МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ГИБКОСТИ, У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ГИБКОСТИ, У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
METHOD FOR RESTORING FUNCTIONAL SYSTEMS AND FLEXIBILITY IN PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT
Nikolai Postnikov
Research engineer, graduate student, Vyatka State University, Russia, Kirov
Galina Kovyazina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov
Oleg Bespyatykh
Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov
Аннотация. В данной работе говорится о тенденции к увеличению детей с нарушением слуха. Помимо данной патологии имеются и сопутствующие нарушения двигательных качеств. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Разработанная нами методика показала положительную разницу по всем исследуемым показателям развития гибкости в пользу слабослышащих детей
Abstract. This paper reports a trend towards an increase in children with hearing impairment. In addition to this pathology, there are also concomitant disturbances in motor qualities. Flexibility is characterized by the degree of mobility of the musculoskeletal system and the ability to perform movements with a large amplitude. The methodology we developed showed a positive difference in all studied indicators of flexibility development in favor of hearing-impaired children
Ключевые слова: yарушение слуха; двигательные качества; гибкость; методика; подвижные игры; экспериментальная методика.
Keywords: hearing impairment; motor qualities; flexibility; technique; outdoor games; experimental technique.
В настоящее время наблюдаться тенденция к увеличению детей с сенсорными нарушениями, где слух занимает одну из первых позиций. По данным Минздрава почти 13 миллионов жителей России имеют нарушения слуха, около 1 миллиона среди них составляют дети. Анализ программ физической культуры для данных детей показывает, что большое внимание уделяется всем физическим качествам на занятии, однако наряду с лидирующим поражением и нарушением со стороны координационной способности вторыми по нарушению являются более низкие показатели гибкости. Большинство авторов это связывают с тем, что на уроках физической культуры уделяется мало внимания гибкости. При этом в учебном процессе нет непрерывности в занятиях, направленных на развитие гибкости [1].
Согласно исследованиям, на сегодняшний день выявление детей с нарушением слуха проходит на ранних стадиях. Дети с нарушением слуха имеют и сопутствующую инвалидность, связанную с нарушением двигательных качеств, в том числе – гибкость. Создание программы на ранней стадии поможет улучшить состояние ребенка [6].
Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточное развитие данного физического качества детей приводит к травмированную на занятиях, а также к ухудшению в технике при выполнении упражнений [3]. Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии [2].
Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества. Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности [4]. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [5].
Проанализировав специальную литературу, мы выяснили, что слабослышащим детям необходимо уделять больше времени гимнастическим упражнениям, так как они направлены на развитие гибкости. Поэтому, для детей особо важно использовать гимнастические упражнения в учебно-тренировочном процессе. Применения экспериментальной методики заключается в повышение эффективности развития гибкости у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на урочных формах занятий.
При разработке экспериментальной методики в основную часть занятия дополнительно были введены 2 разработанных мини-комплекса физических упражнений, направленных на укрепление различных частей тела, и подвижные игры, каждая из которых направлена на развитие гибкости.
Так комплекс № 1 включал 5 гимнастических упражнений направленных на укрепление мышц позвоночного столба. Комплекс № 2 включал 5 упражнений, направленных на укрепление мышц тазобедренного сустава. Подготовительная и заключительная часть урока ничем не отличается от обычного построенного занятия.
Для решения задачи исследовательской работы, до педагогического эксперимента, проводилось тестирование уровня развития гибкости у контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ). В результате исследования, мы определили уровень развития гибкости у слабослышащих детей 7 – 9 лет.
Сравнение полученных данных при тестировании гибкости до педагогического эксперимента выявляет лишь незначительные различия между средними показателями экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ):
- по тесту «Наклон вперед из положения сидя» – 0,23 см. (р>0,05), в пользу КГ;
- по тесту «Гимнастический мост» – 0,12 баллов (р>0,05), в пользу КГ;
- по тесту «Продольный шпагат»: правая нога – 0 баллов (р>0,05); левая нога – 0,5 баллов (р>0,05), в пользу ЭГ.
Далее, проводился педагогический эксперимент в целях определения влияния экспериментальной методики на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста. При этом 8 человек контрольной группы занимались по стандартной программе адаптивного физического воспитания. В содержание программы экспериментальной группы, вне зависимости от учебного раздела, включались гимнастические упражнения. На уроке они использовались, в среднем, от 3 до 10 минут, в зависимости от поставленных задач и раздела программы. После проведения педагогического эксперимента повторно провели тестирование, чтобы посмотреть, есть ли изменения показателей.
- по тесту «Наклон вперед из положения сидя» – 2,5 см. (р<0,05), в пользу ЭГ;
- по тесту «Гимнастический мост» – 4,15 баллов (р<0,05), в пользу ЭГ; 28
- по тесту «Продольный шпагат»: правая нога – 4,24 баллов (р<0,05);
левая нога – 3,38 баллов (р<0,05), в пользу ЭГ.
Полученные данные показывают положительную разницу по всем исследуемым показателям развития гибкости в пользу слабослышащих детей экспериментальной группы (ЭГ)