Обоснование выбора критериального аппарата оценки сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Обоснование выбора критериального аппарата оценки сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста
The rational of choice for rate of structure of the organizational-management competence for the future military specialist
Roman Panteleev
Associate, Federal Guard Service Academy, Russia, Oryol
Аннотация. В статье рассматриваются возможности квалиметрического подхода при оценивании качества подготовки будущих военных специалистов.
Abstract. The article describes the qualimetry' s approach for rating the quality of training future military specialists.
Ключевые слова: компетентностный подход; оценка качества образования; педагогическая квалиметрия; дидактические критерии и показатели.
Keywords: a competent approach; a quality of training; a qualimetry' s approach; a didactic tests and indicators.
Одним из ключевых моментов компетентностного подхода, реализуемого в настоящее время в образовательной системе, является его нацеленность на результаты образования, под которыми понимается «не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [1]. Таким образом, прогнозируемые результаты образования и, соответственно, сформированные общекультурные, профессиональные и военно-профессиональные компетенции как основные показатели оценки качества результатов обучения будущего военного специалиста (БВС), выступают главной целью образовательного процесса.
В последнее время проблема объективной оценки качества образования и научно-обоснованного подтверждения результатов проводимых исследований в рамках компетентностного подхода является одной из актуальных и обсуждаемых в педагогическом сообществе. Такой неподдельный интерес к проблеме оценки качества образования по нашему мнению явился, помимо прочего, следствием изменения субъект-объектных отношений в образовательном процессе и перехода от подхода, центрированного на преподавателе к студентоцентрированному подходу в обучении.
На наш взгляд неоспоримым является и тот факт, что в фокусе измерения готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности до сих пор находятся накопленные знания, а не сформированные в процессе обучения компетенции. Оценка будущего специалиста носит, как правило, суммирующий характер и ориентирована на контроль количества учебного материала, освоенного за период обучения, т. е. направлена в основном на оценивание когнитивного компонента компетенции, которая имеет более сложный состав и включает в себя еще и мотивационный, деятельностный и личностно-профессиональный компоненты.
Следует отметить, что в настоящее время при проведении педагогических исследований в рамках компетентностной образовательной парадигмы для качественной оценки педагогических объектов все чаще используется квалиметрический подход.
С методологической точки зрения значение квалиметрии для педагогики состоит в наличии принципиальной возможности выразить качество педагогических объектов, нематериальных и имеющих достаточно сложный компонентный состав одной или несколькими количественными характеристиками, что в свою очередь связано с необходимостью разработки соответствующего критериально-оценочного аппарата, включающего в себя помимо прочего критерии и показатели сформированности организационно-управленческой компетенции (ОУК) БВС. Наличие критериального аппарата позволит в численном выражении оценить уровень сформированности ОУК БВС, выявить динамику в процессе ее формировании и, что немаловажно, квалиметрически описать результаты измерений, т. е. разработать методику оценки сформированности ОУК БВС.
Разработка критериев является одной из важнейших научно-педагогических проблем, решение которой дает возможность производить оценку происходящих педагогических процессов и явлений.
Следует отметить, что анализ научно-педагогической литературы показал отсутствие однозначного мнения по вопросу трактовки такого понятия как «критерий». Так в «Педагогическом словаре» понятие «критерий» рассматривается как обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации, основание для оценки [6, с. 42].
В.Г. Шляпина под критерием понимает признак, на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения [8]. Т.В. Бакалова рассматривает критерий как некоторую количественную меру оценки показателя [2].
Однако, по нашему мнению, наиболее точно определение критерия дано в работе А.И. Козачка [5], на основании которого под критерием сформированности ОУК БВС будем понимать совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в организационно-управленческой деятельности.
Анализ различных научных источников показал, что диагностические критерии должны соответствовать основным закономерностям формирования и развития личности, с их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого педагогического явления или процесса, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в культурно-педагогическом пространстве. Помимо этого, критерий должен раскрываться через ряд качественных и количественных показателей, по мере проявления которых можно определять о большей или меньшей степени его выраженности [7]. Поэтому следующим важным элементом разработки критериально-оценочного аппарата сформированности ОУК являются показатели, раскрывающие каждый из диагностических критериев. Анализ исследований показывает, что современная педагогическая наука предлагает несколько различных подходов к трактовке такого понятия как «показатель».
Некоторые авторы отождествляют понятия «показатель» и «критерий». Так, например, О.В. Евтихов в структуре концепции формирования профессиональной компетентности курсантов выделяет, помимо прочего, критерии (показатели) оценки результативности реализации концепции, не делая между этими двумя понятиями отличий [3]. Г.М. Коджаспирова определяет показатели как критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты педагогической деятельности и дать им оценку [4, с. 74].
Другие исследователи считают, что показатель – это характеристика объекта, а критерий – некоторая количественная мера оценки показателя, определяя, таким образом, критерий в качестве значения показателя [2].
По нашему же мнению показатель вторичен по отношению к критерию, т. е. критерий включает в себя раскрывающие его показатели, определяющие готовность БВС к эффективному выполнению обязанностей военной службы и применению сформированной ОУК в служебной деятельности. Кроме того, по мнению В.И. Загвязинского, точку зрения которого мы полностью поддерживаем, показатель является измеряемой характеристикой какой-то одной стороны критерия изучаемого объекта, дающей количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве [6, с. 49].
Анализ проблемы оценки сформированности элементов организационно-управленческой компетенций показал наличие различных точек зрения исследователей на выбор критериально-оценочного аппарата. Однако, несмотря на различия в предложенном исследователями критериальном аппарате для оценки сформированности ОУК, все они сводятся к тому, что уровень сформированности ОУК будет определяться сформированностью каждого из ее компонентов.
По нашему мнению под ОУК целесообразно понимать интегративную характеристику БВС в области телекоммуникаций, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определяющую его способность и мотивационную готовность осуществлять организационно-управленческую деятельность в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций.
Таким образом, с учетом компонентного состава компетенции считаем целесообразным выделить следующие дидактические критерии и показатели для оценки сформированности ОУК БВС, представленные на рисунке.
Рисунок. Критерии и показатели сформированности ОУК
Считаем, что выделенные критерии и характеризующие их показатели позволят в полной мере дать оценку сформированности ОУК БВС в условиях военного вуза.