Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Патана В.Ю. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Патана Виктория Юрьевна
учитель начальных классов ГКОУ «Донецкая СШИ № 20» РФ, ДНР, г. Донецк

 

Аннотация. В статье автор описывает особенности формирования речи у детей с ОНР, способы мышления, основы развития речи.

 

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, развитие, дефекты.

 

Большинство детей со временем развиваются нормально; они достигают правильных вех в нужном возрасте. Однако у некоторых детей могут возникнуть проблемы с определенными навыками, такими как речь или языковые навыки. В таком случае рекомендуется логопедическая терапия, чтобы облегчить проблему и ускорить задержку речевого развития. Чем раньше вы обратите внимание ребенка на эту проблему, тем выше его шансы бороться с ней. Если речь ребенка не улучшается до такой степени, чтобы вы могли ее понимать, возможно, потребуется логопедическая терапия. [2]

Что такое логопедия для детей?

Логопедия используется для детей, которые испытывают трудности с произнесением определенных слов или не проявляют никакого интереса к разговорной речи. Эта форма терапии использует упражнения, помогающие улучшить способность ребенка говорить. Причин потери/ухудшения речи множество. Возможно, ребенок перенес тяжелую травму, которая задержала вербальный процесс говорения, или у него может быть генетический синдром, который задерживает его речь. Логопедия воздействует на речевую способность ребенка, чтобы укрепить ее и приумножить.

Каковы основные этапы развития речи у детей?

Если вы обеспокоены тем, что речь вашего ребенка не улучшается с нормальной скоростью, вам следует иметь в виду следующие этапы. Вы должны соблюдать интервал в три-четыре месяца, поскольку каждый ребенок развивается по-разному и в своем собственном темпе. Также важно отметить, что врачи не всегда могут рекомендовать логопедическую терапию для малышей, если только их общий речевой прогресс не является чрезвычайно медленным.

Некоторые из речевых расстройств, которые могут поражать детей, включают следующие аспекты:

1. Артикуляция

Это распространенное заболевание, при котором ребенку трудно правильно произнести определенное слово или издать определенные звуки. Наиболее распространенными нарушениями артикуляции, встречающимися у детей, является шепелявость, а наиболее распространенными неправильно произносимыми согласными у маленьких детей является звук ‘с’ или ‘ш’.

2. Беглость речи

Это состояние, с которым сталкивается большинство детей в какой-то момент на раннем этапе своего вербального процесса. Нарушение беглости речи – это когда ребенок застревает на определенной части предложения или слова и пытается повторять его снова и снова, прежде чем, наконец, произнести его. Примером нарушения беглости речи является заикание. При этом типе нарушения беглости речи ребенок может застревать на части слова или колебаться, прежде чем произнести какое-либо слово. Существует также удлинение звуков при попытке говорить, например, "st". Если ребенок не может произнести это слово, он может сказать "stststand" или "ssssstand" вместо того, чтобы просто сказать "стоять’.

3. Нарушение голоса или резонанс

Это расстройство, которое возникает, когда ваш ребенок произносит часть слова или предложения четко и сжато, но начинает мямлить на середине. Это расстройство может звучать так, как будто ваш ребенок говорит с простудой или вполголоса.

4. Лингвистическое или речевое расстройство

Это расстройство возникает, когда ваш ребенок с трудом понимает простой язык или не может говорить. Этот тип расстройства обучения вызывает разочарование, поскольку ребенок не сможет понять простые слова, такие как "есть" или "пить", и ему трудно общаться на любом простом языке. Таким образом, развитие речи является обязательным, и вам следует проконсультироваться с психотерапевтом, пока не стало слишком поздно.

Когда Вам нужен логопед для Вашего ребенка?

Каждый ребенок развивается в уникальном темпе. Иногда вашему ребенку может потребоваться поощрение, чтобы помочь ему достичь своей вехи. Главный вопрос заключается в том, когда вашему ребенку требуется логопед? Если ваш ребенок соответствует следующим критериям, возможно, вы захотите проконсультироваться со специалистом или логопедом.

  • Ваш ребенок в возрасте от 12 до 24 месяцев не использует никаких жестов руками и не пытается каким-либо образом общаться.
  • Даже спустя 18 месяцев после рождения он не проявляет никаких признаков попыток имитировать звуки, которые он слышит.
  • Он использует только невербальное общение и не пытается заговорить или произнести хотя бы одно слово после достижения 18-месячного возраста.
  • Он не проявляет признаков понимания простых предложений или инструкций.
  • Ваш ребенок не способен самостоятельно издавать звуки или говорить после двухлетнего возраста.
  • Он может только издавать звуки или подражать другим людям во время разговора, но не может использовать тот же язык для общения позже, даже когда ему исполнится два года.
  • Заикание вашего ребенка со временем ухудшается, вместо того чтобы улучшаться.
  • Шепелявость вашего ребенка становится более заметной.
  • В возрасте двух лет у вашего ребенка более гнусавый или необычно скрипучий голос.

После четырехлетнего возраста ваш ребенок должен уметь, по крайней мере, озвучивать простые потребности так, чтобы их мог понять совершенно незнакомый человек. Он должен быть в состоянии общаться, когда он голоден или ему нужно в туалет. Невыполнение этого требования в этом возрасте может потребовать медицинской помощи.

Помните, проконсультируйтесь со специалистом вашего ребенка, прежде чем идти к детскому логопеду, и делайте это только в том случае, если врач сочтет это необходимым. Иногда ребенок может не нуждаться в какой-либо терапии и демонстрировать нормальное развитие во всех аспектах, но могут наблюдаться задержки в речи, которые со временем проходят.

Логопедические упражнения для Вашего ребенка

Если вы все-таки обратитесь к логопеду, он может порекомендовать вашему ребенку пройти обследование в течение нескольких сеансов перед началом лечения. Если требуется терапия, ваш терапевт предложит определенные упражнения в домашних условиях, чтобы помочь максимально повысить эффективность лечения. Вот некоторые из упражнений, которые логопед может попросить вас выполнить дома.

1. Флэш-карточки

Использование карточек – чрезвычайно эффективный способ дать вашему ребенку возможность связать слово с изображением. Не забывайте говорить медленно и четко, чтобы помочь ребенку распознать движения рта и языка, необходимые для повторения слова. Вы можете превратить это в игру, чтобы она была веселой и интересной; это также отличный способ сблизиться с вашим ребенком.

2. Зеркальные упражнения

Дети с нарушениями артикуляции часто испытывают трудности с правильным движением рта, челюсти и языка при разговоре. Отличный способ обойти это – попросить вашего ребенка встать или посидеть с вами перед зеркалом. Когда вы говорите, совершенствуйте движения своего рта и превратите это в игру, чтобы ваш малыш мог распознавать движения своего собственного рта.

3. Пойте

Дети реагируют на мелодии; попробуйте побудить своего ребенка подпевать вам. Пойте медленно и делайте паузы на середине, чтобы побудить вашего ребенка заполнить пробелы, а когда у него получится, вознаградите его. Для логопедической терапии доступны специальные песни, поэтому обязательно попросите своего терапевта порекомендовать несколько, соответствующих возрасту вашего ребенка.

4. Настольные игры

Существует ряд чрезвычайно забавных настольных игр, которые могут помочь вашему ребенку в логопедической терапии и помогут вам сблизиться с ним. Посмотрите такие игры, как "Угадай, кто" или "Порыбачь". Вы также можете использовать самодельные карточки, чтобы поиграть со своим ребенком в "Лови рыбу". Игры делают все упражнения увлекательными и помогают вашему ребенку чувствовать себя менее напряженным во время их выполнения.

Делайте это медленно; не заставляйте своего ребенка выполнять эти упражнения и старайтесь распределять их в течение дня. Ведите дневник с вашими наблюдениями за развитием вашего ребенка, чтобы показать своему терапевту, как спланировать следующий курс действий.

 

Список литературы:
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. C. 136-145.
2. Громова Т. И. Языковая коррекция у детей с ОВЗ: теория и практика. – Санкт –Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена. – 2021. – 70 с.
3. Климова Е. А., Лебедева Н. В. Современные подходы к обучению детей с ОВЗ.  Москва: Издательство «Педагогика». – 2018. – С. 404-410.
4. Сафонов В.И. Информационные технологии и педагогические технологии / В.И. Сафонов // Современное образовательное пространство: новые методы и технологии. – 2017. – С. 136-141.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенси фикации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Селевко, Г.К. – М .: НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с.
6. Смирнова М.B., Ерома М.В., Трофимова И.Б., Зинченко М.В. Инклюзивное образование сегодня: проблемы и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. – 2022. – Т.12(2). – С. 231-239.