Статья:

Информатизация образования в СПО как одно из условий формирования межкультурной толерантности будущих учителей

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Марченко Е.Ю., Образцов П.И. Информатизация образования в СПО как одно из условий формирования межкультурной толерантности будущих учителей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информатизация образования в СПО как одно из условий формирования межкультурной толерантности будущих учителей

Марченко Елена Юрьевна
д-р пед. наук, проф., Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орел
Образцов Павел Иванович
аспирант Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

INFORMATIZATION OF EDUCATION IN THE SECONDARY VOCATIONAL ORGANIZATIONS IS A CONDITION FOR THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ INTERCULTURAL TOLERANCE 

 

Pavel Obraztsov

Doctor of pedagogical science, professor, Orel state university named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

Elena Marchenko

Postgraduate student of Orel state university named after I.S. Turgenev,

Russia, Orel

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме информатизации современного образования. Рассматриваются основные принципы информатизации образовательной среды в  СПО. Актуализируется роль информатизации в вопросе  формирования межкультурной толерантности будущих учителей.

Abstract. The article is devoted to the actual problem of informatization in the modern education. The main principles of informatization of the educational environment in the secondary vocational organizations  are considered. The role of informatization in the formation of future teachers’ intercultural tolerance is updated.

 

Ключевые слова: информатизация, межкультурная толерантность, образование.

Keywords: informatization, intercultural tolerance, education.

 

Развитие технологий на современном этапе явилось причиной информатизации современного образования.

Под информатизацией в педагогике понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [2, c.87].

К принципам, обеспечивающим реализации процесса информатизации сферы образования относят:

- принцип системности, предполагающий изменение  системных свойств сферы образования,

- принцип непрерывности, который предусматривает использование методов и средств информационно-коммуникационных технологий, на всех этапах процесса обучения,

- принцип междисциплинарной интеграции, способствующий объединению теоретических и практических знаний дисциплин, образующих единое образовательное пространство [3, c.82].

Информатизация образования способствует управлению системой образования по средством использования банков данных, информационно-методических материалов и цифровых ресурсов. Кроме того, информатизация совершенствует систему отбора материала, методов, форм и средств взаимодействия с обучаемыми. Данное явление направлено на повышение степени участия учащегося в образовательном процессе, увеличения доли самостоятельности в выполнении учебной, исследовательской, а в рамках СПО и профессиональной деятельности. Контроль качества усвоенного материала  происходит не только под руководством педагога, но и с использованием компьютерных тестирующих систем, что повышает объективность в оценке результатов.

Особенно актуальным этот вопрос является при подготовке будущих учителей в СПО, поскольку именно они приходят в общеобразовательные школы для осуществления своей профессиональной деятельности.

Отличительной чертой российских образовательных учреждений является мультинациональность контингента обучающихся. Вследствие этого возникают проблемы, связанные с восприятие учащегося другой национальности как равноправного участника образовательного процесса. Возникает необходимость формировать качества, способствующие обеспечению благоприятной атмосферы внутри образовательных учреждений. Особенно остро данный вопрос встает при подготовке будущих учителей, т.к. они будут транслировать модели взаимодействия на своих подопечных.

В связи с этим появляется необходимость в формировании такого профессионального качества как межкультурная толерантность у будущих учителей в СПО.

Под межкультурной толерантностью понимается профессиональное качество, которое проявляется в его деятельности и выражается в ценностном отношении к субъектам образовательного процесса, уважении и признании их культурных традиций, наличии собственной позиции к рассматриваемым вопросам, настроенности  на взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Говоря о взаимодействии с участниками образовательного процесса, необходимо отметить, что для студентов 1 года обучения в СПО характерно отсутствие четких механизмов регулирования собственного поведения, наблюдается отсутствие информации культурологического характера, способствующей пониманию и принятию культурных различий.

Дисциплинами, способствующими обогащению знаний студентов о межкультурной толерантности способах выхода из конфликтных ситуаций, способности проанализировать результаты собственной деятельности и внести в нее коррективы способствуют следующие предметы: «Психология общения», «Педагогика», «Психология», «История», «Иностранные языка», «Психолого-педагогические основы общения и ряд других.

Содержание данных предметов, методы, формы и средства обучения способствуют формированию исследуемого феномена. Однако существенным недостатком традиционной системы обучения являлся тот факт, что получение новых знаний, формирование необходимых умений и навыков, которые входят в состав компетенций, которыми должен овладеть студент, проходило только в ходе занятий или производственных или учебных практик.

Информатизация обучения открывает новые перспективы  в использовании электронных ресурсов в процессе формирования межкультурной толерантности, дает возможность оставаться с преподавателем на связи в любом месте и времени, иметь доступ к электронным базам данных, найти единомышленников, организовывать конференции, обсуждать план действий, создавать собственные электронные продукты, выступать кураторами студентов первых и вторых курсов.

Информатизация обучения в вопросе формирования межкультурной толерантности имеет ряд преимуществ:

- повышает мотивацию студентов к изучению предметов;

- способствует усвоению профессиональных компетенций, которые являются неотъемлемой частью при подготовке квалифицированного специалиста;

- предоставляют возможность непрерывного обучения;

- постоянный мониторинг качества усвоению компетенций;

- создание благоприятной психологической среды при изучении дисциплин;

- учет индивидуальных особенностей каждого студента;

-возможность транслировать свой опыт.

Поскольку формирование межкультурной толерантности происходит в процессе взаимодействия и общения участников образовательного процесса, то становится очевидным приоритет в использовании коммуникативных технологий. Информатизация образования в СПО строится на использовании коммуникативных технологий, дает возможность интерактивного взаимодействия между студентом и преподавателем, студентом и другими студентами,  что способствует формированию исследуемого феномена.

Проведя сравнительный педагогический эксперимент, целью которого отследить, как будет меняться уровень сформированности межкультурной толерантности будущих учителей, мы разделили студентов 2 курса на четыре группы экспериментальную и контрольную. В контрольных группах обучение студентов проводилось традиционным способом, в то время как в экспериментальных обучение строилось с использованием технологических средств (информационных ресурсов, электронных библиотек, новостных сайтов).

 

Рисунок 1. Диаграмма сформированности межкультурной толерантности будущих учителей в процессе обучения иностранному языку в СПО до и после проведения формирующего эксперимента

 

Проанализировав полученные результаты, мы увидели, что уровень межкультурной толерантности у студентов контрольной группы практически не изменился, во время как в экспериментальной группе значительно вырос, что является доказательством того факта, что информатизация процесса обучения в СПО является одним из условий эффективного формирования межкультурной толерантности.

 

Список литературы:

  1. Самерханова Э. К. Основные направления и принципы развития информатизации образовательного учреждения // Наука и школа. 2010. №6. С.46-49.
  2. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека,2006. – 329 с.
  3. Агеев А. В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность. Материалы межвузовской конференции. Орел: «Картуш», 2012. – С. 81-89.