Статья:

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Корнева А.П. Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 18-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах

Корнева Анастасия Павловна
учитель русского языка и литературы, аспирант Самарского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Самара

 

Methods of forming universal learning skills on lessons of the Russian language in high school classes

 

Anastasia Korneva

teacher of Russian language and literature, post-graduate student of Samara state University social-pedagogical University, Russia, Samara

 

Аннотация. В статье рассмотрены приемы формирования универ­сальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах по требованиям ФГОС. Приведены разнообразные упражнения по формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познава­тельных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении и повторение темы «Словообразование».

Abstract. In this article we observed methods of forming universal learning skills on lessons of the Russian language in high school classes on requirement of Federal Edicational Standards. Various examples of forming personal, regulative, communicative and cognitive skills on lessons of the Russian language while studying and revising "word formation" are given.

 

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС); универсальные учебные действия (УУД); познава­тельные УУД; личностные УУД; коммуникативные УУД; регулятивные УУД.

Keywords: Federal Educational Standard; Universal Learning Skills; Cognitive; Personal; Communicative; Regulative.

 

В современной социальной жизни происходят большие изменения, и это не может не отразиться на школьном образовании. Если раньше было достаточно сформировать прочную систему знаний, то теперь главной задачей считается научить учащихся учиться, то есть учителю необходимо вовлечь учеников в учебный процесс таким образом, чтобы они самостоятельно овладевали знаниями, применяли полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

При таком подходе ученик должен сам стать «архитектором» и «строителем» образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует на достижение не только предметных, но и метапред­метных и личностных результатов.

Таким образом, особую актуальность приобретает формирование универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми обеспечит успешность в познавательной деятельности учащихся.

Пи выполнении настоящего исследования нашими задачами является:

· рассмотреть дефиницию «универсальные учебные действия»;

· проанализировать их виды (УУД);

· определить, каким образом на уроках русского языка в старших классах можно сформировать то или иное УУД, подобрав задания и языковой материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся, взяв за основу тему «Словообразования».

 

Что такое УУД и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком – это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. Такое определение даёт нам методи­ческая литература: [http://www.вокабула.рф/справочники/педагогический-глоссарий/универсальные-учебные-действия].

Универсальные учебные действия принято сгруппировать в четыре основных блока:

·      личностные;

·      регулятивные;

·      познавательные;

·      коммуникативные.

Рассмотрим каждое из них подробнее.

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

К личностным УУД относятся:

· положительный настрой к учению, открытость к новому материалу;

· желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

· осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

· участие в творческом, созидательном процессе;

·осознание себя как индивидуальности;

·осознание себя как гражданина, как представителя определён­ного народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

· участие в проектах, исследованиях;

· подведение итогов урока;

· творческие задания;

· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

· дневники достижений.

На уроке русского языка при повторении темы «Словообразование» в старших классах для формирования личностного УУД можно предложить следующее творческое задание:

Подобрать отрывки из стихотворений Велимира Хлебникова, где будут фигурировать неологизмы, примеры типа: летёж, парёж, лепёж, читёж; седун, будун, орун, мотун, горюн; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, метрвоба и т. п.

Затем предложить ученикам объяснить значение данных слов и попробовать подобрать модели в современном русском языке, по которым были созданы неологизмы.

Модель ответа: Мысляр – 1) человек, который в своей работе оперирует мыслью, 2) мыслитель, философ. Образовано по аналогии со словами маляр, столяр, дояр, гусляр с помощью суффикса «яр».

Регулятивные УУД – это действия, которые обеспечивают органи­зацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагается несколько методических приемов.

В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формулирования целей занятия учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

 

Я знаю

Я могу (хочу) узнать

Какие темы для этого нужно повторить

 

 

 

 

 

 

 

Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Приведём пример подобной таблицы, в которой найдёт отражение тема «Словообразование».

В начале урока русского языка по теме: «Способы словообра­зования в русском языке» (10 кл) может быть работа с такой таблицей:

 

Какие существуют способы словообразования в русском языке

Что я хочу узнать нового, дополнительного о способах словообразования

Что я узнал на уроке

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

·      самостоятельную постановку познавательной цели;

·      поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств;

·      смысловое чтение;

·      моделирование схем-конспектов, правил, орфограмм

Тема «Словообразование» предоставляет широкие возможности для формирования у учащихся познавательных УУД:

·      находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

·      пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, спра­вочниками;

·      осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

·      строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Для формирования у учеников познавательных УУД можно предложить следующее задание:

Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1)   Булочка, козочка, вазочка.

2)   Воротник, задачник, ночник.

3)   Разодеть, разомкнуть, разобрать.

4)   Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

5)   Попугайничать, скромничать, лентяйничать

Модель ответа: В слове булочка выделяются корень -булоч- (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальныхсуффикс -очк-.

В качестве задания на моделирование можно предложить такое задание:

Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

1.    существительное, обозначающее действие;

2.    прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;

3.    существительное – название лица по его действию.

Выполнение заданий такого типа научит структурировать разнообразную языковую информацию о словах, организовать многоаспектный анализ словообразовательных моделей.

Учащиеся смогут выработать особый взгляд на слово, разглядеть важные языковые закономерности.

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога, позволяющие интегрироваться в социальную среду.

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

·      составление уточняющих вопросов или вопросов к выступаю­щему;

·      высказывание суждений;

·      выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией;

·      продолжение и развитие суждения одноклассника;

·      составление рассказа от имени героя, рассказа от имени неоду­шевлённого предмета;

·      разработка кроссворда по заданной теме.

Для формирования коммуникативных УУД на уроке русского языка в старших классах по теме «Словообразование» можно предложить следующий вид задания:

Составить рассказ, сказку, новеллу о жителях страны «Слово­образование», в которых необходимо отразить понятия: грамматика, суффикс, приставка.

Задание используется для повторения, обобщения и система­тизации знаний учащихся по теме «Словообразование».

Подобное задание способствует запоминанию и осознанию понятий и терминов, развивает творческое воображение, память, мышление, речь.

Таким образом, на основании рассмотренных нами универ­сальных учебных действий, мы можем сделать вывод о том, что работа по анализу языкового материала в разделе «Словообразование» предоставляет большие возможности для формирования учебно-познавательных интересов учащихся, развития универсальных учебных действий, развития их любознательности.

 

Список литературы:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 28 п.л.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 104 с.
3. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
4. Энциклопедии, словари, справочники – онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/справочники/педагогический-глоссарий/универсальные-учебные-действия (Дата обращения: 01.10.10).