Статья:

Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Розин А.А., Розина Е.А. Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 116-120.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе

Розин Алексей Александрович
канд. пед. наук, доцент, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, РФ, г. Ярославль
Розина Елизавета Алексеевна
студент Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», РФ, г. Санкт-Петербург

 

The principles of organizing cadets’ independent activities in a military higher education institution

 

Аleksei Rozin

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Russia, Yaroslavl

Elizaveta Rozina

student of the National Research Institute Higher School of Economics, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Новые условия деятельности курсантов в вузе – это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Abstract. The new conditions of cadets’ activities in the higher education institutions is a completely different system of responsible dependent relations. In such system, the need for self-regulation of cadet’s behavior and the appearance of previously absent degrees of freedom in free time activities becomes the major issue.

 

Ключевые слова: самостоятельная деятельность; курсанты военных вузов; самостоятельная работа.

Keywords: independent activity; cadets of military higher education institutions; independent work.

 

На сегодняшний день в педагогике формулировка самостоятельной деятельности неоднозначна. Во-первых, понятие самостоятельная деятельность является одной из частей понятия деятельность и подразумевает личное воздействие на окружающие мир. Во-вторых, самостоятельная деятельность является одним из лучших способов формирования личностных качеств, в их числе: самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, организованность, инициативность, креативность и исполнительность. В-третьих, понятие самостоятельной деятельности также трактуется не только со стороны педагога, но и со стороны обучающегося. С точки зрения педагога, самостоятельная деятельность – это система функциональных отношений элементов учебного процесса, которые формируются обучающимися при косвенном контроле со стороны педагога и приводят к формированию необходимости самореализации в процессе обучения. Понятие самостоятельной деятельности с точки зрения обучающегося воспринимается как система персональных действий, включающих в себя зарождение мотивации, формулировку и постановку цели деятельности, решений поставленных задач. Контроль процесса и результата данных действий и направлен на понимание содержания образование и развитие самостоятельности личности.

Рассмотрим самостоятельную деятельность курсантов военного вуза. В данном случае мы будет трактовать это как целенаправленную совокупность персональных действий обучающихся, осуществляемую под прямым и косвенным управлением и наблюдением педагога, для усвоения содержания образования и развития самостоятельности личностью.

Будучи составной частью целостного процесса обучения педагогическое стимулирование самостоятельной деятельности курсантов, подчиняется ряду принципов. Существует множество значимых принципов, выявленных педагогами, однако мы рассмотрим наиболее значимые для изучаемого нами процесса, такие как: принципы субъектности, целостности, рефлексии (согласно Н.Е. Щурковой), социальной адекватности, гуманистической ориентации (согласно М.И. Рожкову).

Самостоятельная деятельность это одна из важнейших форм проявления субъектности личности, именно поэтому в процессе педагогического стимулирования самостоятельной деятельности курсантов необходимо основываться на принцип субъектности. Что касается понятия субъективности, то это способность индивида воспринимать себя как носителя знаний, воли, отношений, осуществлять сознательный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях, умение планировать свою собственную жизнь, осмысливать и осознавать связи внутреннего «Я» в взаимодействии с другими людьми. Данная способность формируется в процессе личных усилий и целенаправленного воспитания.

Успешное прохождение выявленных этапов процесса педагогического стимулирования самостоятельной деятельности курсантов возможно при последовательной смене курсантом позиции в логике наращивания субъектности (А.Л. Уманский) в процессе смены содержания и характера деятельности курсанта: от объектной позиции, когда он является объектом педагогического воздействия, к позиции, сочетающей свойства субъекта и объекта, когда курсант под руководством командиров и преподавателей осваивает различные виды самостоятельной деятельности, и к субъектной позиции, когда курсант по время стажировок и войсковой практики становится инициатором осуществляемой деятельности и способен реализовать ее от момента целеполагания до получения результата.

Упорядочивание процесса формирования опыта самостоятельной деятельности принципом целостности можно анализировать с двух позиций. С одной стороны, принцип целостности выдвигает требования к содержанию педагогического влияния на становление опыта личности. Структура опыта состоит из следующих компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, в связи с этим во время формирования опыта нужно совокупно влиять на систему знаний, отношений, а также умений, навыков, стереотипов и моделей поведения личности курсанта. С другой стороны, принцип целостности можно интерпретировать как требование к внутренним характеристикам педагогического процесса. Целостность – методичное качество педагогического процесса, определяющий высший уровень его развития, следствие стимулирующих осознанных действий и деятельности субъектов, функционирующих в них. Целостному педагогическому процессу присуще внутренне единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Характеристика целостности представляет собой не механическое соединение элементов воспитательного процесса, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса.

Осуществление принципа целостности возможно с помощью внедрения курсанта в разностороннюю учебную и внеаудиторную деятельность; системного применения способов воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную сферы.

Принцип рефлексии устанавливает необходимость создания в процессе педагогического стимулирования самостоятельной деятельности курсантов особых условий для развития способности к самоанализу, поиску ответов на вопросы о собственной роли в системе отношений и деятельности, ее мотивах, ценностях и смыслах. Становление личности как субъекта любой деятельности объединено с необходимостью развития рефлексивного взгляда на себя и окружающую действительность. Для реализации благополучности педагогического стимулирования самостоятельной деятельности курсантов нужен преднамеренно организованный и непрерывный процесс самоанализа.

Вырабатывание способностей к самоанализу возможен во время образовательного процесса вуза (при организации ситуации обращения курсантов к собственному опыту в процессе изучения конкретного явления профессиональной или социальной действительности или при анализе собственной деятельности в процессе прохождения стажировок и войсковой практики), а также в особых формах, таких как самоанализирующий тренинг, особые логические задачи и игры закрытого типа (шахматы; деловые, ролевые, организационно-деятельностные, имитационные игры). Необходимо, чтобы субъекты педагогического стимулирования самостоятельной деятельности курсантов были направлены на повседневную актуализацию у обучаемых способности к рефлексии, базой для которой становятся жизненные ситуации курсанта, возникающие затруднения в различных сферах деятельности, общения и межличностных отношений.

Принцип гуманистической ориентации отражается в наполненности педагогического процесса стимулирования самостоятельной деятельности курсантов содержанием гуманистических ценностных систем. При осуществлении поставленных задач по воспитанию нравственного сознания курсанта, реализация условий для принятия им аксиологических оснований деятельности, является одной из главных задач направления педагогической работы.

Данный принцип ставит требования не только к организации педагогического процесса стимулирования самостоятельной деятельности, но и в совокупности к системе взаимоотношений и взаимодействий преподавателя, командира и курсанта в процессе обучения в военном вузе.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Сегодня постоянно возрастает необходимость в молодых людях, способных к самостоятельной деятельности в современном обществе. Присутствует определенная необходимость активного воздействия каждого человека на условия своей жизни, выстраивание собственных жизненных обстоятельств, использование накопленного социального опыта самостоятельности, творческой самореализации.

Принцип социальной адекватности предполагает включение курсантов в такие виды активности, которые бы отвечали одновременно социальному заказу, сформулированному вузу государством, а также заказу личности как основного потребителя образовательных услуг.

 

Список литературы:
1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.– 112 с.
2. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2002. – 282 с.
3. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 116 с.