Статья:

Обоснование выбора критериального аппарата оценки сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Пантелеев Р.Г. Обоснование выбора критериального аппарата оценки сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 41-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обоснование выбора критериального аппарата оценки сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста

Пантелеев Роман Геннадьевич
сотрудник, Академия ФСО России, РФ, г. Орел

 

The rational of choice for rate of structure of the organizational-management competence for the future military specialist

 

Roman Panteleev

Associate, Federal Guard Service Academy, Russia, Oryol

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности квалиметри­ческого подхода при оценивании качества подготовки будущих военных специалистов.

Abstract. The article describes the qualimetry' s approach for rating the quality of training future military specialists.

 

Ключевые слова: компетентностный подход; оценка качества образования; педагогическая квалиметрия; дидактические критерии и показатели.

Keywords: a competent approach; a quality of training; a qualimetry' s approach; a didactic tests and indicators.

 

Одним из ключевых моментов компетентностного подхода, реализуемого в настоящее время в образовательной системе, является его нацеленность на результаты образования, под которыми понимается «не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [1]. Таким образом, прогнозируемые результаты образования и, соответственно, сформированные общекультурные, профессиональные и военно-профессиональные компетенции как основные показатели оценки качества результатов обучения будущего военного специалиста (БВС), выступают главной целью образовательного процесса.

В последнее время проблема объективной оценки качества образо­вания и научно-обоснованного подтверждения результатов проводимых исследований в рамках компетентностного подхода является одной из актуальных и обсуждаемых в педагогическом сообществе. Такой неподдельный интерес к проблеме оценки качества образования по нашему мнению явился, помимо прочего, следствием изменения субъект-объектных отношений в образовательном процессе и перехода от подхода, центрированного на преподавателе к студентоцентри­рованному подходу в обучении.

На наш взгляд неоспоримым является и тот факт, что в фокусе измерения готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности до сих пор находятся накопленные знания, а не сформированные в процессе обучения компетенции. Оценка будущего специалиста носит, как правило, суммирующий характер и ориенти­рована на контроль количества учебного материала, освоенного за период обучения, т. е. направлена в основном на оценивание когнитивного компонента компетенции, которая имеет более сложный состав и включает в себя еще и мотивационный, деятельностный и личностно-профессиональный компоненты.

Следует отметить, что в настоящее время при проведении педагоги­ческих исследований в рамках компетентностной образовательной парадигмы для качественной оценки педагогических объектов все чаще используется квалиметрический подход.

С методологической точки зрения значение квалиметрии для педагогики состоит в наличии принципиальной возможности выразить качество педагогических объектов, нематериальных и имеющих достаточно сложный компонентный состав одной или несколькими количественными характеристиками, что в свою очередь связано с необ­ходимостью разработки соответствующего критериально-оценочного аппарата, включающего в себя помимо прочего критерии и показатели сформированности организационно-управленческой компетенции (ОУК) БВС. Наличие критериального аппарата позволит в численном выра­жении оценить уровень сформированности ОУК БВС, выявить динамику в процессе ее формировании и, что немаловажно, квалиметрически описать результаты измерений, т. е. разработать методику оценки сформированности ОУК БВС.

Разработка критериев является одной из важнейших научно-педагогических проблем, решение которой дает возможность произ­водить оценку происходящих педагогических процессов и явлений.

Следует отметить, что анализ научно-педагогической литературы показал отсутствие однозначного мнения по вопросу трактовки такого понятия как «критерий». Так в «Педагогическом словаре» понятие «критерий» рассматривается как обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации, основание для оценки [6, с. 42].

В.Г. Шляпина под критерием понимает признак, на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения [8]. Т.В. Бакалова рассматривает критерий как некоторую количественную меру оценки показателя [2].

Однако, по нашему мнению, наиболее точно определение критерия дано в работе А.И. Козачка [5], на основании которого под критерием сформированности ОУК БВС будем понимать совокупность объектив­ных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в организационно-управленческой деятельности.

Анализ различных научных источников показал, что диагности­ческие критерии должны соответствовать основным закономерностям формирования и развития личности, с их помощью должны устанавли­ваться связи между всеми компонентами исследуемого педагогического явления или процесса, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в культурно-педагогическом пространстве. Помимо этого, критерий должен раскрываться через ряд качественных и количественных показателей, по мере проявления которых можно определять о большей или меньшей степени его выраженности [7]. Поэтому следующим важным элементом разработки критериально-оценочного аппарата сформированности ОУК являются показатели, раскрывающие каждый из диагностических критериев. Анализ иссле­дований показывает, что современная педагогическая наука предлагает несколько различных подходов к трактовке такого понятия как «показатель».

Некоторые авторы отождествляют понятия «показатель» и «критерий». Так, например, О.В. Евтихов в структуре концепции формирования профессиональной компетентности курсантов выделяет, помимо прочего, критерии (показатели) оценки результативности реализации концепции, не делая между этими двумя понятиями отличий [3]. Г.М. Коджаспирова определяет показатели как критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им оценку [4, с. 74].

Другие исследователи считают, что показатель – это характе­ристика объекта, а критерий – некоторая количественная мера оценки показателя, определяя, таким образом, критерий в качестве значения показателя [2].

По нашему же мнению показатель вторичен по отношению к критерию, т. е. критерий включает в себя раскрывающие его показатели, определяющие готовность БВС к эффективному выполнению обязан­ностей военной службы и применению сформированной ОУК в служебной деятельности. Кроме того, по мнению В.И. Загвязинского, точку зрения которого мы полностью поддерживаем, показатель является измеряемой характеристикой какой-то одной стороны критерия изучаемого объекта, дающей количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве [6, с. 49].

Анализ проблемы оценки сформированности элементов органи­зационно-управленческой компетенций показал наличие различных точек зрения исследователей на выбор критериально-оценочного аппарата. Однако, несмотря на различия в предложенном исследова­телями критериальном аппарате для оценки сформированности ОУК, все они сводятся к тому, что уровень сформированности ОУК будет определяться сформированностью каждого из ее компонентов.

По нашему мнению под ОУК целесообразно понимать интегра­тивную характеристику БВС в области телекоммуникаций, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определяющую его способность и мотивационную готовность осуществлять организационно-управлен­ческую деятельность в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций.

Таким образом, с учетом компонентного состава компетенции считаем целесообразным выделить следующие дидактические критерии и показатели для оценки сформированности ОУК БВС, представленные на рисунке.


Рисунок. Критерии и показатели сформированности ОУК

 

Считаем, что выделенные критерии и характеризующие их показатели позволят в полной мере дать оценку сформированности ОУК БВС в условиях военного вуза.

 

Список литературы:
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1316653/ (Дата обращения: 11.12.2017).
2. Бакалова Т.В. Критерии оценки сформированности компетенций при использовании инновационных методов обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23913519 (Дата обращения: 10.12.2017).
3. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: дисс. … доктора пед. наук. – Красноярск, 2015. – 424 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 176 с. 
5. Козачок А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе: дисс. … канд. пед. наук. – Орел, 2004. – 236 с.
6. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
7. Салманова А.Ф. Критерии показатели оценки гендерного поведения подростков в воспитательной работе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 15-18. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2878/ (Дата обращения: 15.12.2017).
8. Шляпина В.Г. О критериях оценки сформированности исследовательской компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://co2b.ru/docs/enj.2015.02.pdf. (Дата обращения: 11.12.2017).