Статья:

РОЛЬ И МЕСТО ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Неуструева А.С. РОЛЬ И МЕСТО ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ И МЕСТО ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Неуструева Анастасия Сергеевна
старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ROLE AND PLACE OF GAMIFICATION IN EDUCATION

 

Neustrueva Anastasia Sergeevna

Senior lecturer Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Геймификация в образовании на сегодняшний день играет очень важную роль. Это метод, который использует игровые элементы, механики и дизайн для обучения и повышения мотивации учащихся. В статье рассмотрены игровые элементы и принципы, используемые в процессе создания геймифированных программ в образовании. Исследование подчеркивает важность геймификации в улучшении усвоения учебного материала, развитии критического мышления и формировании ключевых навыков, необходимых в современном образовательном и профессиональном контексте.

Abstract. Gamification in education today plays a very important role. A method uses game elements, mechanics, and design to teach and increase student motivation. The article discusses game elements and principles used in the process of creating gamified programs in education. The study highlights the importance of gamification in improving learning, critical thinking, and key skills needed in today's educational and professional contexts.

 

Ключевые слова: геймификация, игра, игровой элемент, мотивация, вознаграждение, учебный процесс.

Keywords: gamification, game, game element, motivation, reward, educational process.

 

Геймификация – это использование игровых элементов и методов в нетипичных для игр контекстах, таких как образование, бизнес, здравоохранение и т.д. В XXI веке геймификация стала все более значимым инструментом для привлечения внимания, мотивации и вовлечения людей. Одним из основных преимуществ геймификации является ее способность мотивировать людей к действию. Игровые элементы, такие как баллы, достижения, уровни и т.д., создают стимул для выполнения задач и достижения целей. Это особенно полезно в сферах образования и обучения, так как геймификация может сделать учебный процесс более увлекательным и мотивирующим. Исследование, проведенное ученными, позволило определить, что студенты, использующие элементы игровых методов при повторении материала, закрепили свои знания на 34 % лучше, чем те, кто просто прочитал информацию [1].

Кевин Вербах и Дэн Хантер разработали 6 этапов геймификации, которые помогают успешно внедрять игровые механики в различные сферы жизни (рис. 1). Эти два специалиста активно пропагандируют методы геймификации в различных сферах. Они показывают, как использование игровых механик и принципов может помочь вовлечь и мотивировать людей, улучшить их производительность и достичь поставленных целей. Благодаря их работе геймификация становится все более популярной и широко применяемой практикой.

 

Рисунок 1. Шесть шагов D Кевина Вербаха и Дэна Хантера [2]

 

Геймификация играет значительную роль в образовании, предоставляя новые возможности обучения и мотивации учащихся. Использование игровых элементов способствует привлечению внимания и увлечению студентов, улучшает вовлеченность и усваивание знаний.

К игровым элементам относятся:

  • очки – один из основных игровых элементов, используемых в геймификации. Студенты могут зарабатывать очки за выполнение определенных задач, ответы на вопросы, участие в дискуссиях и другие достижения. Очки могут использоваться для конкуренции, мотивации, или обмена на награды;
  • бейджи или достижения – игровой элемент, которым награждается студент за выполнение определенных задач или достижений. Например, студент может получить бейдж за завершение модуля, за лучший результат в тесте, за активное участие в обсуждении и т. д. Это помогает стимулировать учеников к достижению целей и создает чувство достижения;
  • уровни – уровни предлагают иерархичные цели для учеников. Чем больше задач они выполняют, тем выше уровень они достигают. Это может стимулировать их стремление к достижению новых целей и поддерживать интерес к учебному процессу;
  • таблица лидеров – позволяет ученикам видеть свое место в сравнении с другими учениками. Таблица лидеров может отображать результаты, накопленные очки, уровни, или другие достижения. Это создает конкуренцию и стимулирует учеников к улучшению своего результата;
  • награды – кроме очков и бейджей, ученики могут получать и другие формы наград за свои достижения, такие как виртуальные подарки, доступ к дополнительному контенту, привилегии, или даже физические призы. Награды помогают усилить эффект мотивации и удовлетворения.

Подходы геймификации способствуют персонализации образования, позволяя преподавателям адаптировать задания и материалы под индивидуальные потребности и интересы студентов. Это способствует повышению мотивации и эффективности образовательного процесса. Кроме того, игровые методики позволяют стимулировать творческое мышление, а также развивать коммуникативные и социальные навыки. Однако стоит отметить, что для эффективного функционирования игровых методик необходимо построить геймифицированную систему, опираясь на психологические принципы мотивации. Специалисты в области геймификации выделяют четыре принципа: статус, соревнование, вознаграждение и обратную связь.

1. Статус – одним из основных принципов геймификации является предоставление статуса игрокам. Это может быть достигнуто путем присвоения различных уровней, званий, знаков отличия и других символов статуса. Это мотивирует игроков продвигаться вперед и увеличивать свой статус в игре.

2. Соревнование – геймификация также включает в себя элемент соревнования, которое побуждает игроков к преодолению трудностей, достижению целей и улучшению своих результатов. Соревнование может быть, как между отдельными игроками, так и между командами.

3. Вознаграждение – вознаграждение игроков за достижения и выполнение определенных заданий является еще одним важным принципом геймификации. Это может включать в себя получение виртуальных или реальных наград, бонусов, баллов и других вознаграждений, которые стимулируют игроков к активному участию в процессе.

4. Обратная связь – обеспечение игроков обратной связью об их действиях, прогрессе и результатах является также неотъемлемой частью геймификации. Это помогает игрокам понимать, насколько успешно они достигают свои цели, и мотивирует их к дальнейшим усилиям.

В качестве примеров геймификации образования можно привести популярный проект для изучения иностранных языков Lingualeo. Lingualeo – это приложение, которое использует методы геймификации для обучения иностранным языкам. Это приложение предлагает различные увлекательные задания и игры, которые помогают пользователям учить новые слова, грамматику и практиковать произношение. Пользователи могут зарабатывать очки и достижения за выполнение заданий, прохождение уровней и выполнение ежедневных заданий. Это создает стимул для постоянного участия и мотивирует пользователей учиться каждый день.

Резюмируя все вышесказанное, выявлено, что геймификация в образовании имеет огромную значимость, так как она способствует созданию более привлекательной и эффективной учебной среды. Использование игровых элементов и механик в образовательном процессе может стимулировать мотивацию студентов, улучшать усвоение материала, развивать навыки сотрудничества и коммуникации, а также способствовать более глубокому пониманию учебных тем. Геймификация также может помочь в обучении и развитии навыков, которые могут быть трудны для изучения с помощью традиционных методов обучения. Кроме того, она может помочь стимулировать творческое мышление и проблемное решение среди студентов. Помимо прочего, геймификация помогает учителям адаптировать учебный материал к различным стилям обучения и уровням способностей студентов. Это позволяет индивидуализировать обучение и обеспечить максимально эффективное усвоение знаний всеми учащимися. В целом, геймификация способствует созданию более интересной, вовлекающей и эффективной учебной среды, что делает ее значимой составляющей в современной системе образования.

 

Список литературы:
1. The effect of challenge-based gamification on learning: An experiment in the context of statistics education Nikoletta-Zampeta Legaki, Nannan Xi, Juho Hamari, Kostas Karpouzis, Vassilios Assimakopoulos // International Journal of Human-Computer Studies. Vol. 144. December 2020.
2. Вербах, Кевин Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / Кевин Вербах, Дэн Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 224 с.