Статья:

ВНЕДРЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ И ПИЛОННОГО СПОРТА КАК ВАРИАТИВНОГО СЕГМЕНТА В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Драч Т.Л. ВНЕДРЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ И ПИЛОННОГО СПОРТА КАК ВАРИАТИВНОГО СЕГМЕНТА В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(58). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВНЕДРЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКИ И ПИЛОННОГО СПОРТА КАК ВАРИАТИВНОГО СЕГМЕНТА В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Драч Тамара Леонидовна
аспирант, кафедра теории и методики физического воспитания Львовского государственного университета физической культуры имени Ивана Боберского, тренер-хореограф Школы воздушной акробатики «Шоколад», Украина, г. Львов

 

USING AERIAL ACROBATICS AND PYLON SPORTS AS A VARIABLE SEGMENT IN THE SCHOOL PHYSICAL EDUCATION PROGRAM

 

Tamara Drach

Postgraduate student, Department of Theory and Methods of Physical Education, Lviv State University of Physical Culture named after Ivan Bobersky, trainer-choreographer of the School of aerial acrobatics "Chocolate", Ukraine, Lvov

 

Аннотация. В общеобразовательных школах детям предлагают разные возможности для развития физических качеств. Среди популярных сейчас видов двигательной активности следует выделить пилонный спорт и воздушную акробатику. Для внедрения таких направлений в школах нужно узнать мнение преподавателей профессиональных дисциплин, именно поэтому мы решили провести их опрос. Полученные результаты позволяют определить необходимые изменения в системе образования для применения новейших подходов в физическом воспитании. Цель нашего исследования — определить отношение преподавателей к внедрению воздушной акробатики и пилонного спорта как вариативного сегмента в школьную программу. Для этого были поставлены задачи: проанализировать литературу по альтернативным системам физического воспитания учащихся младшего школьного возраста; провести опрос преподавателей профессиональных дисциплин о возможности применения воздушной акробатики и пилонного спорта как вариативного сегмента в воспитании учащихся; произвести математический анализ результатов проведенного опроса. Последнее продемонстрировало мнение учителей на введение новейших подходов в физическом воспитании. Педагоги хорошо относятся к занятиям детей воздушной акробатикой и пилонным спортом, однако считают целесообразным использовать их во внеурочное время. На пути к их внедрению, по мнению респондентов, следует ввести дополнительные дисциплины по подготовке преподавателей физического воспитания, оборудовать залы соответствующим профессиональным снаряжением и организовать факультативные занятия в школах для желающих заниматься этими направлениями.

Abstract. Secondary schools offer children a variety of opportunities to develop their physical qualities in physical education classes. Pylon sports and aerial acrobatics are not the last place among the currently popular types of physical activity. In order to apply such directions in schools, it is necessary to learn the point of teachers of professional disciplines. To do this, we decided to conduct a survey among physical education teachers of Ukraine regarding their attitude to classes in their educational institutions in these areas. The obtained results make it possible to identify obstacles and necessary changes in the education system in order to apply the latest approaches in physical education. Therefore, the purpose of our study is to determine the attitude of physical education teachers regarding the use of aerial acrobatics and pylon sports as a variable segment in the school program. For this purpose, the following tasks were set: to analyze the literature on alternative systems of physical education for elementary school students; conduct a survey of physical education teachers regarding the possibility of using aerial acrobatics and pylon sports as a variable segment in the physical education of elementary school students; to make a mathematical analysis of the results of the conducted survey. In order to determine the attitude of physical education teachers regarding the use of aerial silks and pole sports in the program of elementary school pupils, we decided to conduct a google form survey among Ukrainian teachers of physical culture. Due to the conducted research, we were able to determine that the biggest obstacle to the application of these directions in schools is the lack of the necessary equipment and appropriate professional training of physical education teachers. In order to introduce these areas into the physical education of primary school students, according to the respondents, additional disciplines should be introduced for the training of physical education teachers, halls should be equipped with appropriate professional equipment, and optional classes should be organized in schools for those who wish to engage in these areas.

 

Ключевые слова: физическое воспитание; учащиеся младшего школьного возраста; опрос; воздушные полотна; пилонный спорт.

Keywords: physical education; primary school age pupils; survey; aerial silks; pylon sports.

 

Постановка проблемы. Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста – важная дисциплина для здорового развития ребенка. На сегодняшний день есть много ее ответвлений: детям предлагают заниматься плаванием, ритмической гимнастикой, хореографией, боевыми искусствами — все это для того, чтобы максимально задействовать физические возможности ребенка. Однако есть и такие новые направления, как пилонный спорт и воздушная акробатика, которые остаются без внимания разработчиков программ по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста, но популярны сейчас во внешкольных учреждениях и всесторонне развивают детей в процессе занятий. Именно поэтому мы решили провести опрос преподавателей о возможности внедрения этих направлений в школьную программу общеобразовательных школ.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросом разработки вариативных программ по физическому воспитанию для школ занимались такие ученые как: В. М. Апанасенко (1989), В. Г. Арефьев, М. Д. Зубалий, В. И. Кубасов, Р. Т. Раевский , В. В. Столитенко (1994), И. Д. Бех (1993), В. Борисик (2006). Информацию о развитии физических качеств на занятиях пилонным спортом можно найти в книге Анны Олейник (2017) и Ирины Картали (2018), а воздушной акробатикой — в книге Стивена Сантоса (2013). Однако проблема применения воздушной акробатики и пилонного спорта как вариативного сегмента программы для учащихся школ еще не рассматривалась в научных исследованиях в этой области.

Целью исследования является определение отношения преподавателей физического воспитания к введению воздушной акробатики и пилонного спорта в качестве вариативного сегмента в школьную программу.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих заданий:

– проанализировать литературу для выявления альтернативных систем физического воспитания учащихся младшего школьного возраста;

– провести опрос преподавателей о возможности применения воздушной акробатики и пилонного спорта как вариативного сегмента в физическом воспитании учащихся;

– сделать математический анализ результатов проведенного опроса.

Изложение основного материала исследования. Чтобы определить отношение преподавателей к применению направлений «воздушные полотна» и «пилонный спорт» в программе для детей младшего школьного возраста, мы решили провести анкетирование в Гугл форме преподавателей Украины. Мы разослали более 300 писем с просьбой ответить на несколько вопросов по этому вопросу, а также распространили анкету в социальных сетях в профильных группах. 40% преподавателей прошли опрос, учитывая предоставленные ответы, мы можем говорить о взгляде педагогов на этот вопрос.

В анкетировании приняли участие 119 респондентов, из них 26% преподавателей физического воспитания мужского пола и 74% – женского пола. Из них 41,5% имеет категорию специалист высшей категории, 17% – специалист второй категории, 25,5% – специалист первой категории, 11% – специалист, 5% – младший специалист (рис.1).

 

Рисунок 1. Категории учителей

 

23% опрошенных имеют педагогическое звание старший учитель, 15% – учитель-методист, 62% не имеют педагогического звания (рис. 2).

 

Рисунок 2. Педагогическое звание

 

Стаж работы преподавателей: от 1 года до 5 лет  – 9,5%, от 6 до 10 лет –19,5%, от 11 до 15 лет – 20%, от 16 до 20 лет – 20%, от 21 до 25 лет – 10%, от 25 до 30 лет – 7%, более 30 лет – 13% (Рис.3).

 

Рисунок 3. Стаж работы

 

Работают с детьми младшего школьного возраста – 26%, с детьми среднего школьного возраста – 42%, старшего школьного возраста – 32%.

Количество часов, отведенное в учебном заведении для работы с детьми младшего школьного возраста: 3 часа – 84%, 2 часа – 9%, 7% – не работают с детьми младшего школьного возраста.

На вопросы, какие физические упражнения имеют возможность выполнять учащиеся в учебном заведении, респонденты ответили так: подвижные игры и эстафеты − 25%, элементы спортивных игр − 22%, беговые упражнения − 22%, элементы акробатических упражнений − 13%, элементы ритмической гимнастики – 14%, велоупражнения – 1%, упражнения в воде (плавание) – 1%, шашки, шахматы – 1%, боевые искусства – 1% (рис. 4).

 

Рисунок 4. Упражнения, которые имеют возможность исполнять ученики в учебном заведении

 

Улучшить уровень физической подготовленности детей в школах, по мнению преподавателей, можно с помощью:

– введение новых видов спорта в школьную программу: флорбол, чирлидинг, корфбол, петанк;

–  дополнительное обучение педагогов;

– обеспечение школ спортивным инвентарем (особенно в сельской местности);

– современных спортивных площадок;

– поощрение, общение с родителями и учащимися во внеурочное время;

–  внедрение разносторонних методических подходов;

– проведение оценки с учетом диапазона реальных возможностей детей;

– творческого подхода к преподаванию физического воспитания в школах;

–  мотивации учащихся;

–  привлечение в спортивные секции и кружки;

– увеличение количества часов в неделю;

– профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми специальной медицинской группы (СМГ), различными недостатками и заболеваниями, работа с реабилитологами, специалистами медицинского профиля;

–  увеличение практических занятий вместо теоретических;

– очного обучения вместо онлайн-уроков;

– популяризации здорового образа жизни;

– введение тестирования физических качеств детей.

Относительно важности внедрения в физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста новейших видов двигательной активности респонденты ответили: да − 68%; нет – 4%; скорее да, чем нет − 24%; скорее нет, чем да – 4% (рис. 5).

 

Рисунок 5. Важность внедрения в физическое воспитание учеников новых видов двигательной активности

 

На вопрос, хотели бы Вы, чтобы в Вашей школе на уроках физического воспитания учащиеся занимались воздушной акробатикой и пилонным спортом: да – ответили 15% респондентов, нет − 45% респондентов, скорее да, чем нет − 15% респондентов, скорее , чем да − 25% респондентов.

На вопрос, хотели бы Вы, чтобы в Вашей школе ученики занимались воздушной акробатикой и пилонным спортом во внеурочное время, респонденты ответили: да − 35%, нет − 15%, скорее да, чем нет − 35%, скорее нет, чем да – 15% (рис. 6).

 

Рисунок 6. Возможность внедрения воздушной акробатики и пилонного спорта в школьную программу

 

На вопрос, какие виды физической активности, по Вашему мнению, нужно добавить в программу по физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста, 78% респондентов ответили – современную хореографию, 9% – пожелали оставить все как есть, 6% – предлагают добавить воздушную акробатику на полотнах, 5% – пилонный спорт, 11% – другие направления двигательной активности.

Мы спросили респондентов, какие препятствия могут возникнуть при внедрении этих направлений в общеобразовательных учреждениях. Они дали следующие ответы: отсутствие нужного оборудования − 30%, отсутствие материального обеспечения − 28%, отсутствие методической подготовки − 23%, негативное отношение родителей – 6%, неподготовленность учителей физической культуры – 6%, негативное отношение администрации учебных заведений – 5%. Поскольку пилонный спорт и воздушная акробатика являются ответвлениями гимнастики и спортивной акробатики, дети сначала должны овладеть этими видами, по мнению 0,5% опрошенных. Не видят целесообразности в использовании пилонного спорта 0,5% респондентов из-за ассоциации со стриптизом. Травматическими эти направления считают 1% респондентов для внедрения в школьную программу, поскольку ответственность за детей несет преподаватель. На вопрос, что нужно сделать для внедрения воздушной акробатики и пилонного спорта в общеобразовательных учреждениях, респонденты ответили: ввести дополнительные дисциплины в процессе подготовки специалистов к преподаванию физического воспитания − 21%; оборудовать школы нужным техническим оборудованием – 30%; ввести дополнительные факультативные занятия по физическому воспитанию в школах – 20%; провести консультативную работу с родителями и учениками – 15%; провести агитационную кампанию среди учащихся, учителей и администрации – 12%; это не для учебных заведений считают 0,5% респондентов; оставить все без изменений хотят 0,5% респондентов; сделать спортивный кружок в специальном отдельно подготовленном зале считают 1% респондентов.

Выводы: Итак, благодаря проведенному исследованию, мы выяснили, что наибольшим препятствием для внедрения воздушной акробатики и пилонного спорта в школах является отсутствие нужного оборудования и соответствующей профессиональной подготовки преподавателей. Для внедрения этих направлений в физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста, по мнению респондентов, необходимо ввести дополнительные дисциплины для подготовки учителей, оборудовать залы соответствующим профессиональным оснащением и организовать факультативные занятия в школах для желающих заниматься этими направлениями.

 

Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. К.: Здоров’я, 1989. 264 с.
2. Бех І.Д. Вивчення особистості молодшого школяра. Поч.шк.1993, №3.с.15-18
3. Борисик В. Формування фізичних якостей учнів. Здоров‘я та фізична культура. 2006. №8. С. 9-11.
4. Ведмеденко Б.Ф. Особливості педагогічної технології виховання інтересу в учнів до занять фізичною культурою. Фізична культура в школі. 2004. №3. С. 22-23.
5. Дубогай О. Мотивація до занять фізичними вправами. Здоров‘я та фізична культура. 2006. №1. С. 17-19.
6. Концепція національної системи фізичного виховання дітей, учнівської і студентської молоді України / за ред. В.Г. Ареф’єв, М.Д. Зубалій, В.І. Кубасов, Р.Т. Раєвський, В.В. Столітенко. Початкова школа.  1994. № 4. С.50 – 54
7. Олейник Г. Танец на пилоне. Учебное пособие. Одеса. 2017. с.175
8. Irina Kartaly. Pole Dance Fitness. Maidenhead: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd.,416. 2018
9. Steven Santos. Simply Circus. Introduction to Rigging Lyras and Trapeze Bars. Simply Circus:Inc., 2013.