Статья:

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНА

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Азизова Р.И. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНА

Азизова Рушен Исмаиловна
доцент кафедры физической культуры, Наманганский Государственный Университет, Узбекистан, г. Наманган

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы использования волейбола как средства формирования характера спортсменов. Волейбол, являясь коллективной игрой,оказывает своеобразное влияние как на физическую, так и психическую и интеллектуальную сферы юных спорстменов.

Abstract. This article discusses topical issues of using volleyball as a means of shaping the character of athletes. Volleyball, being a collective game, has a peculiar effect on both the physical and mental and intellectual spheres of young athletes.

 

Ключевые слова: волейбол, соревновательная деятельность, мотивация спортсмена,  интеллект спортсмена

Keywords: volleyball, competition, player’s motivation, players’ intellectual ability.

 

Закон Республики Узбекистан “О физической культуре и спорте” определяет понятие “физическое воспитание» как  «процесс по воспитанию личности, развитию физических возможностей человека, приобретению им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем культуры». Именно волейбол и является одним из средств, который позволяет совершенствовать учащихся физически, а также позволяет воздействовать на другие стороны их жизни: на познавательную деятельность, нравственные и интеллектуальные качества; на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли. 

Сам процесс регулярных целенаправленных занятий волейболом предполагает воспитание не только определенных умений и навыков волейбола и воспитанию физических качеств, но и психических, становление характера. Посредством физических упражнений и, особенно, игровых моментов можно эффективно влиять на формирование личности детей.

В процессе систематических занятий необходимо создавать разного рода проблемные ситуации, которые, при поиске выхода из ситуации и правильном их решении, позволят закалить его волю, характер, совершенствовать умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Юный спортсмен тренируется совместно с другими спортсменами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, взаимопонимания, учится понимать других. 

В процессе тренировок у детей формируется смелость, решительность, инициативность, ответственность, умение не сдаваться и радоваться победам своим и соперников. Роль волейбола в воспитании «всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем культуры» огромна.

Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с различными ситуациями на регулярных занятиях, воспитывают волю, уверенность, способность комфортно чувствовать себя в коллективе. 

Вместе с тем совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. В любом виде спорта соревнования проводятся по жестким правилам, которые обусловливают не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней.

Правила соревнований определяют психологическую настройку спортсмена. Они требуют от него в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения [1,3]. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию. Он работает над развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости, над техникой выполнения упражнений. Спортсмен формирует умение действовать в полную силу, когда не хочется, когда устал. Он учится управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения, то есть овладевает умением самоуправления, самоконтроля эмоциями, тренирует свою волю. Всё это он делает сознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях.    

В индивидуальных видах спорта, таких как теннис, настольный теннис, бадминтон спортивный результат полностью зависит от самого игрока. В командных спортивных играх (в волейболе) выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены: как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он, и наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он [2,с.145] .

Значит, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, их установкам, личностным качествам, характеру действий в соревновании. В таком случае основной установкой для спортсмена должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды. При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков[2,с.145].

Значит, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради победы команды, желание видеть и понимать коллективные интересы в каждый данный момент соревнования есть важнейшая часть, важнейшая задача процесса подготовки игровика для командных игр. Практика показывает, что сами условия командной соревновательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на спортсменов. Часто такое воздействие бывает весьма жёстким, сильным, действенным, что развивает у человека соответствующие личностные качества. В связи с этим командные игры, условия спортивной жизни в них являются хорошим средством воспитания чувства коллективизма, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимовыручки, сопереживания друг за друга и т.д. Естественно, всего этого можно добиться при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности в волейболе создаёт постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность спортсмену оптимально обеспечивать эффективность действий команды для достижения результата в условиях конфликтных ситуаций.

Спортивными психологами составлена психограмма личности спортсмена – игровика. Основными её составляющими являются мотивационная сфера личности спортсмена, его интеллект и эмоциональная устойчивость [1; 3]. Мотивационная сфера определяется как ряд мотивов достижения высоких результатов. Он включает в себя интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству. В спортивных играх  интеллект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях. Интеллектуальный блок в структуре профессионально важных качеств спортсмена мы определяем как сферу оперативного интеллекта, так как мыслительные способности реализуются непосредственно в процессе игровой деятельности в условиях ограниченного времени. Эмоциональная устойчивость выступает в данном случае как способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях соревнований. Её роль, по мнению спортивных психологов, является решающей. Характеристика эмоциональной устойчивости включает следующие аспекты: моторную, сенсорную, интеллектуальную.

Важной особенностью волейбола является то, что игра состоит из большого количества соревновательных действий, т.е. приёмов игры. Необходимость выполнять эти приёмы многократно в процессе соревнований для достижения спортивного результата необходимо обладать навыком, причём стабильным навыком. В волейболе каждая ошибка отражается на результате: выигрыш или проигрыш очка. Именно это налагает большую ответственность при применении тех или иных приёмов. Так как действуют одновременно несколько спортсменов, многое зависит от согласованности их действий, от форм организаций действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.

Волейбол можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания, а также воспитания различных положительных черт характера юного спортсмена.

 

Список литературы:
1. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Санкт- Петербург : «Питер», 2002.
2. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. М.: «Академа», 2002.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 1996.