ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДРОСТКОВ
Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДРОСТКОВ
FOSTERING MORAL IDENTITY: INTEGRATING TRADITIONAL AND CONTEMPORARY VALUES IN ADOLESCENT EDUCATION
Samal Zhakaeva
Master's student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Gulnaz Eszhanova
Master's student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Meyramgul Saduakasova
Master's student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Svetlana Galieva
Academic supervisor, PhD in Pedagogical Sciences, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация. В статье рассматривается интеграция традиционных и современных ценностей как ключевая стратегия формирования нравственной идентичности у учащихся средних школ. Опираясь на междисциплинарные теоретические основы, включая системный, личностно-ориентированный, аксиологический подходы, в исследовании рассматриваются психологические и педагогические особенности подростков и то, как они влияют на формирование ценностей. На основе анализа литературы и современных образовательных практик в статье определены эффективные методы интеграции традиционных и современных ценностей в духовно-нравственном воспитании, такие как проектное обучение, этические дискуссии, развитие эмоционального интеллекта и цифровое рассказывание историй, как инструменты, позволяющие соединить наследие и современность. Особое внимание в статье уделяется роли сотрудничества семьи и школы и использованию культурно значимого контента в формировании целостной системы ценностей. Полученные результаты подтверждают идею о том, что сбалансированный, инклюзивный и учитывающий особенности развития подход к нравственному воспитанию развивает у подростков этическую компетентность и жизнестойкость, необходимые для активного и ответственного участия в жизни современного общества.
Abstract. This article explores the integration of traditional and contemporary values as a key strategy in fostering moral identity among middle school students. Drawing on interdisciplinary theoretical frameworks—including systemic, personality-oriented and axiological approaches—the study examines the psychological and pedagogical characteristics of adolescents, and how these influence value formation. Through the analysis of literature and current educational practices, the article identifies effective methods such as project-based learning, ethical discussions, emotional intelligence development, and digital storytelling as tools for bridging heritage and modernity. Special attention is given to the role of family-school collaboration and the use of culturally relevant content in the formation of a holistic value system. The findings support the idea that a balanced, inclusive, and developmentally sensitive approach to moral education equips adolescents with the ethical competence and resilience needed for active, responsible participation in contemporary society.
Ключевые слова: нравственное воспитание, ценностная интеграция, подростковый возраст, традиционные ценности, современные ценности, формирование идентичности, этическое развитие, педагогика, цифровое гражданство.
Keywords: Moral education, value integration, adolescence, traditional values, contemporary values, identity formation, ethical development, pedagogy, digital citizenship.
Вступление
В условиях глобализации, цифровизации и культурных преобразований потребность во всестороннем нравственном воспитании стала особенно актуальной. Подростки сталкиваются с различными и часто противоречивыми системами ценностей, которые могут привести к путанице в этических ориентациях. Учащиеся средней школы, в частности, находятся на критическом этапе развития, когда формирование идентичности и моральные рассуждения занимают центральное место. Поэтому образовательные системы должны адаптироваться, интегрируя как традиционные культурные ценности, так и современные этические рамки, чтобы сформировать у учащихся устойчивую моральную идентичность [1].
В статье исследуется, как интеграция традиционных и современных ценностей способствует нравственному и духовному развитию подростков. Она основана на междисциплинарных подходах в педагогике, психологии и этике с целью предложить модель образования, основанную на ценностях, подходящую для современной динамичной социальной среды.
Методы
В исследовании используется качественная методология, в первую очередь основанная на контент-анализе педагогической литературы и теоретическом обобщении. В исследовании используются системный, личностно-ориентированный, экологический и аксиологический подходы [2; 3; 7]. Рассматриваются такие ключевые понятия, как "моральная идентичность", "ценностная ориентация" и "развитие подростков". Данные были собраны из материалов курсов, научных публикаций и официальных образовательных систем, используемых в Казахстане и России. Дополнительные справочные материалы включают работы Кольберга [2] по нравственному развитию, Ликоны [7] по воспитанию характера и программные документы ЮНЕСКО по воспитанию ценностей [5].
Результаты
1. Определение нравственного и духовного воспитания
Нравственно-духовное воспитание определяется как целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование гармонично развитой личности, способной к этическому мышлению и социально ответственному поведению [1]. По словам Якиманской, при таком типе образования приоритет отдается вопросу "Кем я должна быть?", а не "Кем я должна стать?" [6]. Традиционные ценности, такие как семья, патриотизм, уважение и ответственность, формируют основу для нравственного развития, в то время как современные ценности делают упор на цифровую грамотность, свободу выбора и критическое мышление.
Такой двойной подход позволяет учащимся сохранить связь со своими культурными корнями, а также развить навыки, необходимые для решения современных этических проблем. Это также способствует усвоению ценностей, которые определяют поведение в различных социальных средах. Преподаватели, которые сочетают эти ценности, эффективно способствуют формированию у подростков более четкого представления о нравственности.
2. Типология ценностей и потребности подростков.
Ценности – это устойчивые убеждения, которые формируют отношение и поведение. Фромм классифицировал их на основе экзистенциальных потребностей: родственность, трансцендентность, укорененность, идентичность и ориентация [2]. В подростковом возрасте эти потребности становятся особенно выраженными. Подростки стремятся к принадлежности, автономии и смыслу жизни, поэтому важно, чтобы образование удовлетворяло эти потребности с помощью комплексного нравственного содержания.
Неспособность удовлетворить эти потребности может привести к путанице в самоидентификации, зависимости от сверстников или принятию негативных моделей поведения. Следовательно, ценности должны передаваться с помощью практик, которые находят эмоциональный и интеллектуальный отклик у подростков. В этом контексте особенно эффективны рассказывание историй, решение этических дилемм и ведение рефлексивного дневника. Этапы морального развития, описанные Кольбергом, также предполагают, что подростковый возраст – это период, когда люди начинают рассуждать, основываясь на социальных контрактах и универсальных этических принципах [2].
Таблица 1
Компоненты и критерии нравственного воспитания
Компонент |
Описание |
Мыслительный |
Понимание этических принципов и систем ценностей |
Эмоционально-ценностный |
Развитие эмпатии и эмоциональной чувствительности |
Поведенческий |
Этичное поведение в реальных жизненных ситуациях |
Отражающий |
Моральная самооценка и этические рассуждения |
Критерии оценки морального развития включают способность учащихся распознавать моральные дилеммы, демонстрировать эмпатию, вести себя этично в социальных условиях и принимать взвешенные моральные решения [4]. В рамках концепции воспитания характера подчеркивается, что эти навыки должны последовательно закрепляться в школьной культуре и учебной программе.
4. Методы и стратегии интеграции
Успешная интеграция традиционных и современных ценностей предполагает:
- Сотрудничество семьи и школы: совместные проекты, культурные мероприятия и открытый диалог.
- Использование цифровых инструментов: рассказывание историй, мультимедийный контент и интерактивные платформы для передачи ценностей.
- Обучение на основе проектов: вовлечение учащихся в общественную работу или гражданские инициативы, в которых особое внимание уделяется этическим принципам.
- Ролевые игры и моделирование: обучение на основе этических сценариев.
Кроме того, междисциплинарное обучение, связывающее этику с литературой, историей, наукой и искусством, углубляет понимание и актуальность. Поощрение инициатив учащихся и наставничество со стороны сверстников также способствуют осознанию ценностей. Преподаватели должны обеспечивать постоянное подкрепление и пространство для самовыражения и моральных рассуждений.
ЮНЕСКО рекомендует воспитание в духе ценностей, которое объединяет воспитание в духе мира, прав человека и воспитание глобальной гражданственности, чтобы подготовить молодежь к вызовам 21-го века [5].
Таблица 2.
Традиционные и современные ценности в образовании
Категория |
Традиционные ценности |
Современные ценности |
Основные принципы |
Уважение к старшим, послушание, ответственность |
Критическое мышление, автономия, инновации |
Источник авторитета |
Семья, религия, культурное наследие |
Права личности, научные знания |
Подход к обучению |
Повторение, заучивание наизусть, истории о нравственности |
Диалог, основанное на исследовании обучение, сотрудничество |
Роль технологии |
Минимальные, рассматриваемые как второстепенные |
Центральное место в обучении и коммуникации |
Мнение учащегося |
Получатель знаний |
Активный участник и соавтор |
Акцент на моральном руководстве |
Основанные на традициях моральные кодексы |
Рефлексивное этическое мышление и эмпатия |
Обсуждение
Интеграция ценностей должна быть не простым сочетанием старого и нового, а целенаправленным и продуманным синтезом. Традиционные ценности обеспечивают историческую преемственность и культурную самобытность, в то время как современные ценности отражают реалии и этические вызовы цифровой эпохи. В сочетании они образуют прочную моральную основу.
Подростки особенно восприимчивы к воспитанию ценностей, когда это согласуется с их эмоциональным и когнитивным развитием. Такие стратегии, как этический диалог, наставничество со стороны сверстников и обучение цифровой этике, хорошо подходят для этой возрастной группы. Более того, моральный климат в школе, поведение учителей и институциональная политика должны последовательно отражать ценности, которым обучают [5; 7].
Педагоги также сталкиваются с проблемой сохранения культурного плюрализма. Нравственное воспитание должно быть инклюзивным и основываться на уважении к различным слоям общества, пропагандируя при этом общие гуманистические ценности. Это требует подготовки учителей в области педагогики, учитывающей культурные особенности и способствующей соблюдению этических норм. Школы могут служить микрокосмом общества, моделируя диалог и взаимоуважение.
К числу проблем относятся потенциальные конфликты между устаревшими традиционными нормами и прогрессивными этическими взглядами, недостаточная подготовка учителей в области нравственного воспитания и подавляющее влияние онлайн-СМИ. Решение этих проблем требует системных изменений и поддержки комплексных программ нравственного воспитания на политическом уровне [5].
Вывод
Интеграция традиционных и современных ценностей в образовании подростков имеет жизненно важное значение для развития нравственной идентичности и подготовки учащихся к этичному участию в жизни современного общества. Целостный междисциплинарный подход, который уважает культурное наследие и в то же время использует современные инструменты и восприимчивость, обеспечивает наилучшую основу для этого процесса. Учителя, семьи и учреждения должны работать сообща, чтобы нравственное и духовное воспитание стало реальной практикой в образовательной среде.
В будущих исследованиях следует изучить долгосрочные результаты интегрированных программ нравственного воспитания и провести межкультурные сравнения. Больший акцент на подготовку учителей, мнение учащихся и использование технологий для этической рефлексии может еще больше повысить эффективность нравственного воспитания в XXI веке.
