Статья:

ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Поликарпова Е.С. ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Поликарпова Екатерина Сергеевна
культорганизатор, Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Московского района», РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность разработки и реализации игровых программ для граждан пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания населения, направленных на создание комфортной социальной среды для людей старшего поколения для участия в настольных играх, развитие и поддержку логического мышления, мозговой деятельности, гибкости ума и скорости реакции у людей старшего возраста, а также на организацию коммуникационного процесса среди участников через игру.

Abstract. The article substantiates the relevance of the development and implementation of playing programs for the elderly citizens in social service institutions aimed at creating a comfortable social environment for older generation to participate in board games, developing and supporting logical thinking, brain activity, mental flexibility and reaction speed of older people, as well as the organization of the communication process among the participants through the game.

 

Ключевые слова: социальная работа; старшее поколение; игровая терапия; настольные игры; активное долголетие; творческое долголетие.

Keywords: social work; senior generation; playing therapy; board games; active longevity; creative longevity.

 

Старение человека неизбежно, и почтенный возраст может стать довольно продолжительным жизненным этапом, в ходе которого людям старшего поколения необходимо поддерживать умственную деятельность, точно так же, как и укреплять свое тело физически. Именно мозг в течение всей жизни отвечает за позитивные эмоции, ощущение счастья и полноценности, поэтому людям третьего возраста необходимо сохранять интеллект и тренировать мозг, открывать новые возможности. Всё вышеперечисленное можно обозначить термином «активное долголетие», который впервые был введен в профессиональную лексику социальной сферы в 2002 г. во Всемирной организации здравоохранения. Тогда это понятие определили как «процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения» [3].

Тем не менее, продолжительное время пожилые люди не рассматривались столь активно в качестве субъекта именно игровой деятельности. Изменившаяся социально-экономическая ситуация, увеличение продолжительности жизни, реализация Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [6], национального проекта «Демография» [4] и федерального проекта «Старшее поколение» [7], поддерживающие активное долголетие и стремящиеся сделать так, чтобы люди жили как можно дольше без ограничений, вызванных возрастными изменениями, обуславливают актуальность разработки и реализация программ по созданию комфортной среды для людей старшего поколения для участия в настольных играх.

Не стоит забывать и о том, что одна из задач учреждений социального обслуживания, в особенности социально-досуговых отделений, заключается в раскрытии личностных возможностей и удовлетворении потребностей посетителей старшего возраста в самореализации и социализации, что как раз способны решить игровые программы.

Поиграв определенный промежуток времени люди старшего возраста, будут быстрее ориентироваться и адаптироваться и в быту, так как тренируются память и ясный ум, который они смогут сохранить долгое время. Также настольная игра − это отличный способ снять напряжение и стресс, расслабиться и использовать свободное время целенаправленно, рационально и содержательно. Более того, игровая форма встреч позволит наладить коммуникативные способности, познакомиться с новыми людьми, найти друга или человека по душе, что благотворно влияет на внутреннее и физическое состояние.

Игра как таковая всегда занимала одно из центральных мест в психологии, педагогике и культуре в силу ее значимости, так как она рассматривается как особая форма передачи опыта, созданная обществом и для общества. Игровая терапия как метод психологической помощи и поддержки широко распространена в работе со старшим поколением с начала 20-х годов прошлого века. Первоначально эту терапию использовали для детей, однако спустя годы, заметили эффективность и действенность этой методики и в отношении взрослых людей, т.к. сознание пожилого человека очень схоже с детским сознанием. Игра − прекрасный способ узнать об увлечениях, интересах, переживаниях и страхах людей старшего возраста, при этом действуя деликатно и аккуратно.

При разработке игровых программ важно помнить о возрастной психологии. Биологический процесс старения обычно характеризуется общим снижением времени словесно-ассоциативной реакции [2], что с каждой последующей возрастной группой становится все более выраженным. В то же время у данной аудитории наблюдаются и уменьшение продуктивности когнитивных процессов. Регулярное участие в настольных играх как раз способствуют их улучшению путем запоминания правил игры и при необходимости ее составляющих и задействованием различных форм речевой деятельности.

К тому же, научно доказано, что любители настольных игр и головоломок отличаются меньшим регрессом когнитивных функций в пожилом возрасте. Например, исследование Дрю Альтшула и Яна Дири из Эдинбургского университета от 2019 года [1] подтверждает, что люди в возрасте от 70 лет, относительно часто играющие в настольные игры (кроссворды, шахматы и другие) в меньшей степени подвергаются когнитивному спаду и способны быстрее принимать решения. При этом особенно важно создавать игровые программы инклюзивными, то есть доступными каждому человеку пожилого возраста, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных и других особенностей. Здесь стоит сказать о том, что любая игра может быть адаптирована к возможностям людей старшего возраста [5] путем корректировки некоторого или некоторых игровых элементов, к примеру, через упрощение условий игры, сокращение численности участников и времени проведения, или изменение решаемых в ходе игры задач. Среди игр могут быть такие их разновидности, как интеллектуальные, логические, ассоциативные, обучающие, азартные, психологические, экономические, приключенческие, развивающие, стратегические, частично подвижные, карточные. Также игры можно делить по жанровой принадлежности, виду и степени взаимодействия игроков, по тематике и по внутриигровой механике. В современных реалиях практически любые настольные игры можно найти и приобрести в специализированных и других точках продажи, а также попробовать составить собственные в виде печатного материала.

Цель создания игровых программ в учреждениях социального обслуживания − создание комфортной социальной среды для людей старшего поколения для участия в настольных играх, а задачами могут стать:

  • организация досуга людей старшего возраста;
  • развитие и поддержка мозговой деятельности, гибкости ума и скорости реакции у людей старшего возраста;
  • поддержка логического мышления;
  • организация коммуникационного процесса среди участников через игру;
  • содействие творческому и активному долголетию;
  • знакомство с культурными реалиями через современные и классические игры.

Прогнозируемая результативность реализации таких программ: качественное проведение времени посетителями старшего возраста одновременно образовательного, развивающего, развлекательного и познавательного характера, содействие творческому и активному долголетию через интерактивное игровое инклюзивное взаимодействие.

 

Список литературы:
1. Playing Analog Games Is Associated With Reduced Declines in Cognitive Function: A 68-Year Longitudinal Cohort Study, Drew M Altschul, Ian J Deary // The Journals of Gerontology: Series B. Vol. 75, Issue 3, March 2020. Pр. 474–482 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://academic.oup.com/psychsocgerontology/article/75/3/474/5628188?login=false (дата обращения 24.04.2023)
2. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – изд. 2-е доп. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2003. – С. 44
3. Доклад второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/pau/age/mica2002/documents/MIPAA_RU.pdf  (дата обращения 21.05.2023)
4. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya (дата обращения 20.06.2023)
5. Психологическая помощь людям старшего возраста. Смысл жизни, качество жизни и субъективное благополучие граждан пожилого возраста. Методические материалы / М. М. Бубнова. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2021. – С. 26
6. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://static.government.ru/media/files/7PvwlIE5X5KwzFPuYtNAZf3aBz61bY5i.pdf  (дата обращения 20.06.2023)
7. Федеральный проект «Старшее поколение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1173-src-1631197511.7038.pdf  (дата обращения 19.07.2023)