Статья:

Формирование информационной культуры младших школьников с билингвизмом средствами курса «Образ и мысль»

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Мохова И.Н., Цилина Е.А. Формирование информационной культуры младших школьников с билингвизмом средствами курса «Образ и мысль» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование информационной культуры младших школьников с билингвизмом средствами курса «Образ и мысль»

Мохова Ирина Николаевна
старший преподаватель, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», РФ, г. Нижний Новгород
Цилина Екатерина Александровна
канд. психол. наук, доцент ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», РФ, г. Нижний Новгород

 

Formation of the information culture of junior schoolchildren with bilingualism using the means of the course "Image and Thought"

 

Irina Mokhova

Senior Lecturer, GBOU DPO «The Nizhny Novgorod Institute development of education", Russia, Nizhny Novgorod

Catherine Tsilina

Candidate of Psychological Sciences, associate professor, GBOU DPO «The Nizhny Novgorod Institute development of education", Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности курса «Образ и мысль» при формировании компонентов информационной культуры младших школьников с билингвизмом, способы коррекции недостатков речи и навыков коммуникации.

Abstract. The article examines the possibilities of the "Image and Thought" course in the formation of components of the information culture of junior schoolchildren with bilingualism, ways of correcting speech deficiencies and communication skills.

 

Ключевые слова: информационная культура; курс «Образ и мысль»; младший школьник; билингвы; фасилитированная дискуссия.

Keywords: information culture; "Image and Thought" course; junior schoolchild; bilinguals; facilitated discussion.

 

Одной из актуальных проблем современности является формирование информационной культуры человека, соответствующей новым условиям и требованиям информационного общества.

Информационная культура отражает информационный аспект в жизни человека. Особенность данного вида культуры определяется не только высоким уровнем компетентности использования человеком новых технических средств работы с информацией. Технико-технологический подход к формированию информационной культуры является лишь одной стороной вопроса.

В рамках культурологического подхода информационная культура в широком смысле – это важная составляющая культуры человека, которую характеризует уровень осуществляемых информационных процессов и информационных взаимодействий личности. Таким образом, не менее важным аспектом информационной культуры является мировоззренческая и социальная составляющие.

Большую роль в формировании новой информационной культуры ученика играет система образования. Однако, открытость информационно-коммуникационного пространства, развитие международных отношений, а также многонациональность населения нашей страны и др.,  позволяет свидетельствовать о многочисленных проблемах в формировании информационной культуры двуязычных детей (билингвов) в начальной школе. 

Основные трудности для младших школьников указанной группы связаны с характерными особенностями усвоения неродного языка: бедность словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, затруднения в быстрой и правильной ориентировке в условиях общения, трудности при планировании и продуцировании собственных высказываний, затруднения при анализе информации, данной на слух [3].

Указанные особенности речевого развития увеличивающегося количества детей - билингвов ставят педагога перед необходимостью использования в образовательном процессе новых методик и организационных форм работы.

В этой связи особый интерес представляет курс «Образ и мысль», целью которого является создание условий для организации активного обмена информацией между младшими школьниками на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии. Этот вид дискуссии характеризуется организацией обсуждения на основе  строгой последовательности вопросов педагога - фасилитатора, что требует от учителя овладения данной стратегией [2].

Для организации фасилитированной дискуссии на занятиях курса «Образ и мысль» необходимы:  группа детей, обладающих равным уровнем компетенции в данной области; учитель-фасилитатор; произведение живописи; знание стратегии ведения обсуждения, включающая систему вопросов и технику парафраза. [1]

Основным инструментом ведения фасилитированной дискуссии  является техника парафраз и линкинг (обобщающий парафраз), а результатом – выстраивание спектра различных позиций к предмету обсуждения и формирование культуры взаимодействия.

В связи с указанными особенностями курса «Образ и мысль» мы можем определить следующие возможности развития компонентов информационной культуры при коррекции речевых нарушений младших школьников с билингвизмом:

1) использование диалоговой формы общения позволяет включать школьников - билингвов в естественную речевую среду;

2) усвоение школьниками нарушенных компонентов речи происходит с использованием компетентностного подхода, позволяющего школьникам самостоятельно действовать в ситуации незнания при решении актуальных для них проблем;

3)     одновременное развитие таких видов речевой деятельности как слушание (при восприятии собственной речи, в том числе в форме парафраза учителя или другого ученика; речи одноклассника; высказываний учителя) и говорение (при продуцировании собственных высказываний по поводу произведения изобразительного искусства; при осуществлении парафраза или линкинга);

4) корректировка нарушенных компонентов речи школьников (словарного запаса и грамматического строя) происходит ненавязчиво в ходе использования специальных речевых упражнения, предлагаемых в игровой форме, а также при перефразировании ошибочных высказываний учителем-фасилитатором;

5) совершенствование речевых и коммуникативных навыков происходит при использовании наиболее сохранных звеньев психики ребенка, а именно в опоре на зрительное восприятие, при одновременной работе с разными типами информации.

Рассмотрим подробнее курс «Образ и мысль» с точки зрения  формирования компонентов информационной культуры:

- получение, поиск и фиксация информации;

- понимание и преобразование информации;

- применение и представление информации.

Предпосылками для формирования умений получать, находить и фиксировать информацию являются развитое слуховое и зрительное восприятие, сформированные мыслительные операции, а также достаточный уровень развития устной и письменной речи.

В рамках данного компонента в курсе «Образ и мысль» представлены следующие возможности:

1) необходимость поиска ответа на поставленный учителем вопрос (вопросы предлагаются в определенной последовательности в опоре на  принципы усложнения и углубления);

2) возможность получения информации, данной визуально (при работе с произведением изобразительного искусства), аудиально (в форме высказывания другого ребенка, парафраза учителя или одноклассника);

3) продуманная система речевых упражнений («Не повторяй другого», «Ограничение пространства картины», «Новый взгляд», «Говорю о том, что запомнил», «Старая фотография», «Цепочка мнений»).

Понимание и преобразование информации происходит при:

1) корректировке собственных высказываний по заданию учителя и высказываний другого ученика;

2) формулировке содержательных вопросов на основе увиденного;

3) выдвижении гипотез относительно изучаемого произведения изобразительного искусства;

4) определении ответов на вопросы, требующих установления причинно-следственных связей («Что вы видите здесь такого, что позволяет вам это сказать?» «С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?» «Как вы думаете, это картины одного художника?» и т.п.);

5) использовании речевых упражнений («Проверь, как сказано», «Маленький учитель», «Пять минут молчания», «Озвученная картина», «Что сказала?», «Введение нового элемента, героя», «Мим», «Скажи другими словами» и др.), предполагающих формирование аргументации, вариативности, прогнозирования.

Применение и представление информации происходит при выполнении творческих видов работ: «Аппликация», «Незаконченный рисунок», «Мысленное путешествие по картине», «Узнай картину», «Шапка-невидимка», «Стих по картине», «Перевод с русского на русский».

Использование этих упражнений позволяет обучающимся с билингвизмом практиковаться в самостоятельном составлении речевых высказываний на темы, связанные с изобразительным искусством, формулировать содержательный запрос, вступать в коммуникацию со сверстниками, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Таким образом, курс «Образ и мысль» позволяет развивать и корректировать нарушенные компоненты речи обучающихся-билингвов, а также способствует  овладению способами работы с разнообразными видами информации.

 

Список литературы:
1. Бондарева, И.И. Курс «Образ и мысль» в начальной школе: программа, методические рекомендации / И.И.Бондарева, Н.Г.Молодцова, С.К.Тивикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 60с. с. 8-9
2. Тивикова С.К. Использование когнитивных стратегий в рамках проблемной лекции /С.К. Тивикова// Нижегородское образование.-2011.-№3 – с.150-155
3. Цилина Е.А. Особенности развития информационной культуры младших школьников с билингвизмом / Е.А. Цилина, И.Н. Мохова, Н.Н. Морозова // Нижегородское образование.- 2017.- №1- с.31-36