным ценностям (накопленному знанию и научно-техническим достижениям, искусству, морально-этическим принципам, правовым нормам, политическим идеям, истории, традициям и т.д.).

Во-вторых, выявление и развитие тех или иных его задатков и всего его творческого потенциала.

В-третьих, формирование и развитие его личностных качеств, что ещё в большей степени содействует превращению его в неповторимое индивидуальное существо, в уникальную личность.

В-четвёртых, формирование его профессиональных навыков и умений и подготовка его к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности.

В-пятых, развитие разных аспектов его социальной природы и подготовка его к исполнению различных социально-ролевых функций, а соответственно, и к более основательному включению в жизнь общества, к более активному участию в социальных процессах.

И наконец, в-шестых, превращение его из простого потребителя культурных ценностей (как материальных, так и духовных) в их создателя.

Если обобщить все эти задачи, то можно сказать, что конечная цель образования заключается в том, чтобы превратить человека из пассивного объекта социокультурной реальности в её субъекта, из простого носителя культуры в её творца.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам образования позволяет выделить в развитии образования 3 основных стратегических направления, соответствующие стратегическим линия развития общей культуры:

1. Прагматическое, утилитарное образование – обучение, связанное с освоением технологий практической деятельности, материально - технической культуры общества.

2. Академическое образование – обучение, связанное с освоением интеллектуальных и научных достижений культуры

3. Гуманитарное образование – духовное, этическое, морально-нравственное образование – воспитание.

Сегодня мы являемся свидетелями создания глобального информационного пространства. Глобализирующийся мир 21 века вовлекает в себя новые информационно-познавательные, образовательные взаимодействия и обмены, которые изменяют человеческие представления о социальности, целях, ценностях и смыслах образования.

Глобализация – общепланетарное объективное явление, целью которого является подготовка человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся мире.

Характеристики глобализации:

1. Формирование единого финансово-экономического пространства

2. Ослабление роли государства и его влияния на внутриполитическую ситуацию и общественное сознание.

3. Усиление миграционных процессов

4. Укрепление позиций международных средств массовой информации

5. Возрастающая роль современных информационных технологий.

6. Изменения направленности человеческого труда с преображения действительности на преображение сознания – ментальная эволюция.

7. Формирование информационного виртуального мира, превосходящего мир физический.

8. Стирание границ между государствами и национальными культурами, образование единого мирового сообщества.

 

Список литературы:
1. Багажников Б.Х. Личностно и социально ориентированное общение [Текст] / Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М., 2010.  — 454 с.
2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. - Москва 2010, №3. — 43-46 с.
3. Большой энциклопедический словарь / Ред. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.
4. Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.— М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 752 с.