Статья:

Взаимосвязь между спортивной ориентацией и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях по волейболу

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Эгамбердиев И.Э. Взаимосвязь между спортивной ориентацией и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях по волейболу // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 48-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь между спортивной ориентацией и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях по волейболу

Эгамбердиев Илхом Эргашевич
старший преподаватель, Наманганский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Наманган

 

RELATIONSHIP BETWEEN SPORT ORIENTATION AND LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS PARTICIPATING IN VOLLEYBALL COMPETITIONS

 

Ilkhom Egamberdiev

Elder teacher of Namangan State University, Republic of Uzbekistan, Namangan

 

Аннотация. Концепция эмоционального интеллекта была рассмотрена исследователями в области образования, а также в области спорта.

Abstract. Emotional intelligence concept has been examined by researchers in the field of education as well as field of sports.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; спортивное мастерство; волейбол; мораль; спорт.

Keywords: emotional intelligence; sportspersonship; volleyball; moral; sport.

 

Введение. Современный спорт – это одна из сторон нашей современной культуры и социаль­ной жизни общества, имеющая свое содержание, структуру, закономерности и меха­низмы проявления. Зрелищностью спорт притягивает к себе многомиллионные массы людей. Спорт – не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день, это сфера становления личности и образа «Я», область, где реализуются мечты и желания, где каждый может найти свое место. Спорт чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ними, это один из немногих видов современ­ной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечта­ет каждый спортсмен, управление своим состоянием на соревнованиях зависит от волевых качеств спортсмена.

При изучении теории эмоционального интеллекта приходит на ум, что эмоциональный интеллект может быть связан с моральным поведением в спорте.

В связи с этим вопрос: может ли эмоциональный интеллект прогнозировать спортивную ориентацию?

Актуальность темы. Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, требующий от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний. В соответствии с этим вопросом мы рассмотрели взаимосвязь между спортивной ориентацией и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях высшей лиги чемпионата Узбекистана по волейболу.

Уровень изученности исследований. Ряд ученых в области образования изучили понятие эмоционального интеллекта (Chan, 2004; McPail, 2004; Parkeretal, 2004; Humphreyetal, 2007; Esturgo-DeuandSala-Roca, 2010; MacCannetal, 2011; Yinetal, 2013; Ajayiand Fatokun, 2008; Zizzietal, 2003; Laneetal, 2010).

В литературе приводятся различные определения эмоционального интеллекта. Майер и Саловей (Mayer & Salovey, 1997) определили эмоциональный интеллект как помощь мыслям и понимание эмоций и эмоциональной информации для повышения эмоционального и интеллектуального развития, восприятия и достижения эмоций и регулирования их для рефлексивной организации эмоций.

Цель исследования: изучение этих изменений воздействия эмоционального интеллекта и связь нравственного развития волейболистов, будет ли иметь решающее значение для повышения устойчивости спортсменов, спортивно-личностной ориентации и уровня эмоционального интеллекта волейболистов, участвующих в соревнованиях.

Методы исследования.

  1. Педагогические наблюдения устойчивости спортсменов и спортивно-личностной ориентации, уровня эмоционального интеллекта волейболистов, участвующих в соревнованиях.
  2. Изучение взаимосвязи между направленностью спортивной личности и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях высшей лиги чемпионата Узбекистана и дивизиона по волейболу между вузами.
  3. Изучение и анализ научных изданий и литературы, в которых приводятся различные определения эмоционального интеллекта.

Организация исследования. В этом исследовании приняли участие 68 волейболистов женского и мужского пола (студенты НамГУ направления «спортивная деятельность» специализации «волейбол» и волейболисты команды Наманганского строительно-инженерного института).

Проводились исследования по изучению мнения участвующих в исследованиях, выявлялась взаимосвязь между направленностью спортивной личности и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях высшей лиги чемпионата Узбекистана и дивизиона по волейболу между вузами.

Результаты и их анализ. Некоторые исследования были проведены для изучения взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и моральным развитием (Pizarro and Salovey, 2002). Некоторые исследователи использовали термин «эмоционально-интеллектуальный», почти равный моральному (Goleman, 1995; Saarni, 1999).

Писарро и Соловей (2002) предположили, что эмпатия, одно из четырех измерений эмоционального интеллекта, может рассматриваться как истинно нравственная эмоция, поскольку люди, понимающие эмоции других людей и сигналы, которые они посылают в любом виде общения, очень важны в социальных отношениях. Негативные эмоции, такие как гнев, могут мотивировать нас вести себя неадекватно, если эти виды эмоций не регулируются. В этот момент регуляция эмоций в нас самих становится важной частью нравственного поведения. Согласно Писарро и Соловею, эмоциональные реакции должны идти в правильном направлении. В спорте регулирование негативных эмоций позволяет спортсменам действовать в соответствии с философией спортивной личности. Спортсмены, хорошо умеющие регулировать эмоции и сопереживать, скорее всего, будут вести себя соответствующим образом. Еще одна концепция, которая может влиять на моральное поведение, предложенная Писарро и Соловеем, – это регулирование эмоций в других людях, которые важны так же, как и регулирование эмоций в нас самих. Например, мотивационное высказывание тренера, учителя и лидера можно рассматривать как регуляцию эмоций у других людей.

Вайнберг и Гулд (Weinberg and Gould, 2003) утверждают, что участие в программе упражнений способно укрепить характер, улучшить моральные умозаключения человека и научить его применять спортивное мастерство. Обучение спортивной деятельности через спорт, физическое воспитание и здоровье содержит этические ценности честной игры. Можно сказать, что честная игра является одним из самых важных понятий, когда речь заходит о морально-этических ценностях в спорте. Прежде всего, честная игра была понятием, связанным с торговлей (Erdemli, 2008, p. 386), в области спорта честная игра представляется (Yıldıran Sezen, 2006) как понятие, определяющее моральные, социальные, культурные нормы и нормы спорта, не оставаясь ограниченным осознанием правил. Честная игра – это осознание того, что соперник/друг, который соревнуется или занимается спортом вместе с тобой, всегда привязан (Weinberg and Gould, 2003). Поскольку результаты исследований в литературе показали, что эмоциональный интеллект и нравственное развитие имеют положительные прямые или косвенные связи, можно сказать, что изучение взаимосвязи между спортивно-личностной ориентацией и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях университетского волейбола второго дивизиона, будет способствовать изучению литературы в области командного спорта.

В исследованиях приняли участие 68 волейболистов женского и мужского пола. Средний возраст участников составил 20,29 ± 1,87 года. Из них (n = 44) 68 % участников женского и (n = 24) 48 % мужского пола (n = количество волейболистов).

78 % волейболистов (n = 39) сообщили, что они довольны своим делом, (n = 5) 10 % сказали, что они не удовлетворены своим делом, а (n = 5) 12 % частично удовлетворены своим делом, (n = 23) 46 % участников сообщили, что спортивных мероприятий достаточно, (n = 11) 22 % – спортивных мероприятий недостаточно, а (n = 16) 32 % – частично достаточно.

Достоверные различия были обнаружены между полами в плане эмоциональной оценки (Р ≤ 0,01), эмфатической чувствительности (Р ≤ 0,05), уважения к социальным конвенциям (Р ≤ 0,05), уважения к правилам и должностным лицам (Р < 0,05), уважения к своей полной приверженности участию в спорте (Р < 0,05). Женщины-волейболистки сообщили о более высоких баллах, чем мужчины, по всем параметрам. Установлено, что эмоциональный интеллект прогнозирует спортивно-личностную ориентацию студентов, участвующих в соревнованиях высший лиги чемпионата Узбекистана по волейболу.

Таблица 1.

Демографические свойства участников

Кафедра

Пол

Количество участников

Процент

Из них МС, КМС, разрядники

Спортивная деятельность (направление «волейбол»)

женщины

44

68 %

12 – МС

20 – КМС

12 – разрядники

Спортивная деятельность (направление «волейбол»)

мужчины

24

32 %

8 – МС

10 – КМС

6 – разрядники


Многомерная шкала ориентации спортивной личности (MШОСЛ): многомерная шкала ориентации спортивной личности (MШОСЛ), разработанная Vallerandetal (1997) и адаптированная к турецкому языку Balçıkanlı-Sezen (2010), была использована для определения спортивной ориентации участников. В этом исследовании было обнаружено, что альфа-значение Кронбаха составляет 0,92. Шкала эмоционального интеллекта: Schutte, Malouff, Hall, Haggerty, Cooper, Goldenand Dornheim (1998) разработали оригинальную форму шкалы эмоционального интеллекта, состоящую из 33 пунктов. Чан (2004, 2006) адаптировал эту шкалу в краткой форме, состоящей из 12 пунктов. Чан (2004, 2006) использовал эти пункты для исследования взаимосвязи между выгоранием и эмоциональным интеллектом. Шкала была пятибалльной по типу Лайкерта. Чан обнаружил высокую надежность шкалы в своих исследованиях (альфа Кронбаха = 0,82–0,86). Сенель (2013) использовал ту же шкалу для определения уровня эмоционального интеллекта студентов университетов, изучил факторы в конфирмационном факторном анализе (КФА) и обнаружил, что шкала подтверждает четыре субмерности. Аслан и Озата (2008) использовали ту же шкалу для исследования медицинских работников. Шкала состояла из четырех субмерностей: эмоциональная оценка, позитивная регуляция, эмоциональная чувствительность и позитивное использование. В этом исследовании было обнаружено, что альфа-значение Кронбаха составляет 0,93. 

Таблица 2.

Различия между полами с точки зрения эмоционального интеллекта и ориентации на спортивную личность

Переменные параметры

женщины

мужчины

n

x

SD

n

x

SD

t

P

Эмоциональная оценка

37

4,42

47

42

3,93

85

3,09

0,00

Позитивное регулирование

37

4,45

52

42

4,12

89

1,97

0,05

Подчеркнутая чувствительность

37

4,57

43

42

4,20

69

2,78

0,00

Положительное использование

37

4,57

57

42

4,21

75

2,37

0,02

Уважение к социальным условностям

37

4,57

58

42

4,24

81

2,08

0,04

Уважение к правилам и должностным лицам

37

4,35

59

42

3,95

73

2,62

0,01

Уважение к своей полной приверженности участию в спорте

37

4,66

40

42

4,31

70

2,61

0,01

Уважение и забота о противнике

37

4,15

78

42

4,00

83

831

0,40


Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи между направленностью спортивной личности и уровнем эмоционального интеллекта студентов, участвующих в соревнованиях второго дивизиона университетского волейбола. Женщины-волейболистки сообщают о более высоких баллах, чем мужчины, с точки зрения эмоциональной оценки, эмоциональной чувствительности и позитивного использования. Хотя этот результат не согласуется с некоторыми исследованиями (Chan, 2004; Hopkinsand Bilimoria, 2008; Rastegarand Memarpour, 2009; Güroletal. 2010; Şenel, 2013; Şeneletal, 2014; Адилогуллари и др., 2014; Adilogullariand Senel, 2014), это согласуется с исследованиями Harrodand Scheer (2005) и Çolakoğluetal, 2014). Женщины-волейболистки показали более высокие результаты, чем мужчины, с точки зрения соблюдения социальных конвенций, соблюдения правил и должностных лиц, уважения своей полной приверженности участию в спорте. Эти результаты согласуются с некоторыми исследованиями в литературе (Dudaetal, 1991; Цай и Фунг, 2005). Вайс и Бредемайер (1990) интерпретировали гендерные различия в терминах спортивной личности, поскольку мужчины более склонны принимать агрессию в спорте и, как правило, более терпимы к поведению, не похожему на спортивное. Кавуссану и Робертс (Kavussanuand – Roberts, 2001) придерживаются мнения, что основные различия в ориентации на достижение результатов между мужчинами и женщинами частично обусловлены их дифференцированным отношением к спортивной личности.

 
Список литературы:
1. Аслан Ш., Akarçay D., Ağcakaya S. Посредническая роль эмоционального интеллекта, которая осуществляется посредством трансформационного и стратегического лидерства в области этического климата // Журнал глобального стратегического менеджмента. – 2012. – № 11. – С. 121–131 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.20460/JGSM.2012615792.
2. Adilogullari I. & Şenel E. Изучение взаимосвязи между общими убеждениями в самоэффективности, эмоциональными уровнями интеллекта и эмоциональной самоэффективностью учащихся в школе физического воспитания и спорта // Антрополог. – 2014. – № 18 (3). – С. 893–902.
3. Chan D.W. Воспринимаемый эмоциональный интеллект и самоэффективность среди учителей китайских средних школ в Гонконге // Личность и индивидуальные различия. – 2004. – № 36 (8). – С. 1781–1795 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2003.07.007.
4. Chan D.W. Эмоциональный интеллект и компоненты эмоционального выгорания среди учителей китайских средних школ в Китае (Гонконг) // Преподавание и педагогическое образование. – 2006. – № 22 (8). – С. 1042–1054 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2006.04.005.
5. Harrod N.S., Scheer S.D. Исследование эмоционального интеллекта подростков в связи с демографической ситуацией: характеристики. 2005 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.findarticles.com/p/articles/mi-m2248/is_159_40/ai_nl5950403/pg_9 (дата обращения: 11.2014).
6. Mayer J.D. & Salovey P. Что такое эмоциональный интеллект? / P. Salovey and D.J. Sluyter Eds. // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект. – Нью-Йорк : Основные Книги, 1997.
7. Pizarro D.A. & Salovey P. О том, как быть и стать хорошим человеком: роль эмоционального интеллекта в нравственном развитии и поведении // Повышение академической успеваемости: влияние психологических факторов в образовании. – San Diego : Academic Press, 2002. – С. 247–266.
8. Tsai E., Fung L. Спортперсонал у юных баскетболистов и волейболисток // Онлайн журнал спорте. Психология. – 2005. – № 7 (2). – С. 37–46.