Особенности учебной мотивации учащихся с ЗПР
Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности учебной мотивации учащихся с ЗПР
THE PECULIARITIES OF LEARNING MOTIVATION OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION
Marina Akinfieva
Student of the SSPI branch in Budennovsk, Russia, Budennovsk
Аннотация. В связи с переходом к инклюзивному образованию исследование детей с различными отклонениями в развитии представляет особую актуальность. В статье представлены результаты исследования особенностей учебной мотивации учащихся с ЗПР. Данное исследование было основано на сравнительном психолого-педагогическом изучении детей с задержанным и нормальным развитием.
Abstract. In connection with the transition to inclusive education, the study of children with various developmental disabilities is of particular relevance. The article presents the results of a study of the features of educational motivation of students with delayed mental development. This study was based on a comparative psychological and pedagogical study of children with delayed and normal development.
Ключевые слова: инклюзивное образование; учебная мотивация; задержанное психическое развитие; отношение к учению.
Keywords: inclusive education; educational motivation; delayed mental development; attitude to learning.
В связи с постепенным переходом к инклюзивному образованию, становится особенно актуальной проблема обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, особенно детей с задержкой психического развития, как одной из самых многочисленных групп. Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме мотивации учения младших школьников (например, Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Елфимова Н.В., Леонтьев А.Н., Сла¬вина Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), в психолого-педагогической литературе представлено очень мало работ, посвященных развитию учебной мотивации детей с ЗПР.
Проблема мотивации учения возникает с первых шагов обучения младших школьников. На этапе обучения в начальной школе закрепляется, расширяется, пополняется новыми мотивами, преобразуется мотивация учения младшего школьника, которая определяется как «мотивационная готовность к обучению», на основе которой складывается мотивационная готовность к дальнейшему образованию. Именно в этот период, когда учебная деятельность приобретает статус ведущей, важно создать необходимые условия для формирования мотивации учения, чтобы к концу обучения в начальной школе придать ей устойчивую форму, т.е. сделать личностным новообразованием школьника.
Несформированность мотивационной сферы младших школьников с ЗПР – значительный компонент в структуре дефекта, который тормозит обучение и развитие учащихся, на что указывают такие исследователи как Н.Л. Белопольская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, и др.
По мнению ряда авторов, дети с ЗПР часто оказываются не готовы к школьному обучению. У них нет школьных интересов, ответственности в отношении к выполнению учебных заданий. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в начальных классах, Т.А. Власова и М.С. Певзнер связывают с незрелостью эмоциональной сферы и личности в целом. Ребенок с ЗПР, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У него как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка, с игрой. В отдельных случаях такие ученики руководствуются в своей деятельности главным образом эмоцией удовольствия [2; 4].
Динамика мотивации обучения является предметом исследования И.Ю. Кулагиной. Ее исследование подтверждает необходимость обучения детей с ЗПР в специальных условиях. В ходе исследования были подтверждены данные о повышении мотивации к учебной деятельности у школьников, обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида. У учащихся с ЗПР, обучающихся в массовой школе, в конце первого класса формируется комплекс неполноценности. Учащиеся, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VII вида, проявляют большие потенциальные возможности умственного развития [3].
Младшие школьники с ЗПР не проявляют достаточно стойкого интереса к учебной деятельности, малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, устранить причины ошибок. Это приводит к тому, что учащиеся с ЗПР часто продолжают допускать прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении затруднений в работе, которые они не стремятся преодолеть [1].
С целью изучения особенностей учебной мотивации детей с ЗПР мы проводили диагностику мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) осуществлялась в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Для определения отношения детей к учению, использовался метод беседы. Для проведения беседы был составлен список вопросов, которые мы последовательно задавали каждому школьнику, принявшему участие в исследовании.
Ученикам задавались фиксированные вопросы, однако, в зависимости от ответов, уточнялось содержание некоторых вопросов. Индивидуальное обследование позволяло уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника. Результаты исследования отношения к учебной деятельности у учащихся разных категорий представлены в таблице 1.
Таблица №1.
Результаты изучения отношения к учебной деятельности участников эксперимента
Группы учащихся |
ЭГ (дети с ЗПР) |
КГ |
Положительное |
26 % |
82% |
Отрицательное |
58 % |
9 % |
Нейтральное |
16 % |
9 % |
По результатам исследования у 82 % нормально развивающихся первоклассников имело место положительное отношение к учебной деятельности; у 9 % - отрицательное и у 9 % - нейтральное отношение к учению. Это согласуется представленным в литературе представлениям: нормально развивающийся ученик, начинающий обучение в школе, высоко ценит свое новое положение - позицию школьника (Божович Л.И.). Изменяются его отношения с окружающими людьми, появляются новые обязанности и новые права. Школа становится центром жизни ребенка, учение – ведущей деятельностью. Это проявляется в положительном отношении к школе, учебным занятиям, учителю, в появлении социальных мотивов учения и интереса к познавательным задачам. Что касается детей с ЗПР, то они еще находятся в большинстве своем под влиянием наличной ситуации, внутренний мир их небогат. Школьная ситуация иногда остается ими не понятой. Отсюда неумение подчиняться школьным требованиям, сосредоточиться на задании.
Но у некоторых детей все же проявилась внутренняя позиция школьника. Экспериментальные данные показали, что у детей с задержкой психического развития хотя и преобладает отрицательное отношение к учению (у 58 % школьников), но у 26 % детей преобладает положительное отношение к учебной деятельности и у 16 % детей – нейтральное.
Таким образом, полученные данные дают возможность предположить, что у части детей с ЗПР в какой-то мере присутствует учебная мотивация, но в дальнейшем она не получает развития. В процессе обучения в начальных классах имеющиеся потенциальные мотивационные возможности не реализуются. Более того, как можно судить по литературе, посвященной проблемам детей с ЗПР, отрицательные характеристики мотивационной сферы усугубляются от класса к классу.