Статья:

Роль информационных технологий в жизни подростка

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Нурушкенова Д.Т., Длимбетова Г.К. Роль информационных технологий в жизни подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 13-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль информационных технологий в жизни подростка

Нурушкенова Динара Тулегеновна
магистрант, Евразийский Национальный Университет им. Л.Н Гумилёва, Казахстан, г. Нур – Султан
Длимбетова Гайни Карекеевна
д-р пед. наук, Евразийский Национальный Университет, Казахстан, Нур-Султан

 

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN ADOLESCENT LIFE

 

Dinara Nurushkenova

Master student, Eurasian National University. L.N. Gumilyova, Kazakhstan, Nur-Sultan

Gaini Dlimbetova

Doctor of Education, Eurasian National University, Kazakhstan, Nur-Sultan

 

Аннотация. Современный образ жизни способствует повышению роли информационно-компьютерных технологий в жизни подростка. В статье проанализированы роль ИКТ в жизни подростка и основные сферы, где они используются. Также автор обращает внимание на актуальность применения ИКТ подростками в образовательном процессе.

Abstract. The modern way of life contributes to the increasing role of information and computer technologies in the life of a teenager. The article analyzes the role of ICT in the life of a teenager and the main areas where they are used. The author also draws attention to the relevance of the use of ICT by adolescents in the educational process.

 

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии; подросток; социальные сети; образовательный процесс; компьютер; телефон.

Keywords: information and computer technologies; teenager; social networks; educational process; a computer; phone.

 

Современный человек не представляет свою жизнь без информационно-компьютерных технологий.

Для подростков информационные технологии стали незаменимы: их используют в быту, в общении, в учебной деятельности, многие подростки подрабатывают, используя компьютеры и телефоны.

Именно подростковый возраст самый подходящий для освоения компьютерных и информационных технологий.

Подростки быстрее взрослых учатся работать с техникой, понимают принцип ее функционирования. Это можно объяснить психолого-физиологическими особенностями развития подростков:

• наличие навыков по использованию компьютера, телефона и других технологий;

• сформированность знаний об истории цивилизаций, на основе которых и разрабатываются сценарии компьютерных игр;

• переход мышления из детского во взрослое;

• усложнение системы мышления подростка;

• недостаточная развитость критического мышления, готовность воспринимать ложную информацию [1, с. 78].

Роль ИКТ в жизни подростков высока. Во-первых, компьютерные технологии и мобильные приложения, Интернет, электронные книги используют в учебной деятельности. Например, компьютерный учебник, который представляет собой носитель учебной информации для подготовки по определенной дисциплине, содержание которого должно быть достаточным для изучения ее в полном объеме. Также содержание компьютерного учебника включает в себя вопросы и задания для самопроверки. Он предназначен для самостоятельного изучения курсов, самостоятельной подготовки учащихся к занятиям, контрольным и итоговым работам.

Компьютерный задачник  – сборник упражнений и занятий в электронном виде, предназначенный для закрепления умений и навыков решения типовых практических задач в конкретной предметной области [2, с. 65].

Компьютерные игры – дидактическое пособие, представленное в виде компьютерной разработки, для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи. Применение компьютерных игр позволяет организовать на уроке командную работу, сочетать традиционные и инновационные способы преподавания.

Преимущества этой компьютерной технологии следующие:

  • их применения требует меньшей подготовки в сравнении с традиционными формами урока;
  • использование компьютерных игр способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации;
  • компьютерные игры позволяют учителю контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что сокращает время на специальную проверку знаний учащихся;
  • при грамотной организации и проведении компьютерных игр повышается самооценка учащихся, что положительно влияет на качество успеваемости;
  • компьютерные игры позволяют провести рефлексию урока, что улучшает обратную связь между учениками и учителем.
  • Подобные игры гораздо интереснее учащимся, чем типовые задания [3, с. 105].

Компьютерная система контроля знаний – ПСУН для определения уровня знаний обучаемого по данной предметной области  и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований. Контроль может производиться по пройденной теме, разделу, курсу и т.д. [4, с. 189].

В рамках информатизации современного образования ИКТ будут все больше внедряться в учебный процесс. Их применение значительно улучшает образовательный процесс, делает его более наглядным и понятным для учеников, сближает теоретические знания с реалиями современной жизни. Современные школьники проводят большое количество времени за компьютером и гаджетами. Использование компьютерных технологий в образовании сближает науку и учеников, помогает им получить необходимые знания не только об общеобразовательных предметах, но и освоить навыки работы за компьютером, что является важной задачей современного общества.

Во-вторых, использование компьютерных технологий, телефона и приложений, социальных сетей способствует развитию коммуникативных навыков подростков. Их круг общения не ограничен ближайшим окружением из родных, друзей и одноклассников. Современные подростки легко налаживают контакт с людьми из разных стран и городов. Они поддерживают общения с друзьями и родными, которые переехали в другой город, находят новых виртуальных друзей.

В современном обществе существует мнение, что социальные сети наносят больше вреда, чем пользы. Но это не совсем верно, потому что нельзя обобщать опыт разных пользователей Интернета. Часть из них использует социальные сети для получения информации, участия в группах по интересам, другие – для общения с друзьями и знакомыми, третьи – для самореализации. Существуют и такие, кто использует площадки для общения в целях совершения мошенничества, обмана, разжигания розней, внедрения заведомо ложной информации с целью создать определенное настроение в обществе. Каждый сам выбирает, какой социальной сетью пользоваться, с какими людьми вступать в контакт, какую информацию получать и использовать в своей жизни.

Также в социальных сетях наблюдается призыв к различным действиям: занятия спортом, хорошая учеба, помощь нуждающимся, участие в благотворительных акциях и т.д. Благодаря этому у молодого поколения формируется более активная жизненная позиция, адекватная система ценностей. Но также это может быть призыв к противоправным действиям, участиям в митингах и т.д. При возникновении подобных ситуаций молодые люди могут попасть под влияние асоциальных элементов, у них может сформироваться ошибочное мировоззрение [5, с. 88].

В связи с этим, родители и педагоги должны контролировать использование ИКТ подростками для коммуникации.

В-третьих, информационные технологии можно рассматривать как инструмент интеллектуальной деятельности учащихся, средством их самореализации. Их рациональное использование позволяет создать условия, при которых каждый ученик может реализовывать себя в образовательно-воспитательной и досуговой деятельности. Диалог в виртуальной социокультурной среде позволяет подросткам осознать свои возможности, умения и навыки.

В-четвертых, использование информационно-компьютерных технологий помогает учащимся зарабатывать свои первые деньги. Способы подработки можно разделить на легальные и нелегальные, нечестные. Начнем с последних. Сейчас в соцсетях, где подростки проводят большую часть свободного времени, популярна реклама каперов, ставок на спорт и онлайн казино. Все эти методы являются нелегальными и нечестными, так как подросток ничего не заработает. Он лишь приносит деньги мошенникам, не имея шанса на выигрыш. К честным методам подработки можно отнести приложения, где платят деньги за выполнения заданий, удаленную работу. Например, работа с Яндекс.картой, когда ты получаешь задание проверить адреса организации, вести их на карту. Появилось много новых профессий, которыми может овладеть подросток. Например, фотограф для стока фотографий, дизайнер по аватаркам для соцсетей и т.д. С одной стороны, развитие информационно-компьютерных технологий помогает подросткам развиваться в материальном и личностном плане. С другой – выросла опасность быть обманутыми мошенниками.

Анализируя приведенный материал, можно сделать вывод, что роль информационно-компьютерных технологий в жизни современного подростка ежегодно растет. Вместе с этим растет и количество подростков с зависимостью от информационно-компьютерных технологий. Можно выделить симптомы такой зависимости у подростка:

• большую часть свободного времени (более 5часов в день) проводит за компьютером и телефоном;

• у подростка нет реальных друзей, только виртуальные собеседники и товарищи по играм;

• ухудшение успеваемости, пропуски уроков ради игр в компьютер;

• подросток начинает обманывать родителей, проводит время не только дома за компьютером, но может посещать игровые клубы;

• подросток во время игры разговаривает с персонажами как с живыми людьми;

• в отсутствии компьютера становится агрессивным и не может ничем заняться;

• забывает про еду и личную гигиену, сон [6, р. 11].

Если учителя или педагоги заметят у подростка названные симптомы, необходимо начать коррекционную работу с психологом, так как лечение компьютерной зависимости – долгий и трудный процесс.

Таким образом, использование компьютерных и информационных технологий в подростковом возрасте имеет как плюсы, так и минусы. К основным плюсам относятся формирование мышления, быстрой реакции, концентрации внимания, умение быстро принимать решения методом проб и ошибок. К минусам можно отнести негативное влияние на здоровье подростка, формирование «клипового мышления».

 

Список литературы:
1. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. – Москва: Айрисс-пресс, – 2005. – 238 с.
2. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога. – М., 2005. – 452 с.
3. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно преподавать: Учебное пособие. А., 2009. – 295 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2008. – 255 с.
5. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности.[Текст]/Е.А. Милова // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. – 2012. – № 6. – С. 88. 
6. Ybarra M.L., Alexander C., Mitchell K. Depressive symptomatology, youth Internet use, and online interactions:A national survey // Journal of Adolescent Health. – 2005. – Vol. 36. – P. 9–18.