АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
CURRENT ISSUES OF APPLICATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Gulnaz Kamalova
Senior lecturer, National Research University «Moscow Power Engeneering Institute», Moscow
Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Russia, Kazan
Liliya Garaeva
Specialist in educational methodical work, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Russia, Kazan
Аннотация. В работе описаны квалификационный и компетентностный подходы в системе высшего образования, рассмотрена актуальность создания единых универсальных и общепрофессиональных компетенций, предложен вариант создание единого ФУМО по универсальным компетенциям.
Abstract. The paper describes the qualification and competency-based approaches in the system of higher education, considers the relevance of creating unified universal and general professional competencies, and proposes the option of creating a single FUMO for universal competencies.
Ключевые слова: компетентностный подход; квалификация; унификация дисциплин.
Keywords: competence approach; qualification; unification of disciplines.
Система высшего образования в нашей стране последние двадцать лет выстраивалась по принципу многоуровневости, академической мобильности и востребованности на рынке труда. Данные принципы сформировались в процессе вступления России в Болонский процесс, что привело к переходу от квалификационного подхода в образовании к компетентностной модели подготовки специалиста [2, 3].
Говоря о квалификационном подходе, мы подразумеваем знания, умения и навыки, формируемые обучающимися в ходе освоения образовательной программы, и присвоение «квалификации» при ее завершении.
Компетентностный подход, кроме знаний, умений и навыков, развивает кругозор, мировоззрение, способность к самообразованию, к творческой деятельности (что и является ее отличительной особенностью от квалификационного подхода) и отождествляется с такими понятиями как «компетенция» и «компетентность». [1]
Несомненно, система образования нуждалась в обновлении и реорганизации: связано это было и с переходом на рыночную экономику, и с новыми техническими и технологическими веяниями в науке и обществе. Однако, проблемы для обсуждения касательно выстраивания системы высшего образования имеются и по сей день.
Понятие «квалификация». Несмотря на смену квалификационного подхода компетентностным и его широкое применение при разработке и реализации образовательных программ, понятие «квалификация» употребляется в профессиональной среде до сих пор.
Так, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть статья 60 «Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении». В ней говорится, что квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции и т.д. [6] Кроме того, в Приказе министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня» также указаны квалификации по уровням образования [7].
Таким образом, в современной системе высшего образования плотно закрепились некоторые понятия и определения, которые необходимо интегрировать в компетентностный подход. Основываясь на понятии слова «компетентный» – «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией» [8]; «это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [4], а также, учитывая определения понятия «квалификация» – «уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [6]; «степень и уровень подготовленности к какому-либо виду деятельности, труда. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет человек» [5].
Таким образом, употребляя понятия «квалификация» мы можем приравнивать его к понятию «компетентность» и сформировать единое определение: «квалификация» – это показатель владения человеком определенного объема знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для ведения профессиональной деятельности.
Унификация дисциплин. Разработка и реализация образовательных программ осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), в которых прописаны универсальные и общепрофессиональные компетенции. Однако, формирование данных компетенций в рамках конкретных дисциплин и их объем не регламентируются ФГОС ВО и определяются образовательными организациями самостоятельно. С одной стороны, образовательные организации сами вправе разрабатывать образовательные программы, комплектуя их разными дисциплинами с разными объемами и периодами освоения, что является отличительной особенностью данной образовательной программы, а с другой стороны, у обучающихся возникают сложности, связанные с переводом из одной образовательной организации в другую (несоответствие наименования и объёма дисциплины приводит к отказу в переводе или возникает необходимость в пересдаче дисциплины).
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлен Порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня….. [6], в котором прописано, что исходная организация выдает обучающемуся справку о периоде обучения, в которой указываются уровень образования, перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д.
Выше мы уже описали возможность формирования компетенций в рамках любых дисциплин, что приводит к определенным противоречиям. Так, например универсальная компетенция может формироваться в одной образовательной организации в рамках одной дисциплины, а в другой – в рамках двух и более дисциплинах. В связи с этим, мы считаем необходимым учитывать при переводе и восстановлении обучающихся из одних образовательных организаций в другие сформированности компетенций, а не наличие тех или иных дисциплин и их объемов, что является логичным при применении компетентностного подхода. А также одним из вариантов решения данной проблемы является создание не только единых универсальных и общепрофессиональных компетенций, но и внесение во ФГОС ВО наименования и объема дисциплин, формирующих данные компетенции.
Единое ФУМО. На сегодняшний день по всем направлениям образования функционируют федеральные учебно-методические объединения (ФУМО). На базе имеющихся ФУМО принимаются важные решения, в том числе и рекомендации по разработке образовательных программ. Стоит отметить, что в последние годы практически всеми ФУМО были разработаны примерные основные образовательные программы (ПООП). Но в то же время наблюдались некоторые разночтения не только между ПООП разных направлений, но и в вариантах ПООП одного ФУМО. Разночтения касались в том числе и универсальных компетенций (различные дисциплины и объемы для их формирования). Исходя из этого, нами предлагается создание единого ФУМО по универсальным компетенциям, что позволит не только привнести единообразие в образовательные программы, но и позволит совершенствовать коммуникативные, социальные, культурологические и другие навыки обучающихся.
Подводя итоги, хочется отметить, что система высшего образования в нашей стране имеет некоторую сформировавшуюся структуру, прочную методологическую основу и широкие возможности к совершенствованию. Но все «проблемные точки», решение которых не только облегчит, но и сделает понятнее образовательным организациям и разработчикам ОПОП правовые и методологические основы, необходимо решать уже сегодня на этапе выхода из Болонского процесса и начала становления нового витка системы высшего образования в России.