Статья:

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Алжанбеков М.Г. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(49). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Алжанбеков Мурад Гаджимурадович
канд. пед. наук доцент, РФ, г. Махачкала

 

Человеческая деятельность по своей сущности специфична тем, что изначально она возникает мысленно как представление о возможной структуре и ожидаемом результате предстоящей, еще не реализованной деятельности. Соответственно любая человеческая деятельность является проектной, планируемой. Однако для определения проектной деятельности в образовании требуется выявление места, роли и специфики учебных проектов, предпосылок, существенных связей компонентов, критериев оценки конечных продуктов и ожидаемых изменений в продуктивной деятельности учащихся. Для этого обратимся к первоисточникам. В генетическом аспекте понятие «проект» произошло от латинского слова proektos, что буквально означает «брошенный вперед» [1, с. 964]. В словаре русского языка слово «проект» имеет несколько значений: замысел, предварительный текст какого-нибудь документа, разработанный план какого-нибудь устройства, механизма, объекта [2, с.609]. Соответственно проектная деятельность заключается в совершении адекватных действий человека по созданию такого проекта. Тогда проектированием можно назвать процесс создания проекта, прообраза предполагаемого или возможного объекта или его состояния, посредством мыслительных образов предстающей деятельности или иного нового продукта. При этом наряду с традиционными строительными и техническими проектами, в последнем источнике указано на актуальность проектов человеко-машинных систем, трудовых процессов, экологических, социальных, психологических, педагогических, генетических отношений.

Соответственно есть основания говорить о педагогическом проектировании как выявлении и анализе педагогом ожидаемых проблем и причин их возникновения, построении стратегий, определении целей и задач, поиске методов и средств предполагаемой работы с учащимися. В связи с этим возникает проблема формирования у студентов или восстановления у работающих учителей проектировочной компетенции, которая не является естественным новообразованием, возникающим само по себе в процессе становления педагога. Наряду с проектированием работы педагога в педагогическом процессе практикуется и проектное обучение как «организацию учителем деятельности учащихся, позволяющая им проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат» [3]. Получается, что в одном случае проект выступает как средство, а в другом – как деятельность.

Суть технологий проектного обучения состоит в том, что ученики в отдельности или группой решают проблемы, используя указанные учителем источники информации, подсказанные способы деятельности или ориентацию мысли в нужном направлении и используя имеющиеся у них знания и опыт их приобретения. В методе проектов предлагается строить целесообразную работу учащихся, совмещая ее с их личной заинтересованностью. А это возможно, если поднимаемые проблемы будут связаны с реальной жизнью, знакомы и значимы для учащихся, можно решать на основе известных знаний, и могут вывести на новые знания и способы деятельности.

Теоретический анализ феномена проектного обучения в педагогике и образовательной практике позволяет считать слабо исследованными аспектами данного педагогического явления:

- механизмы взаимодействия педагога и учащихся в проектах;

- характер связей используемых в проектировании средств и технологий с позитивными изменениями в развитии поисковых умений, личностных качеств и компетенций учащихся;

- источники содержания учебных заданий, позволяющих связать проектный метод с социокультурными условиями и особенностями этнического сознания учащихся.

Проектное обучение и его технологии в педагогике имеют свою историю и динамику развития. Анализ позиций зарубежных исследователей (Дж.Брунер, Декроли, Д.Дьюи, Е.Коллингс, Е.Паркхерст, П.Петерсен, Ж.Пиаже, Д.Снедзен) показывает, что они все считают важной характеристикой проектного обучения связь между культурным содержанием и поисковыми технологиями.

В представлениях российских ученых (П.П.Блонскиф, Л.Выготский, Е.Г.Кагаров, С.Т.Щацкий, В.Н.Шульгин) проектная деятельность является способом соединения ценностно-смысловых основ культуры и процесса поисковой работы в социальной жизни.

Но есть позиция, в которой считается необходимым и возможным использовать в образовании особенности этнической культуры и специфики познания мира разными народами. К таким особенностям отнесены: практический характер социальной жизни, испытание молодежи в разных социальных функциях, приспособление к ритмам природы, связь с духовно-нравственным потенциалом культуры [4, с.36-37], которые могут стать способами поиска знаний в этнопроектах учащихся.

Проведенный анализ теории и практики использования проектной деятельности в изучении этнической культуры в общем образовании позволяет сформулировать ряд концептуальных положений:

- содержанием проектирования в образовании может стать предметный мир, значимой частью которого является традиционная жизнь народа и этническая культура;

- движущей силой в учебных проектах может стать показ учащимся значения социальных проектов в улучшении жизни людей, сохранении и развитии ценностей культуры;

- в этнопроектах должны интегрироваться идеи и технологии футуризма и этнофутуризма как явлений развития культуры, создающих основу творческих изысканий учащихся в этнокультуре;

- дизайн в учебных проектах является не только формой выражения, а реализуется через содержательный, функциональный, визуальный и мировоззренческие компоненты;

- дизайн по отношению к проекту выступает как элемент социального управления, так как вещи с одинаковыми функциями в разных обществах могут быть приняты с разных позиций их эстетичности и художественной ценности;

- организация проектирования в области этнокультур требует создания социальных дизайн-проектов, позволяющих интегрировать предметное содержание с самобытным укладом жизни учащихся.

Приняв такую позицию, в нашем исследовании разработаны разные типы проектов: проект школы для бесписьменных народов, проект этнокультурного образования, проект народной кулинарной книги, проект национального костюма и его дизайна, проект интерьера жилища этноса, проект национально-культурного центра, проект интерьера традиционной гостиной, проект мастерской художественных изделий, сказочный герой моего народа, народные средства здорового образа жизни, обыденное право моего народа, принципы добрососедства, гостеприимство у моего народа.

К ментальным характеристикам, на которые должны быть направлены этнопроекты, можно отнести: чувство принадлежности к своему народу, уважение и почитание старших, чувство собственного достоинства, определяемое совестью и справедливостью человека, гостеприимство, трудолюбие и самостоятельность и др. Они могут стать критериями эффективности этнопроектов в проектном обучении.

Технологии проектного обучения позволяют создавать следующие условия, способствующие эффективной организации поисковой деятельности учащихся:

- направление внимания учащихся на поиск идей, связанных с социальными требованиями к образованию и образованному человеку;

- показ роли этнопроектов в сохранении связи поколений, современной жизни и традиционными ценностями культуры народа;

- формирование умений педагогического сопровождения и инициативы учащихся как движущих сил успешного проектирования;

- подчинение всего процесса проектирования формированию этнокультурных, проектных и дизайнерских компетенций учащихся;

- ориентация жизненных планов учащихся на реализацию разработанных и аналогичных им этнопроектов, позволяющих им идентифицировать себя со своим народом и развивать этнокультуру.

 

Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.:БРЭ, СПб: Норинт, 2001. – 1456 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 940 с.
3. Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы // Инновации в образовании, 2011, № 5. – C. 46-49.
4. Нюдюрмагомедов А. Н. Этническая культура и развитие национальной школы в Дагестане // Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов. Махачкала, Изд-во ДГУ, 2014. – с.153-159.