Статья:

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Герасимов А.В. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(69). — М., Изд. «МЦНО», 2023. — С. 4-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Герасимов Антон Владимирович
аспирант кафедры Дошкольная педагогика, прикладная психология, ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В настоящее время технологии дополненной реальности всё увереннее входят в нашу жизнь и находят применение в самых разнообразных областях деятельности человека. Начиная от компьютерных игр, в которые играют дети, заканчивая проектированием и запуском сложных космических кораблей. Исключением не стала и сфера образования. С каждым днем появляются дошкольные организации, которые выстраивают процесс образовательной деятельности при помощи взаимодействия с продуктами дополненной реальности, которая позволяет сделать образовательный процесс увлекательным, интересным и познавательным.

 

Ключевые слова: дополненная реальность; образование; применение; дошкольные образовательные учреждения.

 

В 21 веке сложно представить нашу жизнь без использования компьютерных технологий. Они сопровождают нас везде. Начиная от компьютерных игр, в которые играют дети, заканчивая проектированием и запуском сложных космических кораблей. Многие сферы деятельности не могут обойтись без дополненной реальности.

Дополненная реальность представляет собой новую интерактивную технологию, которая позволяет накладывать компьютерную графику или текстовую информацию на объекты реального времени [1]. Использование дополненной реальности подразумевает совмещение двух независимых пространств: реального мира вокруг человека и виртуального мира, создаваемого при помощи мобильных устройств.

На сегодняшний день дополненная реальность применяется в различных областях. К ним можно отнести:

  • Туризм;
  • медицину;
  • рекламный бизнес;
  • область торговли;
  • компьютерные игры.

Исключением не стала и сфера образования. С каждым днем появляется большое количество организаций, которые выстраивают образовательный процесс при помощи взаимодействия с продуктами дополненной реальности.

Среди положительных сторон применения дополненной реальности в дошкольных образовательных учреждениях можно выделить [2]:

  • Повышение уровня вовлеченности детей в учебный процесс, что способствует улучшению результатов образовательной деятельности;
  • активное запоминание информации в процессе её восприятия;
  • применение дополненной реальности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) позволит педагогам упростить объяснение нового запланированного материала, а детям его лучше и легче усвоить;
  • возможность закрепить материал вне дошкольного учреждения.

В рамках данной статьи рассмотрим способы применения дополненной реальности в дошкольных образовательных учреждениях.

Образовательную деятельность в дошкольных учреждениях можно разделить на несколько областей:

  • Социально-коммуникативное развитие. Данный вид образовательной деятельности предполагает формирование у детей навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а так же он направлен на формирование норм и ценностей, принятых в обществе. Основными примерами такого развития являются беседа, сюжетно-ролевая игра, труд и так далее;
  • речевое развитие – формирование речи в качестве средства общения. Данная область развития предполагает увеличение словарного запаса, формирование правильной связной диалогической и монологической речи детей. Для речевого развития ребенка в ДОУ используется непосредственная образовательная деятельность (НОД) по развитию речи, грамоте, а так же ознакомление с художественной литературой, дидактические и развивающие игры в совместной деятельности с педагогом и другие формы работы;
  • познавательное развитие – формирование любознательности, интересов детей, мотивация к познанию нового, развитие воображения и творческой активности. В процессе познавательного развития в ДОУ применяются НОД по математике, окружающему миру, который предполагает изучение природы (экологическое развитие), изучение анатомии человеческого тела и строение тела животного, конструирование, ориентировка в пространстве, а так же совместная с педагогом деятельность в виде дидактической игры, беседы, чтения энциклопедий и так далее;
  • физическое развитие – динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка. Для физического развития в дошкольных образовательных учреждениях используются НОД: физическая культура, плавание, а так же совместная деятельность: подвижная игра, спортивные досуги, физминутки, динамические паузы и так далее.
  • художественно-эстетическое развитие – приобщение к искусству и формирование начальных представлений о различных его видах. В рамках данного вида развития может происходить формирование музыкальных умений и навыков, развитие изобразительного творчества, способностей к театральной деятельности, а так же хореографии.

В каждой из описанных категорий образовательной деятельности дошкольных учреждений возможно применение приложений дополненной реальности. Рассмотрим каждую категорию отдельно.

Для социально-коммуникативного и речевого развития возможно использование приложения AR Dragon [3]. Данное решение является аналогом тамагочи, где дети могут контактировать с динозавром и заботиться о нем. Это позволит сформировать у них такие навыки и качества, как общение с другими людьми, умение правильно сформировать и изложить свои мысли, умение делиться личными впечатлениями, а так же заботу об окружающих и близких, сопереживание, эмпатию.

Ещё одним примером, способствующим речевому развитию, является серия книг издательской компании «Little Hippo books» [4]. Она представляет собой художественную литературу, оформленную для детей дошкольного возраста. В каждой книге содержится известная детская сказка с добавлением меток дополненной реальности на страницах. Метки позволяют оживить различных героев книг, а так же взаимодействовать с ними.

В качестве ещё одного примера приложения, способствующего социально-коммуникативному и речевому развитию, является приложение AR Flash Cards [5]. Оно позволяет сканировать метки на карточках при помощи мобильного устройства, после чего иллюстрации с этих карточек «оживают» и дети могут рассмотреть их в любом ракурсе. Карточки поставляются с английским алфавитом, что помогает изучать природу и различных животных совместно с изучением иностранного языка. Таким образом, задействуется визуальная и аудиальная память, а так же подключается ассоциативное запоминание.

Для формирования познавательного развития возможно использование книги «Космос. 4D Энциклопедия с дополненной реальностью. Познавательное развитие по любой программе ко дню космонавтики» и приложение DEVAR в дополнение к ней. Данная книга познакомит ребенка с космосом, расскажет об истории его освоения, о том, как строились обсерватории, формировались карты созвездий, создавались различные ракеты и летательные аппараты. Так же книга рассказывает о том, как люди летают в космос, высаживаются на Луну.

Ещё одним примером формирования познавательного развития является набор энциклопедий в дополненной реальности: "В глубинах океана" и "Динозавры" в цикле НОД по познавательному развитию. Книги позволяют детям изучить подводный мир и доисторических животных при помощи дополненной реальности. Книга о динозаврах позволит подробнее узнать их особенности, способы питания, места обитания, возможно так же взаимодействие с ними, например, кормление, а книга «В глубинах океана» дает возможность изучить подводный мир, подробнее узнать об обитателях и растениях, рассмотреть их виртуальные модели.

Для художественно-эстетического развития отлично подойдет приложение Quiver [6]. Оно представляет собой раскраску с элементами дополненной реальности. Использование приложения в программе обучения детских садов позволит развивать у детей навыки изобразительной деятельности (штриховка, сочетание цветов и так далее), а так же воображение и пространственное мышление, аккуратность в работе, усидчивость.

Представленные приложения являются многофункциональными и могут быть использованы в различных областях образовательной деятельности.

Таким образом, общество понимает, что на данном этапе развития педагогической мысли и информационных технологий существует необходимость и возможность изменить с помощью дополненной реальности процесс преподавания, сделав его более интересным, информативным, актуальным. В связи с этим регулярно появляются новые приложения дополненной реальности, которые возможно применить в образовательном процессе. В ходе написания статьи были рассмотрены преимущества использования дополненной реальности в сфере образования, определены и описаны категории образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, а так же для каждой категории подобраны приложения дополненной реальности и описаны способы их применения в образовательной программе.

 

Список литературы:
1. Таран В.Н. Применение дополненной реальности в обучении [Электрон. ресурс] / В.Н. Таран. // Научная электронная библиотека. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36511027
2. VR/AR в детском образовании: зачем технологии нужны школам? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medium.com/modum-lab/vr-ar-в-детском-образовании-зачем-технологии-нужны-школам-803b06245eeb/
3. AR Dragon – виртуального дракончика в каждый дом! [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://planetvrar.com/ar-dragon-obzor/
4. Little Hippo Books [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://littlehippobooks.com/
5. AR Flashcards – Развивающие игры детям для изучения языков [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.mysmartflash.de/ru/
6. QuiverVision 3D Augmented Reality coloring apps [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://quivervision.com/